В 1962 году в Японии впервые появилось «чудо-средство», которое называлось «Рипобитан D» (Lipovitan D). Оно и работоспособность повышало, и от переутомления спасало. Настоящая панацея в эпоху экономического чуда, когда работа выходит на первый план! Или нет?
Само название «Рипобитан» образовано от слов lipoclasis (рус. липолиз – расщепление жиров) и «витамин». Так что неудивительно, что витаминов туда добавляли по максимуму – от A до E. И, как и в любой другой энергетик, туда входил (и всё ещё входит) кофеин – 50 мг на 100 мл. Для сравнения: в Red Bull на это же количество приходится 30 мг.
До красивых баночек нынешних энергетиков было ещё далеко. Тогда «Рипобитан» продавался в двух видах – в таблетках и в ампулах. Особенной популярностью пользовался вариант в ампулах, который назывался リポビタン液 рипобитан эки, где эки – это «жидкость». В «жидкую» ампулу добавляли таурин – вещество, улучшающее энергетические и обменные процессы в организме. Таурин и сегодня частый гость в составе энергетиков.
«А вот если бы „Рипобитан” было ещё проще пить, то все могли бы легко поддерживать своё здоровье, и стало бы вообще замечательно», – так в один прекрасный день подумал Уэхара Сёкити, глава компании, где производили энергетик. На этом его размышления не закончились. «Мало сделать так, чтобы пить было легко, нужно ещё и на вкусе сосредоточиться», – решил он.
Сказано – сделано. Ампулу увеличили, и теперь она вмещала 100 мл. Над вкусом тоже поработали: уменьшили привкус и запах действующих веществ. В таком виде «Рипобитан» уже напоминал свою нынешнюю версию.
В 1955 году началась эпоха японского экономического чуда – эпоха «быть бодрым и продуктивным». В таких условиях «Рипобитан» охотно покупали.
Когда его только начали продавать, энергетик стоил 150 иен. Для сравнения: бутылка молока в то время обошлась бы в 18 иен, а цены на такси начинались от 80 иен. Дороговато, да? Возможно, «Рипобитан» и не обрёл бы такого успеха, если бы не… бейсбол.
В то время живым символом энергетика стал О Садахару – известный бейсболист, получивший прозвище «король хоум-рана». Хоум-ран – это точный и сильный удар по мячу, от которого тот улетает за пределы поля. Садахару, тогда только начинавший свою карьеру, делал хоум-раны один за другим, чем привлёк всеобщее внимание. Неудивительно, ведь в Японии бейсбол – самый популярный спорт.
Среди работников магазинов даже появилась байка: если Садахару удачно отбивает очередной мяч, продажи энергетика взлетают вдвое.
Маркетинг всему голова
Энергетические напитки куда приятнее пить охлаждёнными, правда? Даже к такому вопросу, как температура продукта, японцы подошли новаторски. Именно ради «Рипобитана» в аптеках впервые начали использовать холодильники-ящики. Это сейчас невозможно представить без них аптеку, а тогда целый агрегат, чтобы держать товар в холоде, казался чем-то невероятным.
Казалось бы, что ещё можно придумать, чтобы привлечь внимание к продукту? Отвечаем: построить из него башню! Упаковки «Рипобитана» начали складывать так, что прямо среди магазина вырастала многоярусная башня. Называется такое сооружение リポDタワー рипо D тава:, где тава: – калька с английского tower.
Благодаря таким творческим идеям «Рипобитан» превратился в хит продаж, однако босс компании, Уэхара, считал, что дело не только в креативности. По его мнению, «благородный» бизнес стоит на трёх китах – честности, трудолюбии и энтузиазме, и самый важный из них – честность.
А что сейчас?
«Рипобитан» всё ещё популярен! Но, конечно, время не стоит на месте, и теперь у продукта множество разновидностей и вкусов. Появились другие варианты упаковки – например, мягкая.
«Рипобитан» можно купить не только в Японии – он экспортируется в 11 стран, в том числе в Китай, Таиланд, Америку и другие. России в числе этих стран, к сожалению, нет. Но кто знает, может, однажды и у нас на прилавках появится первый в мире энергетик?..