Советская (а позднее российская) рок-музыка явление региональное. Пусть для большой страны, 1/6 части суши Земли, но индивидуальный феномен, практически не выходящий за пределы Государственной границы.
Рок очаги появлялись в географически крупных городах СССР. Развивались автономно и мало взаимодействовали друг с другом. Свердловский рок, наиболее заметный в СССР после Ленинградского, зарождал новую культуру, формировал музыкальные вкусы поколения и, главное, регулярно выпускал интересную и уникальную музыку, которая распространялась по территории страны. Музыка из Свердловска была востребована, актуальна, злободневна и имела огромную популярность.
В связи с отсутствием доступа рок-музыкантов к официальным каналам распространения музыки, тем более к выпускам виниловой продукции Всесоюзной фирмы звукозаписи и грампластинок «Мелодия», функционирующей под руководством Министерством культуры СССР, основным видом изготовления и продвижения записей в период с 1977 по 1991 года являлось возможность подпольного тиражирования альбомов на магнитную ленту (катушка или кассета). Выпуск записей в таком формате получил название «магнитоальбом».
Первой значимой и популярной группой Свердловского рока стало трио «Урфин Джюс». Основатель коллектива Александр Александрович Пантыкин в ноябре 1980 года покинул группу «Сонанс» из-за творческих разногласий с другим участником коллектива Игорем Скрипкарем.
К Александру Пантыкину присоединился ударник «Сонанса» Иван Савицкий. В декабре 1980 года к музыкантам примкнул гитарист Юрий Богатиков по прозвищу «Ринк». Для названия нового коллектива Александр Пантыкин предложил имя персонажа из книги Александра Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
В апреле 1981 года Юрий Богатиков рекомендовал Александру Пантыкину заменить барабанщика на своего приятеля Александра Плясунова, с которым он работал в Свердловской государственной академической филармонии.
В этом составе группа «Урфин Джюс» в период с 7 мая по 26 июня 1981 года на студии Свердловского телевидения записывает свой дебютный альбом «Путешествие», который выйдет в августе 1981 года и будет распространяться по стране в формате «магнитоальбома».
Группа начнет активно гастролировать и выступать на региональных фестивалях. Однако из-за пристрастий барабанщика Александра Плясунова к алкогольным напиткам Александр Пантыкин решает заменить его. Данный факт сказывается на отношениях с гитаристом Юрией Богатиковым, претензии которого перерастают в творческие разногласия.
Александр Пантыкин временно распускает «Урфин Джюс» и берет небольшую паузу для написания нового материла на стихи уральского поэта Ильи Валерьевича Кормильцева, обдумывания концепции группы и набора других музыкантов.
Обращая свой взор на малоизвестные свердловские коллективы, лидер группы «Урфин Джюс» приглашает из «Р-клуб» гитариста Игоря Николаевича Белкина, которого все звали по детскому прозвищу «Егор», а из «Бумеранг» - ударника Владимира Александровича Назимова. Классический состав трио «Урфин Джюс» сформирован.
Осенью 1981 года группа в новом составе начинает гастролировать и получает диплом третьей степени на фестивале студенческой песни «АзИСИ-81».
Не желая затягивать сессии звукозаписи, как было сделано во время работы над первым альбомом «Путешествие», Александр Пантыкин настаивает на длительных репетициях нового материала в целях доведения песен до совершенства. В течение шести месяцев по пять раз в неделю с семи до одиннадцати часов музыканты оттачивали новый материал.
Репетиции «Урфин Джюс» проходили в городе Верхняя Пышма, город-спутник Свердловска, на базе производственного объединения «Радуга». Александр Пантыкин занимал на ПО «Радуга» должность руководителя вокально-инструментального ансамбля (ВИА), а Илья Кормильцев - трудоустроен технологом про производству детских игрушек.
По итогам изнурительных репетиций, коллектив договаривается о записи будущего диска в студийных помещениях тон-ателье Свердловской киностудии. Запись осуществлялась на 35-миллиметровую кинопленку. Группа работает изнурительно. Александр Пантыкин привлекает к записи трубача В. Часова и струнный секстет Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского состоящий из скрипачей И. Аввакумова, И. Диченко, М. Кусайло, Л. Зухова, М. Носкова, Л. Шашкова.
