Найти тему

Старинная жилая изба, внутри которой чудом сохранился «итальянский» пейзаж с архитектурными руинами

Продолжаем рассказывать про разрушающиеся и ранее не известные памятники архитектуры города Осташкова. Двухэтажный жилой дом №58, стоящий вдоль красной линии улицы Урицкого, был выстроен в первой четверти XIX века из брёвен, перевязанных «в обло», и поставлен на кирпичный фундамент. Фасады обшиты тёсом, укреплённым коваными гвоздями и имеют слабую профилировку.

Фасадная декорация памятника архитектуры выполнена в стиле классицизма. Стены по всему периметру завершены профилированным карнизом, украшенным мутулами.

-2

В соответствии с внутренней планировкой дома, парадный фасад получил несимметричную композицию: выступавшие в центральной части «хвосты» поперечной капитальной стены делят здание на две неравные половины – большую южную с пятью окнами и меньшую – северную с двумя окнами по второму этажу.

-3

На окнах нижнего этажа сохранились двустворчатые тесовые ставни.

Торцевая фасадная стена дома заваливается
Торцевая фасадная стена дома заваливается

Внутренняя структура здания сохранилась практически без изменений и сочетает в себе планировочные принципы городского дома с некоторыми особенностями, характерными для народного жилища. Так, например, изолированная северная часть первого этажа, отделённая поперечной стеной, подобно некоторым типам крестьянских изб, использовалась как хозяйственное помещение и первоначально не имела окон. В южной части нижнего этажа размещены четыре большие комнаты.

Сохранившийся «итальянский» пейзаж с архитектурными руинами, написанный в начале XIX века
Сохранившийся «итальянский» пейзаж с архитектурными руинами, написанный в начале XIX века

Планировка второго этажа строится по анфиладному принципу. Потолки обработаны тянутым карнизом. Сохранились двупольные филенчатые двери.

-6

Со двора к дому примыкает небольшая тесовая пристройка второй половины XIX века, в которой располагается лестница. В данном помещении чудом сохраняется «итальянский» пейзаж с архитектурными руинами, написанный масляными красками, по всей видимости, ещё в начале XIX века. Композиция заключена в овальное орнаментальное обрамление. Живопись выполнена в приглушённых коричневых тонах.

Несмотря на довольно ремесленную технику письма, подобное живописное панно является уникальным в отделке интерьера провинциального жилого дома.

-7

Известно, что накануне революции домом владела Р.К.Лидерман - именно у неё в 1926 году строение было муниципализировано в пользу так называемых рабочих коллективов.

В наши дни памятник пребывает в аварийном состоянии и находится под угрозой обрушения: первый этаж полностью расселён, а в бывших комнатах установлены самодельные балки, поддерживающие межэтажные перекрытия. Возможно, в предыдущие годы внутри была осуществлена незаконная перепланировка. Печь разрушена. Южный торцевой фасад сильно накренился. Второй этаж при этом продолжает оставаться жилым.