Найти в Дзене
Konnichiwa Club | Всё о Японии

«Сильные и независимые» японские девушки XX века

Модан гару (modern girl) – новый культурный образ, появившийся в Японии в 1920–1930 годах. Это была работающая молодая женщина, финансово и эмоционально независимая от мужчины. Она курила, смотрела современное кино, слушала джаз и тратила деньги так, как ей вздумается. Однако появление этого феномена среди молодых женщин в Японии представляло собой нечто большее, чем просто мимолётное увлечение западной модой. モダンガール модан га:ру от англ. modern girl (или сокращённо «мога»), то есть «современная девушка» – это японский эквивалент флэпперов (flappers, досл. «хлопушки» – эмансипированные девушки 1920-х годов) в США или гарсонов (garçonnes, досл. – «пацанки», эмансипированные девушки 1920-х годов) во Франции. Японские модницы отказались от традиционных кимоно, а вместе с этим и от консервативных ценностей. Продолжающаяся ещё с эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.) вестернизация заставляла японское общество постепенно переосмыслить традиционные принципы. И в этом смысле можно с уверенностью сказать,
Оглавление

Модан гару (modern girl) – новый культурный образ, появившийся в Японии в 1920–1930 годах. Это была работающая молодая женщина, финансово и эмоционально независимая от мужчины. Она курила, смотрела современное кино, слушала джаз и тратила деньги так, как ей вздумается. Однако появление этого феномена среди молодых женщин в Японии представляло собой нечто большее, чем просто мимолётное увлечение западной модой.

Истоки

モダンガール модан га:ру от англ. modern girl (или сокращённо «мога»), то есть «современная девушка» – это японский эквивалент флэпперов (flappers, досл. «хлопушки» – эмансипированные девушки 1920-х годов) в США или гарсонов (garçonnes, досл. – «пацанки», эмансипированные девушки 1920-х годов) во Франции. Японские модницы отказались от традиционных кимоно, а вместе с этим и от консервативных ценностей.

Продолжающаяся ещё с эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.) вестернизация заставляла японское общество постепенно переосмыслить традиционные принципы. И в этом смысле можно с уверенностью сказать, что модан гару были отражением времени, в котором они жили, времени перемен.

«Подвыпившая», Кобаякава Киёси, 1930 год
«Подвыпившая», Кобаякава Киёси, 1930 год

Общественная оценка

Модан гару были не очень многочисленны, но сам образ имел важное значение для массовой культуры. Неслучайно в 1920-х в Японии произошёл настоящий взрыв различных медиаиндустрий. Кино стало популярной и общедоступной формой развлечения, расширялась музыкальная индустрия, а миллионы японцев зачитывались журналами и газетами.

Образ и взгляды «современных девушек» распространялись через эти недавно появившиеся средства массовой информации и побуждали японок подражать одежде, причёскам и жизненным позициям красавиц с экрана.

В СМИ модан гару символизировали богатство и личную свободу. Образ модан гару часто использовался в рекламе, особенно косметических продуктов. Популярные женские журналы публиковали статьи, заметки о моде и советы для девушек, ведущих «современный» образ жизни. Журнал «Дзёсэй» (女性, «Женщина») стал «библией» модан гару. С другой стороны, в националистической прессе модан гару часто обвиняли в легкомыслии, сексуальной распущенности, эгоизме и слепой приверженности западным идеалам.

Реклама универмага Сирокия с участием модан гару на пляже в Камакуре в префектуре Канагава, 1929 год
Реклама универмага Сирокия с участием модан гару на пляже в Камакуре в префектуре Канагава, 1929 год

Самый яркий пример мога в литературе – это главная героиня романа «Наоми» Дзюнъитиро Танидзаки, представляющая собой классический образ «современной девушки». Старшее поколение посчитали эту историю слишком непристойной и рискованной для публикации, однако роман был настолько популярен среди молодёжи, что впоследствии журнал «Дзёсэй» всё же опубликовал его полностью.

Образ и поведение

Появление модан гару стало возможным благодаря постепенному изменению роли женщины в японском обществе. Увеличивающиеся темпы урбанизации позволили молодым женщинам получить больше финансовой свободы и независимости. Благодаря обязательному образованию, введённому ещё в эпоху Мэйдзи (1868–1912 гг.), у этих женщин было больше возможностей для трудоустройства и, следовательно, денег, что давало им возможность экспериментировать с внешним видом и пробовать новые виды досуга. Своё свободное время мога предпочитали проводить за разного рода развлечениями: ходили за покупками, смотрели кино, слушали джаз, посещали кафе, пили алкоголь и много курили.

-4

Чаще всего модан гару встречались среди определённых профессий, таких как актрисы, официантки и танцовщицы.

«Современных девушек» отличала также свобода в выборе партнёров. Так, модан гару часто ассоциировались с любовницами. Некоторые беспорядочно вступали в половые контакты.

Мода

Консервативная одежда сменилась яркими кимоно и платьями в западном стиле. В моду начали входить экзотические мотивы на тканях, геометрические рисунки, экстравагантные цвета. Покрой кимоно тоже мог подвергаться модификации. В моде были стильные чулки и туфли на каблуке в стиле вестерн. Мога рисовали брови, глаза подчёркивали тенями и подводкой, пользовались тёмно-красной помадой, носили короткие стрижки-боб.

Женщины, одетые в западном стиле, в токийском районе Гиндза, начало 1930-х годов
Женщины, одетые в западном стиле, в токийском районе Гиндза, начало 1930-х годов

Важно отметить, что у модан гару был мужской аналог – «современный парень», или модан бой (モダンボイ, от англ. modern boy). Но молодые люди в щегольской одежде были второстепенной фигурой на фоне популярных модан гару, для которых модан бой были скорее неким аксессуаром к образу.

Критика

В отличие от феминистских «новых женщин», появившихся в конце XIX века, модан гару были в значительной степени аполитичны. Однако они одним своим образом воплощали либерализацию социальных и культурных норм, угрожая образу рёсай кэмбо (хорошая жена и мудрая мать). За это мога в конечном итоге были раскритикованы японскими консерваторами.

Критика исходила из противоположных концов политического спектра. Так, одни опасались, что модан гару и модан бой обратятся к политике и поддержат коммунистическую революцию в Японии.

На обложке журнала Tokyo Puck – карикатура, изображающая модан гару и модан бой в образах «мальчика Маркса и девочки Энгельса», идущих по улицам Токио с красными книжечками в руках, 1929 год
На обложке журнала Tokyo Puck – карикатура, изображающая модан гару и модан бой в образах «мальчика Маркса и девочки Энгельса», идущих по улицам Токио с красными книжечками в руках, 1929 год

Другие же подвергали критике гедонистический и потребительский образ жизни капиталистической системы, распространяемый представительницами мога.

После того, как правительство в 1930-х начало требовать всё более строгого образа жизни, модан гару, которые когда-то приводили в восторг целую нацию, были исключены из рекламных кампаний. А решение японского правительства запретить джазовые пластинки и прочую англо-американскую музыку в 1943 году стало кульминацией многолетней культурной войны, в ходе которой модан гару были смещены образом покорной, но воинственной «ямато-надэсико».

Понравилась статья? Ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь (´• ω •`)ノ