За апрель 1982 года подготовлено и сведено пятнадцать композиций. Изначально коллектив планировал отобрать лучшие песни из сессий звукозаписи и сделать одинарный альбом, но участники не смогли договориться между собой какие именно треки необходимо включить в финальный вариант «магнитоальбома». Таким образом, было решено включить все пятнадцать композиций, а альбом сделать двойным.
Обложку альбома «15», как и другие работы группы «Урфин Джюс» оформил советский художник из Свердловска Александр Владимирович Коротич. Именно он поинтересовался количеством песен у Александра Пантыкина и предложил название, основанное на популярной игре. Александр Коротич создал уникальный логотип коллектива, разработал концепцию и дизайн «магнитоальбома».
Группа «Урфин Джюс» самостоятельно занималась тиражированием копий, которые изготавливались в домашних и бытовых условиях, и рассылкой альбома по территории Советского Союза. До 1994 года альбом «15» существовал исключительно в виде набора из склеенных двух катушек.
Список композиций альбома «15»:
01. «451°F» - 7:27
02. «Мир на стене» - 5:35
03. «Лишняя деталь» - 5:11
04. «Человек наподобие ветра» - 3:40
05. «Homo Superior» - 3:38
06. «Призрачный гость» - 7:02
07. «Мышь» - 3:05
08. «Актёр в чёрно-белой ленте» - 5:24
09. «Ты слишком неподвижен» - 4:00
10. «Пропасть» - 6:29
11. «Тупик» - 3:48
12. «Автомобиль без управления» - 6:23
13. «Кукла» - 4:22
14. «Размышления компьютера о любви» - 4:55
15. «Другая сторона холма» - 5:54
Продолжительность звучания альбома 76 минут 59 секунд.
Первая часть альбома длится 35 минут и 43 секунды, вторая – 41 минута и 16 секунд.
Текст всех песен написан Ильей Кормильцевым. Автор всей музыки Александр Пантыкин, кроме композиции «Призрачный гость» (Александр Пантыкин, Юрий Богатиков, Александр Плясунов). Аранжировано группой «Урфин Джюс».
Состав группы «Урфин Джюс», указанный в реквизитах альбома:
Александр Пантыкин: вокал, бас-гитара, клавишные инструменты;
Егор Белкин: гитара, вокал, банджо;
Владимир Назимов: барабаны.
Итоги прослушивания.
Альбом «15» начинается с композиции с загадочным названием «451°F», которое отсылает нас одновременно и к литературе и физико-химическому процессу горения бумаги. Литературной основой является научно-фантастический роман-антиутопия американского писателя Рэя Брэдбери (Ray Douglas Bradbury) «451 градус по Фаренгейту» («Fahrenheit 451»), изданный в 1953 году.
Трек «451°F» весьма амбициозное начало альбома «15». Звук закуривания сигареты переходит в шорох и возгорание бумаги. Затем раздаётся звук сирен пожарных машин, мчащихся по городской дороге на вызов. Пожар разгорается.
Бытовые звуки перерастают в гул электрогитары Егора Белкина, ударные инструменты Владимира Назимова и спустя секунды слышим басовую партию Александра Пантыкина. На отметке 1 минута 28 секунд вступает вокальная партия басиста.
Егор Белкин демонстрирует высокий уровень владения инструментам, крайне нехарактерный для музыкантов и гитаристов начала 80-х годов прошлого века в советском роке, а для Свердловского рока вообще считался вундеркиндом и уникумом. Вокальные гармонии Александра Пантыкина построены на битловском многоголосии за счёт наложений аудиодорожек звукозаписи.
Финальная часть песни «451°F» со сбивками (брейками) ударных и гитарной синкопой – настоящее откровение для советской музыкой тех лет. Тогда никто так не играл в СССР. Даже с позиции сегодняшнего дня «451°F» слушается актуально и свежо.
Неофициальный гимн советским пожарным «с лицами честных героев» в период «перестройки» СССР пользовался популярностью у сотрудников пожарных частей и звучал во время смены дежурных нарядов.
Погружаемся в атмосферу альбома с первым треком «451°F»:
Песня «Мир на стене» об осознании человеком конфликта между внутренним и внешним мирами. У литературного героя происходит столкновение личных взглядов и убеждений с социальными проявлениями. Он проигрывает, уходит в себя.
