Найти в Дзене
Tallis

Сказ о том, как революционер и "неформал" российского психоанализа выявлял психические расстройства в РКП(б)

Всем здравствуйте. Про Арона Залкинда хотела рассказать. Персонаж, о котором мало что сохранилось, даже завалящей фотографии нет... А это, можно сказать, первопроходец отечественной психологии первой трети двадцатого века. Сегодня его даже особо не цитируют. Разве только "по приколу". Кстати, именно благодаря Залкинду, в СССР "сEXа не было"😉. Итак Кстати, даже дата рождения Залкинда сегодня - спорный вопрос. В документах МПГУ имени Ленина (ранее 2-й МГУ) хранится документ на Арона Борисовича, который он заполнял своей рукой, где значится дата рождения 05.07.1989 года. Такая же дата фигурирует в Советской Энциклопедии. В справочнике «Российские психоаналитики» вообще 1886 год. В других источниках - 1988 год. Напишем 1988 -й. Думаю, ничего страшного. Друзья, у меня тут материалов - пачка! Все черновиком болталось еще с осени. А про него, собственно, про самого, про личность не сохранилось вообще ничего. Ни мемуаров, ни воспоминаний коллег... Еврейский парень из Харькова, мечтавший о
Оглавление

Всем здравствуйте.

Про Арона Залкинда хотела рассказать. Персонаж, о котором мало что сохранилось, даже завалящей фотографии нет... А это, можно сказать, первопроходец отечественной психологии первой трети двадцатого века. Сегодня его даже особо не цитируют. Разве только "по приколу".

Кстати, именно благодаря Залкинду, в СССР "сEXа не было"😉.

Итак

Арон Борисович ЗАЛКИНД (1888–1936)

Кстати, даже дата рождения Залкинда сегодня - спорный вопрос. В документах МПГУ имени Ленина (ранее 2-й МГУ) хранится документ на Арона Борисовича, который он заполнял своей рукой, где значится дата рождения 05.07.1989 года. Такая же дата фигурирует в Советской Энциклопедии. В справочнике «Российские психоаналитики» вообще 1886 год. В других источниках - 1988 год. Напишем 1988 -й. Думаю, ничего страшного.

Единственная фотография черт-те какого качества, взятая из Википедии
Единственная фотография черт-те какого качества, взятая из Википедии

Друзья, у меня тут материалов - пачка! Все черновиком болталось еще с осени. А про него, собственно, про самого, про личность не сохранилось вообще ничего. Ни мемуаров, ни воспоминаний коллег...

Еврейский парень из Харькова, мечтавший о медицинской карьере. Окончил Московский университет в 1911 году. Специализировался на психоневрологии. Все.

Как все революционные деятели, А. Залкинд горел своими идеями, однако, сильно "перегнул" в практическом исполнении. Наследие педологии Залкинда, скорее, предостережение потомкам, дабы не повторять ошибок прошлого

Взгляды и намерения

Думаю, что тут можно привести одну его цитату, где он дает определние творчеству. Намерения у него были масштабные!

Какой бы области оно ни касалось – это процесс максимального, наивыгоднейшего использования душевных сил для достижения крупнейших, в пределах данного положения, целей (с) А. Залкинд

Будучи студентом, Залкинд увлекался З. Фрейдом. Тогда фрейдизм был новшеством и экзотикой в России.

К 1910 году, в среде западных психоаналитиков произошел "раскол". Психоаналитики поделились на два лагеря - приверженцы Фрейда и Альфреда Адлера.

Для справки: по Фрейду - сексуальность является основным фактором, определяющим поведение человека, бессознательное лежит в основе формирования личности. По Адлеру - главный мотив в поведении человека - стремление к власти, в основе формирования личности лежит социальный фактор (окружение), а эдипов комплекс вообще не существует.

Арон Залкинд больше склонялся к адлерианству в своих подходах к психоанализу. Взялся анализировать с позиций адлерианства сомнамбулизм. Его статьи публиковались в журнале "Психотерапия" еще до Первой мировой (империалистической) войны.

Во время войны Залкинд три года провел на фронтах, в составе действующей армии. Революцию принял с восторгом, вступил в РКП(б) в 1921 году и стал рьяным фрейдо-марксистом.

Дальше - веселее. Залкинд начал проводить психоаналитические эксперименты внутри партии. Ну, а почему бы и нет?

"Своеобразный контингент"

О, да! Контингент, тогда, после революции и гражданской войны, там был еще тот. Можно себе представить, как, тогда и там, выглядели психо-портреты партийцев.

Работа-работа-работа-борьба-борьба-борьба, в сорок лет старик...умер.

