Фишки, машинки на батарейках, коллекционирование карточек, фанатение от велосипедов, видеоигры на приставке — знакомый ассоциативный ряд? Что ж, на самом деле он возникает не только у детей постсоветского пространства, но и у японцев, выросших в восьмидесятых — период экономического расцвета страны.
Сильная экономика
Экономика Японии 80-х процветала. За восьмидесятые курс иены укрепился в два раза — с 240 до 130 иен за американский доллар.
Во второй половине восьмидесятых начались спекуляции на рынке недвижимости. Так, в 1989 году в токийском квартале Гиндза цена за квадратный метр земли достигала миллиона долларов. Уже во второй половине восьмидесятых налицо были признаки экономического пузыря, в который попала Япония. Сумасшедший рост цен на землю привёл к тому, что многие японцы стали ездить на работу из далёкого пригорода — по два часа в один конец.
Японская самобытность никуда не исчезла, когда в Японию пришла глобализация на пару с западной культурой и её трендами. Многие японские товары, которые сейчас многие иностранцы высоко ценят и любят, тогда создавали с расчетом только на внутренний, японский рынок.
Отличия от современной Японии
Сразу бросались в глаза поезда. Состав зелёной линии Яманотэ выглядел как-то так:
Вагоны были сделаны из стали, и их вскоре заменили на более лёгкие и сравнительно недорогие вагоны из нержавеющих металлов. А ёще поезда красили в разные цвета, и выглядели они красочнее, чем современные.
Разнообразные мелодии, которые возвещают о прибытии или отбытии состава, — визитная карточка метрополитена Токио. Раньше вместо них играли резкие и громкие звуки, которые особенно раздражали офисных работников «салариманов», измотанных после рабочего дня. Когда ж\д пути приватизировали в 1987 году, музыку поменяли на более спокойную. Похожие мелодии используются и сегодня.
Час-пик в метро тогда был таким же беспощадным, как и сегодня:
Повседневная жизнь ребёнка
У каждой семьи в доме стоял дисковый телефон.
Сотовые еще не появились, и номера друзей приходилось запоминать или записывать. Сам Таро вспоминает, что когда он звонил одноклассникам, то чаще всего трубку брал кто-то из домашних.
В домах у японцев уже стояли обычные западные туалеты, но в общественных местах оставались старомодные «дырки».
Взрослые курили буквально везде.
McDonalds и Lotteria (ещё одна сеть ресторанов) только начали осваивать японский рынок, а магазинчики 7-eleven пока не облюбовали каждый уголок в Японии. Ни о Star Bucks, ни о фотобудках пурикура ещё никто не слышал. Сейчас такое сложно даже представить!
Как развлекались дети?
Игровая приставка «Фамиком» от Nintendo — и этим всё сказано («фамиком» — сокращение от family computer). В 80-е Японию впервые появились видеоигры, и у всех японцев в возрасте от 30 до 50 лет в памяти хранятся приятные воспоминания о фамикомах.
В школьном классе было по 30-40 учеников — и почти у всех были свои «фамикомы». На переменах ребятня обсуждала популярные видеоигры, а родители часто запрещали детям играть в приставку более часа в день. Все настолько привыкли к «фамикомам», что когда удавалось найти какое-нибудь развлечение помимо видеоигр, для ребят оно становилось словно глотком свежего воздуха. Одна из первых игр жанра JRPG Dragon Quest Series и аркада Super Mario Bros — популярные видеоигры восьмидесятых.
Велосипеды давно стали частью жизни японцев. Особенно тех, кто жил в пригороде. Все мальчишки тогда фанатели от навороченных велосипедов: у многих ребят они были с переключаемыми скоростями (обычно с пятью-шестью) и обязательно со спидометром.
Мальчишки частенько собирались и на великах ехали играть у магазинчиков, где продавались сладости и разные побрякушки — дагасия (駄菓子屋). Уже тогда такие лавки начали закрываться, и сегодня их почти не встретить.
В них можно было купить машинки на батарейках и коллекционные карточки Bikkuriman Chocolate. Карточки шли в упаковке с вафлями: у каждого изображенного на них персонажа была своя история, и каждый ребёнок мечтал собрать полную коллекцию.
Также покупали ластики, выполненные в виде фигурок персонажей из популярного тогда аниме и манги «Кинникуман» (キン肉マン). Название буквально переводится как «Человек-мышцы».
Популярными оставались и «традиционные» игры вроде фишек мэнко (めんこ).
Кроме этого, дети играли во всеми любимые прятки, догонялки, ловили разных букашек, рыбёшек. Но если им разрешали поиграть дома, они, конечно же, сразу прыгали за «фамикомы». Во дворах играли в футбол, вышибалы, кэтч (ловля бейсбольного мяча). Однако в то время бейсбол ещё не был популярным среди школьников.
Масс-медиа
Телевизоры в домах стояли самые обычные — громоздкие коробки. А ведь до появления прорывной технологии компании Sony, которая позволяла снимать видео в HD качестве, оставалось всего несколько лет!
Уже тогда в моду вошли подростковые айдолы. В то время не было ни YouTube, ни других аналогов телевидения, так что PR-компании и медиа буквально диктовали молодёжную моду Японии. Самым популярным айдолом была Мацуда Сэйко. В честь неё даже назвали причёску.
Девочки сходили с ума по группе 光GENJI. Все её участники, как можно догадаться, были горячими парнями.
А ещё были популярными девушки-айдолы из «Группы Кошечек» (おニャン子クラブ). У них был тот же продюсер, что и у современной группы AKB48.
Компания Sony — Apple того времени. Она выпускала всё самое продвинутое и современное.
Плеер Walkman — настоящий IPod восьмидесятых. Однако налицо причудливое сочетание прошлого и будущего: новые треки айдолов всё еще выпускали на кассетах, потому что у многих были старые кассетные магнитофоны.
Сверхпопулярным был еженедельный сборник манга-комиксов Shounen Jump. Кое-где даже запрещалось приносить мангу в школу. Таро рассказывает, что ребят это не останавливало, и они брали мангу у одноклассников после занятий и копировали её, чтобы не пропустить развитие сюжета любимого комикса.
Хаяо Миядзаки уже был достаточно известен в Японии, однако настоящую популярность ему принесла «Ведьмина служба доставки» в 1989 году.
Как оказалось, детство мальчика в Японии восьмидесятых и детство ребёнка в России двухтысячных не очень-то отличаются друг от друга: фишки, игровые приставки, увлечение велосипедами, коллекционирование карточек — всё близко и знакомо даже русскому человеку.