Мелодия композиции «Мир на стене» с риффующей партией гитары построена на фанковой основе ритм-секции. В середине песни интонации меняются и ритм переходит в другую тональность, что ставит неподготовленного слушателя в некоторое недоумение. Александр Пантыкин играет интересную сольную партию на фортепиано на фоне гитар и звука прибоя морских волн и рева чаек.
К финалу мелодия меняет темп еще несколько раз и выходит на гитарную коду в духе импровизаций Джеффа Бека (Jeff Beck).
Слушаем:
Песня «Лишняя деталь» начинается со струнных инструментов и вокала Александра Пантыкина. Стихи Ильи Кормильцева в его исполнении звучат кране провокационно для советской эпохи.
Со второй минуты вступают одновременно все инструменты трио. Композицию «Лишняя деталь» отличает интересный бит и партия ударных Владимира Назимова. Мелодия развивается быстро и стремительно с сольными вставками электро и бас гитар.
Оцениваем:
Композиция «Человек наподобие ветра» построена на доминировании фортепианных аккордов, сыгранных не только Александром Пантыкиным на пианино, но и Егором Белкиным на электрогитаре. Такой эффект представляет композицию в уникальной аранжировке с новаторским звучанием, явно нехарактерным для советской музыки начала 80-х годов. Песня больше стилизовано в духе другого трио из Англии «The Police», а именно умение играть с тишиной и интересными паузами. Особо схожа гитарная партия Егора Белкина с манерой игры Энди Саммерса (Andy Summers). Уральский музыкант показывает мастерство и технику мирового уровня.
Высокий пронизывающий тембр Александра Пантыкина и музыкальные аранжировки делают трек «Человек наподобие ветра» одной из самой лучшей композицией в отечественной рок-музыке.
Восхищаемся:
«Homo Superior» что в переводе с латинского на русский язык обозначат «Человека превосходного» отсылает к корням и раннему творчеству Александра Пантыкина в музыкальном коллективе «Сонанс».
«Homo Superior» - джазово-риффующий номер с частичным текстом на мёртвом латинском языке. Именно в этой композиции трио «Урфин Джюс» демонстрирует владение различными инструментами, включая сольную партию Егора Белкина на банджо.
Слушаем:
«Призрачный гость» единственная композиция альбома «15» написанная Александром Пантыкиным совместно с участниками первого состава «Урфина Джюса» гитаристом Юрием Богатиковым и ударником Александром Плясуновым.
Песня изначально предполагалась для дебютного "магнитоальбома" «Путешествие», который был выпущен в 1981 году. Именно данный состав и записал первый альбом, но без этой песни. В 1982 году новые участники «Урфин Джюса» Егор Белкин и Владимир Називом придумали интересную аранжировку. Номер был доработан и в окончательном виде вошёл в состав «15».
Камерная мелодичная композиция «Призрачный гость» с доминированием струнных инструментов участников музыкального коллектива из Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, которым интонирует партия Александра Пантыкина на синтезаторе, имитирующая струнную секцию, с первых нот завораживает и погружает в атмосферу.
Аранжировка перовой части песни напоминает ранние записи группы «Electric Light Orchestra», но позднее выстраивается в самостоятельное произведение с яркой партией Егора Белкина на акустической гитаре.
На пятой минуте звучания во время партии фортепиано заметные небольшие дефекты записи, которые не исправлены даже цифровым ремастерингом 90-х годов при переиздании альбома на компакт-диске.
Удивительно, насколько лиричное и музыкальное наполнения гармонично сочетаются в одной композиции.
Лирика песни Ильи Кормильцева в самом удачном воплощении. Позже текст песни войдёт в различные сборники русского поэта, как пример программного произведения. Песня «Призрачный гость» была популярная в конце 80-х годов в качестве медленного номера на дискотеках.
Слушаем:
Странная композиция «Мышь», аранжированная в панковом стиле, образами и типом литературных героев «маленького человека» отсылает к творчеству русского прозаика и драматурга Н.В. Гоголя.
В музыкальном плане интересные гитарные проходы Егора Белкина, который играет в духе тяжелого рока 70-х годов прошлого века. Неплохо!
Слушаем:
Начальный трек «Актёр в чёрно-белой ленте» второй части альбома «15» построен на чёткой басовой линии Александра Пантыкина и ритмичных ударных Владимира Назимова поверх которых звучит электрогитара Егора Белкина и идёт вокальная партия лидера группы.