Я без малейшей доли иронии, это реально так и выглядело. Суровые, вечно напряженные люди с тяжелым взглядом и целым рюкзаком травматического опыта за спиной.

Консультируя своих товарищей по партии, Залкинд понял, что "психоанализировать" тут бесполезно. И вырабатывает новый взгляд на проблемы душевного здоровья и болезни. Совершенно фанатический, идеологизированный до нельзя, но ВЗГЛЯД.

Великая французская революция как массовая лечебная мера была полезнее для здоровья человечества, чем миллионы бань, водопроводов и тысячи новых химических средств

О, как!

Так вот, продолжим про аналитику Залкинда в рядах компартии. В середине 20-х годов появляется книга «Очерки культуры революционного времени». Там А. Залкинд проводит психодиагностику всем работникам партии)).

На партактиве лежит основная нагрузка революционного строительства. Люди "горят", как спички. Тридцатилетний человек, по здоровью, близок к сорока пяти годам. В сорок - практически старик (как мы упомянули выше).

Причины этого А. Залкинд видел в следующем:

  • постоянное нервное напряжение
  • перегруженность работой
  • нарушение гигиенических норм
  • культурная отсталость (да, он высказывал такие свои мысли. И его не расстреляли.)

По исследованиям Залкинда, почти девяносто процентов большевиков страдают неврологическими расстройствами, гипертонией и нарушениями обмена веществ. Он назвал этот симптомокомплекс "парттриадой". Даже статья выходила (и тут к стенке не поставили!) "о язвах РКП", в которой он проводит социально-политический анализ клинической картины партийцев. Среди деятелеЙ оппоцизионной большевикам фракции, по Залкинду, были распространены психоневрозы. Причина - избыточная эмоциональность (ну, если очень грубо, схематично, лапидарно, это и есть невроз).

Эво как!

"Лечить" такую избыточную эмоциональность Арон Залкинд предлагает "усилением партийного перевоспитания".

Если бы у РКП(б) были такие коты, нервного напряжения было бы гораздо меньше) Фанечка и Маффин поздравляют всех вас с наступающим 2025 годом.
Если бы у РКП(б) были такие коты, нервного напряжения было бы гораздо меньше) Фанечка и Маффин поздравляют всех вас с наступающим 2025 годом.

Среди студентов-коммунистов, тяготеющих к троцкистскому оппозиционному течению, Залкинд выявил психические расстройства у половины молодых людей.

Как мы помним из истории, введение НЭПа в марте 1921 года повергло многих в серьезный стресс. Кое кто тогда даже намылил веревку со словами "не для того кровь лили, чтобы снова торгаши нами командовали".

Сегодня мы никого не критикуем, не проводим политический анализ. После революции и "гражданки" народ было нужно просто накормить и снабдить базовыми товарами необходимости. Ибо невозможно все раздолбать и на голом пустыре, по щелчку пальцев, создать нормальную, функционирующую систему. На это нужно время. Поэтому - гибкая диалектика и "творческий" марксизм. Нужно было с чего-то начинать.

Так, вот, к "пациентам" Залкинда, к молодым троцкистам.

Примеры:

Парень двадцать два года. Диагноз "Депрессия". В гражданскую - комиссар полка. "Жить противно" из-за НЭПа.

Красный командир, страдает "истерическим сомнамбулизмом" из - за "жирных и нарядных" НЭПманов.

Нормально, что тут сказать. Аж интересно, а как бы Арон Залкинд, доживи он до сегодняшнего дня (или, хотя бы реинкарнируйся), оценил нашу с вами, современную, повальную невротизацию?

СеXу - свое место!

Половому вопросу Залкинд посвятил довольно много ресурса.

Пара работ А. Залкинда на половую тематику:

  • "Половой фетишизм", 1925 г.
  • "Половое воспитание", 1930 г.

По мнению Залкинда, современный человек (человек Того времени) страдает половым фетишизмом, и прямая задача новой науки - поставить секс на должное место.

Необходимо, чтобы коллектив больше тянул к себе, чем любовный партнер (с) из 12 заповедей полового поведения революционного пролетариата.
Вот оно. Смотрите.
Вот оно. Смотрите.

Так вот. Другие тогда задачи стояли у людей. У них была историческая миссия и ничего не должно было их отвлекать.

Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешиваться в половую жизнь своих членов. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая (с)

Сегодня заповеди Залкинда звучат, как анекдот. Однако, ещё раз (!), начинать с чего-то было надо.

Напоминаю - на улице период только-только становления молодого советского государства. Не появляется "хорошо" по щелчку пальцев, само. Его, это "хорошо" делать надо. Это процесс.

