Маргарита была в семье второй. Мишка, Гришка, Сашка, Дашка – это её младшие братья и сестра. Старшей сестрой была Анфиса. Разница у них в возрасте с Маргаритой была всего год. Мать рожала, отец работал. Мать иногда тоже работала, но это было редко. Зачем они рожали? А так получалось. За младшим детьми смотрели Анфиса и Марго. Все росли сами по себе, как цветы в поле. Одежду для детей давали благодетели: соседи и родственники. Ели, что бог пошлёт, огород был небольшой, а денег хватало на дешёвые продукты. Алкоголиками родители не были, просто жили по течению и ни к чему не стремились. Любили ли они детей? Наверное нет. Дети росли, им такая жизнь не нравилась, но они же дети, изменить ничего не могли. У других все хорошо, новая одежда, велосипеды. Велосипед у них был один на всех. Кто-то отдал совсем ржавый. Завидовали, но молчали.
Анфиса сбежала из дома, как только окончила девять классов. Родители на это практически не отреагировали, уехала и уехала, одним ртом меньше. Через год выяснилось, что она не училась, но возвращаться не собиралась. Чем она занималась никто не интересовался. Приехала она через год, в красивой одежде и с небольшими подарками для всех. Не забыла и отца с матерью.
- Марго, я за тобой. Нечего тебе здесь делать. Едем, пока не вышла замуж за Пашку. Я тебя устрою.
И Маргарита поехала. Она не представляла, чем занимается сестра. Моет посуду, убирает подъезды или метёт улицы. В её представлении всё так и должно было быть. Только вот сестра танцевала по ночам в ресторане, а днем отсыпалась.
- Марго, ты не подумай про меня плохо. Только танцы, и то в маске. Я же начинала с посуды. Шла мимо, объявление висит. Сразу взяли, неделю спала в подсобке, а потом меня пригласила к себе Оля. Вернее не к себе, а предложила снять комнату вместе. Она заплатила за первый месяц, а я за второй, когда деньги заработала. Потом вместе платили. Едим мы тут, так что на это тратиться не надо. Это я сейчас могу себе позволить всё, но экономлю. Не хочу жить, как мы в детстве. И детей не хочу. Смотреть не могу на них. Может когда-нибудь и рожу, но только одного, а может и нет. Место мойщицы свободно. Ты как? Согласна? Жить будем вдвоём, Ольга замуж вышла, место освободилось.
- Согласна. Но я хотела бы ещё и учиться.
- С твоей головой можно. Мне это не светит. Есть у меня немного сбережений. Приоденем тебя и будешь учиться. Документы не забыла? Но и работать надо.
- Я не отказываюсь работать. А может и ты будешь учиться?
- А куда будем поступать? Я бы могла быть поваром.
- Классно. Я тоже. А потом откроем свой ресторан.
- Это ты сильно размечталась.
Сестры шутили и смеялись. Они учились и работали. Иногда ездили к родителям. Там ничего не менялось. Мать всё больше сидела дома, а вернее лежала. Дом зарос бы грязью, если бы она не гоняла детей и мужа.
- Мишка дрова, вода. Гришка снег, картошка. Дашка посуда, бельё, пол, ужин обед... Отцу на работу соберите еду. Васька, деньги принёс?
***
У сестёр всё получилось. Анфиса давно не танцует, а преподаёт танцы. Не пошла она на повара, не её это. Танцам обучает бабушек и всех, кто хочет удивить своих половинок. У неё нет детей, хотя она вышла замуж, супруг иметь не может. Их это вполне устраивает.
Маргарита тоже вышла замуж. С мужем они открыли небольшую сеть пекарен. У них единственная дочь. Они так решили.
Обе семьи счастливы.
Только вот братьев вытащить не удалось. Не хотели они уезжать, привыкли к командам матери. Женились и стали тихими подкаблучниками, как их отец. Самая младшая Дашка осталась с родителями, в город ехать отказалась категорически. Кому-то надо ухаживать за матерью и отцом. Мать так сказала, а о старших дочерях она говорила плохо.
- Вырвались, выбились. Могли бы и дом нам новый построить. Холодно стало, из каждого угла дует, печь развалится скоро. Внуков от них не дождаться. Женщины, а не рожают. А ты, Дашка, когда замуж выйдешь? Хоть внуки нам помогать будут.
А Дашку замуж никто не берёт. Все знают из какой она семьи. Матери потенциальных женихов своих сыновей предупреждают сразу, да и сами они не дураки, зачем им жена на диване и дети в обносках.
***
Про новый дом мать говорила зря. Старшие дочери оплатили хороший ремонт, не дует и печь новая. Всё-таки родители, а другие дети не способны на это, сами ждут подачек, Мишка, Гришка, Сашка. Но матери всего мало. Дочери уехали, а могли бы тут рядом быть и команды исполнять.
Иногда большая семья это очень хорошо. И хорошо, когда в семье любовь, доверие, взаимопонимание.