Сложно структурированная композиция несколько раз меняет звучание и тембр: от мелодичности до диссонанса.
Обратите внимание на басовые сольные партии со второй минуты (отметка 2:10), когда идет основная сбивка. Именно данный отрывок – лучшее что было в советской рок-музыке начала 80-х годов.
Финальная часть композиции сокрушает все мыслимые границы советской эстрады и функционирующей номенклатуры, бросает вызов существованию партийной системы и советской идеологии.
В лирике песни опять же присутствует образ «серого» и «маленького человека», борющегося с самым собой за желание видеть мир цветным. Именно из-за этого текста «Урфин Джюс» подвергся максимальному вниманию цензуры, что привело к гонению и запретам на концертную деятельность.
«Вспомнил, как подписал одну бумагу?»
Оцениваем:
Прифанкованный номер «Ты слишком неподвижен» со звонкой гитарной работой Егора Белкина. Интересна вокальная расстановка. В стерео версии альбома «15» заметно распределение голоса Александра Пантыкина по каналом. В монофоническом варианте – песня звучит несколько «стерильно».
Поверхностно песня «Ты слишком неподвижен» кажется легкой и веселой, однако лирика песни погружает слушателя на глубинный уровень решения социально-болезненных вопросов. Данная композиция служит примером «минорного настроения в мажорном звучании».
Проникаемся:
Хард-рок чистой пробы песня «Пропасть» наполнена лиричными переходами. Звучание композиции по саунду и атмосфере напоминает группу «Pink Floyd» образца 70-х годов. Соответствия есть как по музыкальной структуре, так и по лирике.
Умелое и уместное использование в песне фузз эффекта с искаженным гитарным ревущим звуком построен на фоне ритм-секции и синтезаторных вставок. Вокальные части разделены по каналам.
От композиции веет отчаянием и безнадежностью. Эффект усиливает лирика Ильи Кормильцева. «Пропастью» можно наслаждаться бесконечно, но только дозировано. Опасно для внутреннего жизненного настроя.
Удивительно, как в «кустарных» условиях можно создать качественную запись, которая переживет десятилетия и будет находить своих слушателей.
Слушаем:
«Тупик». В начале песни слышны дефекты плёночной записи и заметен плавающий звук.
В музыкальном плане композиция аранжирована интересно и наполнена бешенной партией на пианино, сыгранной Александром Пантыкиным, и динамичной сольной гитарой, которая вторит клавишному инструменту. Владимир Назимов четко делает свою работу. Ритмический рисунок бесподобен.
Лирика Ильи Кормильцева образна и агрессивна, идеально вписывается в музыкальную концепцию группы «Урфин Джюс».
Выходим из «Тупика»:
Композиция «Автомобиль без управления» бесспорно один из лучших номеров на альбоме «15». Песня поражает музыкальной конструкцией с уместным цитированием творчества «Deep Purple» и Донована (Donovan).
«Автомобиль без управления» демонстрирует талант всех участников записи, как профессиональных музыкантов - инструменталистов.
Трек начинается с перелива цимбал (тарелок). Атмосфера нагнетается эффектом «ревущей» гитары Егора Белкина, парирующий цитирование Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore).
В конце песни заметен плёночный дефект. По всей видимости звукооператор группы «Урфин Джюс» Виктор Резников сделал умышлено, в качестве художественного приёма.
Эффект множественного эха на вокальной части композиции дополняет образ литературного героя, голос которого уносится в даль и не успевает за движением «автомобиля без управления».
Эротический текст Ильи Кормильцева подвергся остракизму советской цензурой начала 80-х годов в период нахождения Ю.В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС. Однако в «перестроечное» время песня «Автомобиль без управления» стала объектом постоянного цитирования у советской молодежи и более молодого поколения российских музыкантов.
Шесть с небольшим минут «блаженного» наслаждения советской рок-музыкой:
Песня «Кукла» смешивает в себе различные музыкальные жанры и течения музыки: от диско и фанка до варьете и кабаре. Еще один пример наследия «Сонанса» в творчестве «Урфин Джюса».
Вторая половина трека наполнена интересными инструментальными вставками и проигрышами музыкантов трио.
