Найти тему
Кино-теле-оборзение

"Субстанция" - фильм про борьбу с самим собой и про то, чем это заканчивается

Первое, что хочется сказать: не смотрите этот фильм на сытый желудок. Жанр боди-хоррора (в дословном переводе - ужас тела) считается, по определению, избыточным, смысл жанра как раз в гиперреалистичных сценах. Зритель должен поверить, что все происходящее на экране - не понарошку.

Деми мур на съемках
Деми мур на съемках

Синопсис фильма очень напоминает старый голливудский шедевр - "Смерть ей к лицу". В центре сюжета - та же погоня увядающей знаменитости за молодостью. Главная героиня в прекрасном исполнении Деми Мур всё поставила на карту, чтобы добиться известности. Теперь она телезвезда, у которой нет ни семьи, ни детей, в общем, ничего кроме работы. Элизабет Спаркл, так зовут героиню, исполняется 50 лет и ее вышвыривают на пенсию. Для нее это значит - потерять всё.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Неожиданно Элизабет узнает, что существует что-то вроде тайного клуба людей, прибегнувших к новейшему средству омоложения. Оно называется "Субстанция", или "Вещество" (в дословном переводе "темный туман"). Субстанция - это такое новое слово в науке, настоящий прорыв в сфере технологий омоложения, но это средство распространяется среди покупателей через черный рынок, оно запрещено к использованию, и к середине фильма зритель начинает понимать, почему.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Дальше не буду спойлерить, но, как вы можете догадаться, ничего хорошего из гонки за молодостью не выходит. Если у героинь "Смерти ей к лицу" есть хотя бы мужчина (один на двоих, правда), который создает подобие семьи, то Элизабет приходится одной бороться и со своими страхами, и с нагрянувшими из-за "Субстанции" проблемами.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Все отмечают, как прекрасно сыграла главную роль Деми Мур. И тут ей пришлось догонять уходящее время, ведь актрисе 61, а ее героине - 50. Многие называют эту роль лучшей в карьере Мур. Во второй части "Субстанции" актрисе пришлось играть в сложном пластическом гриме, изменить осанку, походку, мимику, голос. Это действительно большая актерская работа! Я уже не говорю о том, что Деми Мур позволила гримерам изуродовать себя до неузнаваемости и предстала перед зрителями в таком виде.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Проблема увядающей красоты, конечно, знакома и самой Мур. Она пережила что-то подобное истории Элизабет Спаркл и в своей жизни. Будучи замужем за молодым Эштоном Катчером, Мур потратила сотни тысяч долларов на то, чтобы вернуть себе молодость лица и тела. Это не говоря о ежедневных изнурительных тренировках и диете. И сейчас, спустя столько лет, выглядит она великолепно. В обнаженных сценах актриса не стесняется показывать тело. Да, это тело не 20-летней девушки, но и не старухи. Всем бы так выглядеть в 61!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Перед Деми Мур, как и перед Элизабет Спаркл, однажды встала проблема неотвратимо меняющегося тела. Тела, которое начинает жить своей жизнью, увядать, перестает тебя слушаться, плохо выглядит, и ты ничего не можешь с этим поделать. Мур уже пережила это на личном опыте и снова переживает со своим бывшим мужем Брюсом Уиллисом. Актер заболел лобно-височной деменцией, его мозг необратимо изменяется, лечения болезни пока не придумали. Из-за деменции Уиллис не может говорить, он перестал узнавать родных и с трудом двигается. Всё, что остается близким людям, - беспомощно наблюдать.

С Эштоном Катчером
С Эштоном Катчером

Пытаясь вернуть молодость, Мур в один момент увлеклась и переборщила с филерами в лице. Тогда актриса столкнулась с волной критики и даже хейта. На время она действительно стала неузнаваемой, однако продолжала смело выходить на публику. Это еще одна проблема людей, чья профессия связана с публичностью, кому постоянно нужно быть на виду. Малейшее изменение твоей внешности подвергается обсуждению и осуждению.

Деми в купальнике
Деми в купальнике

Что же касается нового фильма, сценаристы нашли изящное решение проблемы старения. Волшебная субстанция выделяет из человека его лучшую версию - молодую, красивую, энергичную. Эта версия начинает жить свою жизнь, пока тело-носитель продолжает стареть. Обе версии (носитель и молодое тело) - это две части одного целого, одно без другого не способно выжить. Однако, вместо того, чтобы поддерживать друг друга, молодая и старая версии начинают конкурировать и взаимно друг друга уничтожать.

Еще одно фото в купальнике (здесь актрисе 59 лет)
Еще одно фото в купальнике (здесь актрисе 59 лет)

Сейчас много говорят о том, что этот фильм - еще один гимн феминизму. Мол, посмотрите, на что приходится идти бедным женщинам, чтобы выживать в мире жестоких мужчин! И действительно мир мужчин представлен в этом фильме крайне отвратительным персонажем Денниса Куэйда. Он играет телевизионного продюсера и начальника Элизабет по имени Харви (привет Харви Вайнштейну). Но мне кажется, что такая феминистическая трактовка "Субстанции" слишком поверхностна. Уж очень карикатурным вышел Харви, да и страхи Элизабет, связанные со старостью, существуют безотносительно к выходкам продюсера.

Кадр из фильма "Смерть ей к лицу"
Кадр из фильма "Смерть ей к лицу"

Если воспринять фильм как метафору, то все становится понятно и просто: в борьбе с самим собой победителей не бывает. Конечно, в сценарий заложено много смыслов: и о невозможности обратить время вспять, и о съедающем одиночестве, которое не исправить деньгами и славой. Но центральная идея, на мой взгляд - борьба с самим собой - это тупиковый путь. Всё, что есть внутри тебя, каким бы пугающим или уродливым оно не было, невозможно изъять без ущерба для целого. Даже с самыми нерпиглядными частями своей личности придется смириться. Иначе, жизнь превратиться в хоррор, что мы и увидели на экране.