Викинги, бесстрашные мореходы и воины, оставили неизгладимый след в истории Европы. Их эпоха, охватывающая период с VIII по XI век, была временем широкомасштабных морских путешествий, захватывающих открытий и активной торговли. Жизнь викингов была неразрывно связана с морем: оно служило им источником пропитания, путем для торговых экспедиций и базой для военных походов.
Судостроение играло ключевую роль в культуре и успехе викингов. Без надежных, быстрых и мореходных кораблей они не смогли бы совершать свои далекие путешествия, осваивать новые территории и распространять свое влияние на обширные территории, включая Северную Америку и восточную Европу, достигая Каспийского моря.
Подтверждением высокого мастерства викингов-судостроителей служат многочисленные археологические находки, среди которых особое место занимают хорошо сохранившиеся корабли, найденные в разных частях Скандинавии. Гокстадский корабль, обнаруженный в 1880 году, поражает своей мощью и мореходностью. Озебергская лодка, датируемая IX веком, является настоящим шедевром декоративно-прикладного искусства викингов. И, наконец, сенсационная находка в Роскильде в 1957 году целого "кладбища" кораблей викингов позволила ученым получить новые знания об эволюции скандинавского судостроения. Именно эти и другие находки помогают нам сегодня воссоздать историю удивительных кораблей викингов, которые стали символом эпохи великих географических открытий и морских побед.
Суда викингов: драккары
Драккар — это боевой корабль викингов, ставший символом их морского могущества. Само название «драккар» происходит от древнескандинавского слова «dreki», что означает «дракон». И действительно, эти корабли, с их характерной формой и убранством, напоминали грозных мифических существ, готовых в любой момент обрушиться на врага.
Особенности конструкции:
- Киль, штевни, бортовая обшивка: Драккары имели прочный киль, выполнявший роль основы корпуса, и высокие, изящно изогнутые штевни — форштевень в носовой части и ахтерштевень в кормовой. Борта состояли из наложенных друг на друга досок обшивки, скрепленных деревянными нагелями и просмоленными веревочными швами. Такая конструкция обеспечивала судну гибкость и прочность, позволяя ему выдерживать удары волн и не разламываться на ходу.
- Материалы и способы соединения деталей: Основным материалом для постройки драккаров служил дуб — прочная и долговечная древесина. Доски обшивки тщательно подгонялись друг к другу и соединялись внахлест (клинкерная обшивка). В Озебергской лодке, например, доски дополнительно скреплялись мочаловыми тросами, пропитанными смолой. Такая технология обеспечивала герметичность корпуса и повышала его прочность.
- Размеры и форма: Драккары различались по размерам в зависимости от своего предназначения. Так, Гокстадский корабль, предназначенный для дальних морских плаваний, имел длину около 23 метров и ширину около 5 метров. Более малые суда использовались для прибрежного плавания и рек. Форма корпуса была узкой и длинной, с небольшой осадкой, что позволяло драккарам развивать высокую скорость и легко проходить мелководье.
- Паруса и весла: Драккары были оснащены большим прямоугольным парусом, который позволял им использовать силу ветра для движения. В безветрие или при маневрировании использовались весла, которыми работали гребцы, сидевшие на специальных банках. Число весел могло достигать 60 и более.
- Рулевое весло: Управление драккаром осуществлялось при помощи большого рулевого весла, расположенного на правом борту в кормовой части судна. Это дало начало современным морским терминам «штирборт» (от древнескандинавского «stýriborð» — «рулевой борт») и «бакборт» (от «bakborð» — «борт за спиной»).
- На знаменитом гобелене из Байё, изображающем нормандское завоевание Англии в 1066 году, можно увидеть детальные изображения кораблей викингов. Они представлены с высокими бортами, украшенными орнаментом и изогнутыми штевнями, на которых часто размещались резные фигуры драконов или змеиных голов.
- Драккары часто раскрашивались в яркие цвета, чтобы устрашать врагов и подчеркивать статус их владельцев. На бортах крепились круглые щиты викингов, которые также служили элементом декора. Резные фигуры драконов или змеиных голов на форштевнях символизировали силу, свирепость и удачливость в бою.
Драккары были не просто кораблями, а настоящими произведениями искусства, отражающими высокий уровень мастерства викингов-судостроителей и их особое отношение к морю. Они сыграли ключевую роль в истории викингов, позволив им стать грозой морей и расширить свои владения далеко за пределы Скандинавии.
Мореходные качества драккаров
Драккары славились своими выдающимися мореходными качествами, которые позволяли викингам совершать невероятные по тем временам путешествия.
- Способность преодолевать большие расстояния: Драккары были способны преодолевать огромные расстояния в открытом море. На них викинги достигли берегов Северной Америки задолго до Колумба, о чем свидетельствуют археологические находки и саги. Они также плавали в Средиземное море, доходили до берегов Северной Африки и Ближнего Востока, совершали набеги на Византию. Балтийское море также было хорошо знакомо викингам, которые активно торговали и воевали в этом регионе.
- Навигация викингов: Викинги были искусными мореходами. Они ориентировались по Солнцу и звездам, в частности по Полярной звезде, которую они называли «Путеводной». Существуют также гипотезы, что викинги могли использовать солнечный камень (разновидность исландского шпата) для определения положения Солнца в пасмурную погоду и даже примитивный компас, основанный на свойствах магнитной руды.
Погребальные суда викингов
Важной частью культуры викингов была традиция захоронения знатных людей в кораблях. Считалось, что таким образом покойный может отправиться в последнее путешествие в загробный мир — Вальхаллу.
- Традиция захоронения в кораблях: Эта традиция была распространена среди многих народов, живших у моря, но викинги довели ее до совершенства. Погребальные корабли обычно вытаскивали на берег, в них помещали тело покойного вместе с его оружием, личными вещами и даже домашними животными. Затем корабль засыпали землей, создавая своеобразный курган. Одним из самых известных примеров такого захоронения является находка в Саттон Хоу в Англии, где была обнаружена большая погребальная лодка VII века с богатым погребальным инвентарем.
- Озебергская лодка как пример погребального судна: Озебергская лодка, найденная в Норвегии в 1904 году, является одним из самых впечатляющих примеров погребальных судов викингов. Это было большое и красивое судно, длиной более 21 метра и шириной около 5 метров. Лодка была богато украшена резьбой, изображающей сцены из мифологии и истории викингов. Особенно выделяются резные фигуры животных на носу и корме лодки. Вместе с лодкой были найдены многочисленные предметы, сопровождавшие покойных в загробный мир: повозки, сани, кровати, сундуки, ткацкий станок, кухонная утварь. Также были найдены скелеты лошадей, собак и быков, которых принесли в жертву. Кроме того, в лодке были обнаружены останки двух женщин, одна из которых, предположительно, была знатной дамой.
Если статья понравилась, подписывайтесь на канал! Вас ждет еще много интересных историй!
Ставьте лайки — это помогает развитию канала!