Текст песни Ильи Кормильцева наполнен флюидами декадентства. С позиции сегодняшнего дня выглядит несколько сказочным и наивным.
Слушаем:
Научно фантастическая песня «Размышления компьютера о любви» звучит несколько архаично, в духе электронного синти-попа 80-х годов прошлого века. Продукт своей эпохи слушается неплохо, но выделяется на фоне остального альбома.
В начале 90-х годов свердловское телевидение использовало вставки из песни «Размышления компьютера о любви» в телевизионных программах.
Размышляем:
Последняя фишка из игры в «Пятнашки» композиция «Другая сторона холма» содержит интересные решения вокального дуэта Александра Пантыкина с самим собой, записанного на две звуковые дорожки, которые в центральной части сходятся в унисон. Этот эффект отлично заметен в стерео версии альбома «15». Монофоническая версия звучит «глухо» с шумом и реверберацией.
В центре композиции интересен гитарный перебор Егора Белкина и инструментальное оформление ударных Владимира Назимова.
Прощаемся с альбомом «15» и ушедшей эпохой:
Конечно, в мировой музыке эпохи 80-х годов прошлого века альбом «15» не стал значимым событием. Однако, для развития рок – музыки, эволюции взглядов на музыкальную запись и творческий подход к выпуску альбома, даже на магнитной ленте, в СССР «Урфин Джюс» произвели настоящую миниреволюцию.
После выхода и тиражирования в домашних условиях «магнитоальбома» «15» Свердловский рок изменился, а за ним начали меняться другие коллективы в крупных городах Советского Союза, музыка обрела новые формы и перестала быть прежней. К сожалению, «Урфин Джюс» не пережил перестроечные времена. У коллектива начались проблемы с составом, а на фоне новых рок-звезд эпохи выглядели устаревшими и усталыми. Александр Пантыкин предпринимал еще несколько попыток привлечь внимание к творчеству коллектива, но в 1991 году «Урфин Джюс» прекратил свое существование.
Классический состав трио периодически собирается для концертных выступлений на различных площадках, но о полном возобновлении деятельности группы никто не говорит.
В конце 2023 года Александр Пантыкин анонсировал начало работы над восстановлением оригинальных мастер плёнок записей «Урфин Джюса», в том числе альбом «15». Ему удалось договориться с наследниками Ильи Кормильцева по использованию авторских прав на тексты песен. Как результат, в будущем нас ждет переиздание «15» на виниловых пластинках, компакт-дисках и интернет платформах. Данный факт лишь подтверждает, что музыка группы «Урфин Джюс» актуальна и востребована современной аудиторией. Ждем.
По данным интернет портала Discogs всего существует 5 изданий альбома группы «Урфин Джюс» «15». Все вариации представлены, а именно:
1. «Урфин Джюс»: «15». Самиздат. Две катушки с магнитными лентами (Reel-to-reel audio tape). 192 kHz / 24 bit. Стерео.
Над формированием записи работали Сергей Морозенко и Николай Косарев, ассистенты звукооператора группы «Урфин Джюс» Виктора Резникова. Именно ими подготовлен итоговое сведение «магнитоальбома».
Оригинальное издание альбома «15» в виде двух катушек с магнитными лентами, которое распространялось летом 1982 года самими музыкантами, а затем тиражировалось и копировалось поклонниками и меломанами Советского Союза. Удивительно, но экземпляры самиздата до сих пор можно встретить на барахолках или в магазинах антикварных музыкальных инструментов и аксессуаров.
Конечно, слушать запись на магнитной ленте в XIX веке анахронизм, но только это издание, даже при наличии многочисленных дефектов, дарит оригинальный звук и аутентичность воспроизведения зафиксированных идей музыкантов.
На катушках альбом представлен в стерео версии. Звук свободный, даёт ощущения пространства и присутствия музыкантов рядом, но плёнка местами «плавает», что сказывается на искажении инструментов и голосов.
2. «Урфин Джюс»: «15». Первое издание альбома на компакт-диске в 1994 году. Издан компанией «SIMAZ» и отпечатан на заводах немецкого лейбла «Sonopress» с номером по каталогу «SIMAZ – AR 002-2». Запись монофоническая.
