Найти тему

Каким было японское детство в восьмидесятые

Оглавление

Фишки, машинки на батарейках, коллекционирование карточек, фанатение от велосипедов, видеоигры на приставке — знакомый ассоциативный ряд? Что ж, на самом деле он возникает не только у детей постсоветского пространства, но и у японцев, выросших в восьмидесятых — период экономического расцвета страны.

Сильная экономика

Экономика Японии 80-х процветала. За восьмидесятые курс иены укрепился в два раза — с 240 до 130 иен за американский доллар.

Во второй половине восьмидесятых начались спекуляции на рынке недвижимости. Так, в 1989 году в токийском квартале Гиндза цена за квадратный метр земли достигала миллиона долларов. Уже во второй половине восьмидесятых налицо были признаки экономического пузыря, в который попала Япония. Сумасшедший рост цен на землю привёл к тому, что многие японцы стали ездить на работу из далёкого пригорода — по два часа в один конец.

Японская самобытность никуда не исчезла, когда в Японию пришла глобализация на пару с западной культурой и её трендами. Многие японские товары, которые сейчас многие иностранцы высоко ценят и любят, тогда создавали с расчетом только на внутренний, японский рынок.

Отличия от современной Японии

Сразу бросались в глаза поезда. Состав зелёной линии Яманотэ выглядел как-то так:

-2

Вагоны были сделаны из стали, и их вскоре заменили на более лёгкие и сравнительно недорогие вагоны из нержавеющих металлов. А ёще поезда красили в разные цвета, и выглядели они красочнее, чем современные.

Разнообразные мелодии, которые возвещают о прибытии или отбытии состава, — визитная карточка метрополитена Токио. Раньше вместо них играли резкие и громкие звуки, которые особенно раздражали офисных работников «салариманов», измотанных после рабочего дня. Когда ж\д пути приватизировали в 1987 году, музыку поменяли на более спокойную. Похожие мелодии используются и сегодня.

Час-пик в метро тогда был таким же беспощадным, как и сегодня:

Час-пик на станции Синдзюку, 1984 год
Час-пик на станции Синдзюку, 1984 год

Повседневная жизнь ребёнка

У каждой семьи в доме стоял дисковый телефон.

Сотовые еще не появились, и номера друзей приходилось запоминать или записывать. Сам Таро вспоминает, что когда он звонил одноклассникам, то чаще всего трубку брал кто-то из домашних.

В домах у японцев уже стояли обычные западные туалеты, но в общественных местах оставались старомодные «дырки».

-4

Взрослые курили буквально везде.

Старинный японский автомат с сигаретами
Старинный японский автомат с сигаретами

McDonalds и Lotteria (ещё одна сеть ресторанов) только начали осваивать японский рынок, а магазинчики 7-eleven пока не облюбовали каждый уголок в Японии. Ни о Star Bucks, ни о фотобудках пурикура ещё никто не слышал. Сейчас такое сложно даже представить!

McDonald`s в 70-е
McDonald`s в 70-е
Ресторанчик Lotteria
Ресторанчик Lotteria

Как развлекались дети?

Игровая приставка «Фамиком» от Nintendo — и этим всё сказано («фамиком» — сокращение от family computer). В 80-е Японию впервые появились видеоигры, и у всех японцев в возрасте от 30 до 50 лет в памяти хранятся приятные воспоминания о фамикомах.

-8
-9

В школьном классе было по 30-40 учеников — и почти у всех были свои «фамикомы». На переменах ребятня обсуждала популярные видеоигры, а родители часто запрещали детям играть в приставку более часа в день. Все настолько привыкли к «фамикомам», что когда удавалось найти какое-нибудь развлечение помимо видеоигр, для ребят оно становилось словно глотком свежего воздуха. Одна из первых игр жанра JRPG Dragon Quest Series и аркада Super Mario Bros — популярные видеоигры восьмидесятых.

Super Mario Bros
Super Mario Bros
Серия игр Dragon Quest
Серия игр Dragon Quest

Велосипеды давно стали частью жизни японцев. Особенно тех, кто жил в пригороде. Все мальчишки тогда фанатели от навороченных велосипедов: у многих ребят они были с переключаемыми скоростями (обычно с пятью-шестью) и обязательно со спидометром.

Мальчишки частенько собирались и на великах ехали играть у магазинчиков, где продавались сладости и разные побрякушки — дагасия (駄菓子屋). Уже тогда такие лавки начали закрываться, и сегодня их почти не встретить.

Магазинчик сладостей 駄菓子屋 дагасия
Магазинчик сладостей 駄菓子屋 дагасия

В них можно было купить машинки на батарейках и коллекционные карточки Bikkuriman Chocolate. Карточки шли в упаковке с вафлями: у каждого изображенного на них персонажа была своя история, и каждый ребёнок мечтал собрать полную коллекцию.

Также покупали ластики, выполненные в виде фигурок персонажей из популярного тогда аниме и манги «Кинникуман» (キン肉マン). Название буквально переводится как «Человек-мышцы».

Ластики в виде фигурок персонажей «Кинникуман»
Ластики в виде фигурок персонажей «Кинникуман»

Популярными оставались и «традиционные» игры вроде фишек мэнко (めんこ).

-16

Кроме этого, дети играли во всеми любимые прятки, догонялки, ловили разных букашек, рыбёшек. Но если им разрешали поиграть дома, они, конечно же, сразу прыгали за «фамикомы». Во дворах играли в футбол, вышибалы, кэтч (ловля бейсбольного мяча). Однако в то время бейсбол ещё не был популярным среди школьников.

Масс-медиа

Телевизоры в домах стояли самые обычные — громоздкие коробки. А ведь до появления прорывной технологии компании Sony, которая позволяла снимать видео в HD качестве, оставалось всего несколько лет!

Уже тогда в моду вошли подростковые айдолы. В то время не было ни YouTube, ни других аналогов телевидения, так что PR-компании и медиа буквально диктовали молодёжную моду Японии. Самым популярным айдолом была Мацуда Сэйко. В честь неё даже назвали причёску. 

Девочки сходили с ума по группе 光GENJI. Все её участники, как можно догадаться, были горячими парнями.

А ещё были популярными девушки-айдолы из «Группы Кошечек» (おニャン子クラブ). У них был тот же продюсер, что и у современной группы AKB48.

Компания Sony — Apple того времени. Она выпускала всё самое продвинутое и современное.

Плеер Walkman — настоящий IPod восьмидесятых. Однако налицо причудливое сочетание прошлого и будущего: новые треки айдолов всё еще выпускали на кассетах, потому что у многих были старые кассетные магнитофоны.

-20

Сверхпопулярным был еженедельный сборник манга-комиксов Shounen Jump. Кое-где даже запрещалось приносить мангу в школу. Таро рассказывает, что ребят это не останавливало, и они брали мангу у одноклассников после занятий и копировали её, чтобы не пропустить развитие сюжета любимого комикса.

Старые выпуски Shounen Jump. «Человек-мышцы», «Жемчужина Дракона» и другие тайтлы
Старые выпуски Shounen Jump. «Человек-мышцы», «Жемчужина Дракона» и другие тайтлы

Хаяо Миядзаки уже был достаточно известен в Японии, однако настоящую популярность ему принесла «Ведьмина служба доставки» в 1989 году.

-22

Как оказалось, детство мальчика в Японии восьмидесятых и детство ребёнка в России двухтысячных не очень-то отличаются друг от друга: фишки, игровые приставки, увлечение велосипедами, коллекционирование карточек — всё близко и знакомо даже русскому человеку.

Понравилась статья? Ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь (´• ω •`)ノ