Сексуальную культуру, культуру любви, семьи нужно формировать. И, при этом, еще и про революцтионную целесообразность не забыть.

Кстати, друзья, эти книги есть. "Половой фетишизм" 1925 года я прочитывала. Наискосок, по вопросам статьи, но читала. Можно было "скринов" налепить, да и бросить, но я расскажу сама. Попробую, на пару абзацев.

Как БЫЛО и как размышлял над половым вопросом Залкинд

А. Залкинд характеризует человека эсплОататорской эпохи (тогда писалось так, далее будем "эксплУатировать"), как пресыщенного половыми переживаниями.

Человек окрашивает в половые тона весь мир (с) Ф. Ницше

Почему же, по Залкинду, половой фактор перевешивал более жизненно и социально значимые "инстинкты" человека, такие, как самосохранение и социальный инстинкт?

Мы с вами давали пачку материалов насчет инстинктов. Есть они у человека или нет - вопрос дискуссионный до сих пор. Но то, что инстинкта размножения, материнского инстинкта (его мы и обсуждали с вами), скорее всего, нет, описывали еще Тогда и Там.

Нет стремления, прямо-таки, "размножиться по плану". Есть

...физиологическое стремление к разгрузке организма от полового содержимого, от полового секрета. Разгрузке, которая может собою никакого размножения и не создавать (с) "Половой фетишизм"

А обусловлен этот перекос полового над социальным некой мистической, сакральной идеей "рода", "благородства", которую тогдашняя буржуазия насаждала пышным цветом.

Половой элемент насквозь пропитал всю литературу, одежду, манеры поведения. Причина этого, по Залкинду, одна:

Эксплуатароская культура избыточно переоценила половой элемент человеческого бытия. Она привлекла в сторону половой жизни бораздо больше энергии и внимания, чем биологический организм этого требовал. Произошло же это в силу уродливых условий эксплуататорской культуры, хаотически распоряжавшихся человеческой энергией, отбрасывая ее от производительного использования в сторону паразитизма (с) "Половой фетишизм"

Когда Петр III (тот самый Карл Петер Ульрих Гольштейн Готторпский) подписал в 1762 году "Манифест о вольности дворянской" - именно тогда дворянство, официально освобожденное от обязательной государевой военной службы, превратилось в паразитирующую "новую" буржуазию, которая только и занималась, что балами, парадами невест, всяческим украшательством "полового элемента". Других дел и интересов, видать, не было.

И да, когда читаешь литературу о России царского времени, в собирательный термин "Россия" входило только дворянское сословие. Которое не обедает раньше четырех часов пополудни, по субботам выезжает на охоту и цельный день пьет кофий и считает недоимки с имений. Про Россию от слова "большинество населения", сиречь - крестьян, там не рассказывается. Эта "энергия" вообще в рассчет не бралась. Оно жило как-то там, чуть ли не вытесненное за пределы экономики.

Это так, ремарка.

Давайте - к А. Залкинду.

Согласитесь, на счет "половых заповедей", старина Залкинд был весьма прозорлив.

Ведь вся теория и практика полового воспитания в семье и школе, всю советскую эпоху, была построена на этом. Если сформулировать точнее и современнее – на идее сублимированного либидо.

А автора теории и забыли...

Да, это, конечно, крайность - возможность другим встревать в личную жизнь товарища, половое поведение должно обслуживать интересы класса и идеологию и прочее.

Но сильно ли лучше другая крайность, наша, современная, где половое и сексуальное скачет на всеобщем обозрении?

Может, и правда, половой вопрос не должен занимать слишком много места в жизни человека?

И только тогда он будет Человек, когда его ум будут занимать более интересная и продуктивная деятельность, развитие личное и коллективное, хобби, размышления и мечты более высокого полета. А половое будет находиться на своем месте, где ему отведет сам Человек.

Сначала он говорит: «Хочу есть». Тогда он еще не человек. А потом он говорит: «Хочу знать». Вот тогда он уже Человек. Ты чувствуешь, который из них с большой буквы? (с) А. и Б. Стругацкие, книга "Возвращение", из сборника "Дни Кракена"

Такие дела.

Все равно всего не рассказала. Там материала, реально, пачка. Не хотелось про sеХуальтость, но как же Арон Залкинд, революционер советского образования и воспитания без полового вопроса? Пришлось целую простыню ваять, и еще на следующий год осталось)))

Подписывайтесь, все-таки, на мой канал и телеграм. Вдруг понравится)

А про Залкинда - договорим обязательно. В следующем, 2025 году (может раньше, посмотрим).

С Наступающим, друзья!

-4