Когда в начале 90-х годов прошлого века на постсоветском пространстве получили распространение проигрыватели CD, а записи, изданные на компакт-дисках, стали повседневной нормой российского потребителя, то «магнитоальбомы» получили право на вторую жизнь, так как их переиздание на цифровом носителе аудиоинформации, стало доступным большинству исполнителям. В России тех лет отсутствовали большие заводы по массовому тиражу CD. Как следствие, российские лейблы получали авторские права на произведения и оформление, после чего закалывали тираж на европейских заводах.
Александр Пантыкин передал российской компании «SIMAZ», которая также изготовляла и контрафактную продукцию для черного аудио рынка России и стран Ближнего Зарубежья, копии оригинальной магнитной пленки (аналог самиздату «магнитоальбома»). Инженеры компании приступили к цифровому мастерингу записи, но столкнулись с проблемой. Из-за переноса аналогово звука на цифровую матрицу у них получалась сильная рассинхронизация звучания левого и правого каналов. Особо не задумываясь над решением проблемы, они объединили два канала в монофонический звук, тем самым изменив палитру объемного звучания альбома. Когда с полученным результатом был ознакомлен лидер группы «Урфин Джюс», то они обвинили его в том, что именно он предоставил им неправильную мастер ленту, которая изначальна была моно.
Конечно, устранив новым мастерингом ряд недостатков и огрехов оригинальной записи 1982 года, альбом на CD звучит тихо и глухо, местами стерильно.
Тираж компакт-дисков был небольшим и быстро разошелся в кругах меломанов и поклонников творчества музыкального коллектива. С позиции сегодняшнего дня найти издание «SIMAZ» крайне сложно. Стоимость дисков высокая.
3. «Урфин Джюс»: «15. I». Первая часть альбома, изданная российской компанией «Мороз Рекордс» на компакт-кассете в 1995 году. Номер по каталогу «Moroz Records– MR 95080 MC1». Стерео.
4. «Урфин Джюс»: «15.II». Вторая часть альбома, изданная российской компанией «Мороз Рекордс» на компакт-кассете в 1995 году. «Moroz Records – MR 95080 MC2». Стерео.
Крупный российский звукозаписывающий лейбл ЗАО «Мороз Мьюзик» в 1995 году издает альбом «15» исключительно в формате компакт-кассеты (MC). Удивительно, но другие артисты и исполнители Свердловского рока параллельно с переизданиями альбомов на кассетах получат тираж на CD. Оказывается, памятуя историю с первым изданием альбомов группы «Урфин Джюс» на компакт-дисках компании «SIMAZ», Александр Пантыкин запрещает сторонним инженерам вмешивается в процесс цифровой обработки оригинальных мастер плёнок.
Таким образом, издание на двух кассетах содержит оригинальный звук 1982 года в стерео панораме с распределением каналов.
Именно оформление компакт-кассет и распределение композиций на четыре стороны, наиболее близко к оригинальной концепции альбома «15», выпущенного на двух катушках в 1982 году.
«Плавающий» эффект звучания аудиокассет соответствует звуку «магнитоальбома».
5. «Урфин Джюс»: «15». Второе издания альбома на компакт-диске в 2001 году в серии «Антология Уральского Рока» компанией «CD Лэнд». Номер по каталогу «CD Land Records – CDLREC 497-01».
Упрощенная версия переиздания первого тиража от компании «SIMAZ». Для выпуска использован мастеринг 1994 года. Самое распространенное и массовое издание альбома «15». Наиболее доступный вариант.
Серию «Антология Уральского Рока» курировал лейбл «TUTTI Records», который основан в 1994 году Александром Пантыкиным.
Легальный цифровой контент отсутствуют.
«Живите в триединстве: гармония в себе, гармония с землей и гармонии с космосом».
Общий итог на 88 баллов из 100 возможных.
Дополнительная информация о группе «Урфин Джюс» и других проектах музыкантов:
https://sovr.narod.ru/books/burlaka_enc/00221.html
https://www.last.fm/ru/music/%D0%A1%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81/+wiki
https://rock-line.ru/band/kokteyl
https://rock-meloman.livejournal.com/6085.html
Книга Александра Кушнира «100 Магнитоальбомов Советского Рока», глава об альбоме «15» группы «Урфин Джюс»:
https://web.archive.org/web/20130308073823/http://www.rockanet.ru/100/24.phtml
Блог рок-историй от Александра Коротича, одного из знаковых художников и дизайнеров музыкальных носителей: