Григорий Ефимович Распутин (1869-1916 гг.), чье имя стало нарицательным, известен своим грандиозным влиянием на семью последнего российского императора. Влияние это основывалось на мистическом настрое, прежде всего, императрицы Александры Федоровны, и сильно подпитывалось болезнью наследника престола. Дошло до того, что управленческие решения стали приниматься с подачи этого народного пророка, а по сути - целителя, что, в итоге, и привело к гибели его, царскую семью и страну.
Немного скажу о самом Григории Ефимовиче.
Он был представителем так называемого "народного православия", хотя, по большому счету, напоминал сектанта.
Отец его был простым ямщиком, а все предки, которые прослеживаются с середины 17 века - крестьянами.
Насколько понимаю, крепостных там не было в ближайшем прошлом, так как семья жила в Сибири, в районе Тюмени.
До своего знакомства с царской семьей и последующего фантастического взлета, Распутин был, так сказать, профессиональным "божьим человеком".
Он никогда не работал. Сперва - потому что здоровьем был слаб. Потом - потому что тот образ жизни, который он вел был существенно интереснее.
Жизнь он проводил в паломничествах и пеших путешествиях по святым местам, и, в промежутках - рассказывал об этом всем желающим слушать. Желающих было много. Таких паломников, или "странников" традиционно бродило по землям русским очень много, отношение к ним населения было почтительным и лояльным. Рассказы о чудесах воспринимались населением с восторгом.
Странничество было своеобразным отречением от мира. Считалось, что эти люди думают только о возвышенном, ищут глубинные смыслы жизни. Они не имели своего жилья, жили только у тех, кто их приглашал, то есть у последователей и поклонников, если так можно сказать, и на подаяния.
Как вы догадываетесь, часто таким образом условия жизни в итоге получались весьма кудрявые. Потому что приглашали к себе странников пожить и послушать их мудрость, в том числе и люди весьма богатые и при положении. Суетится человек, думает о земном, презренном, некогда ему путешествиями заниматься и по святым местам ездить, а тут - посол высших миров. Который всю жизнь именно по монастырям и ходит, все святыни посетил, к земному не привязан. Это же радость и удача, если такой человек снизойдет в твоем доме пожить.
В некоторых богатых домах странники и паломники так и роились. Одни уходили, другие приходили - и всех кормили и обхаживали Христа ради.
Жена Распутина, кстати, тоже была профессиональной паломницей. Так, за богоугодными путешествиями они и родили трех дочерей.
Распутин был человеком верующим, без всякого сомнения. А еще - он умел влиять на людей и умел налаживать связи. У него в знакомых было много представителей официальной Церкви, которые его тоже принимали и вели с ним беседы о божественном. Слушал он внимательно, говорил убежденно и постепенно стал известен как просветленный старец. У него появились почитатели на самых верхах российского общества.
Мы много говорим о нем, о его влиянии, образе жизни и прочем, но я нигде не встречала очень простой, казалось бы информации - а чему, собственно, он учил людей? Каково было его мировоззрение - то самое, которым он так покорил кучу не самых глупых людей своего времени?
А между прочим, он написал две книги, был известен как лекарь, как пророк, который предвидит будущее.
Но насколько он был православным, вот в чем вопрос?
Сомнения в том, что его мировоззрение является православным появилось как только он обратил на себя внимание. Тогда очень модными были хлысты, которые были сектантами и никакого отношения к православию не имели. Так вот, и Распутина сильно подозревали в том, что он близок к хлыстам. На него заводили дела, за ним был полицейский надзор... Но, судя по всему, именно хлыстом он не был. Как и православное богословие не изучал. А просто увиденное на своем пути, авторства "верующих людей", переплавил в некое собственное учение, где было все. Но это все рядилось в православные одежды.
Давайте послушаем голос самого Распутина.
Вот как он проникновенно рассказывал о своих чувствах в своих книгах:
...Я прибыл в Святую Лавру из Питера и назову светом Питер, но свет этот гонитель мыслей на суетный мир, а в Лавре свет светит тишины. Когда опускают Матерь Божию и пение раздается "Под Твою милость прибегаем", то замирает душа и от юности вспомнишь свою суету сует и пойдешь в пещеры и видишь простоту: нет ни злата, ни сребра, дышит одна тишина и почивают угодники Божий в простоте без серебряных рак, только простые дешевые гробики. И помянешь свое излишество, которое гнетет и гнет, и ведет в скуку. Поневоле помянешь о суете жизни. Горе метущимся и несть конца. Господи, избави меня от друзей, и бес ничто. Бес в друге, а друг – суета...
...Дивная Почаевская Лавра. Что меня удивило? Во-первых, увидел я людей Божиих и возрадовался богомольцам очень, что нашёл я истинных поклонников, тут явился страх в душе и наука искания Бога, как они собирают жемчуг истинный, а потом увидел и Матерь Божию и объял меня страх и трепет и получил тишину и заметил в себе кротость. После всякой святыни прибавляется дорогой жемчуг смирения...
...О, какие мы счастливые русские люди и не ценим и не знаем цены чудесам! Горе Православным христианам, что мы не хотим их посмотреть (имеется ввиду православные святыни и монастыри) и лень съездить и ездим за границу смотреть разные горы, но, ведь мы смотрим на них, как на роскошь, а не как на Божие создание...
...Что могу сказать о своей тишине? Как только отправился из Одессы по Чёрному морю – тишина на море и душа с морем ликует и спит тишиной, видно блистают маленькие валочки, как златница и нечего более искать. Вот пример Божий: насколько душа человека драгоценна, разве она не жемчужина? Что и море для неё? Без всякого усилия утешает море. Когда утром встанешь и волны говорят и плещут, и радуют. И солнце на море блистает, словно тихо, тихо поднимается и в то время душа человека забывает всё человечество и смотрит на блеск солнца, и радость у человека возгорается и в душе ощущается книга жизни – неописуемая красота! Море пробуждает от сна сует, очень много думается, само по себе, безо всякого усилия. Море пространно, а ум ещё более пространен. Человеческой премудрости нет конца....
...Что могу сказать своим маленьким человеческим умом про великий чудный Софийский собор, первый во всём свете. Как облако на горе, так и Софийский собор, первый во всём свете. Как облако на горе, так и Софийский храм. О горе! Как Господь гневается на нашу гордость, что передал святыню нечестивым туркам и допустил Свой Лик на посмешище и поругание – в нём курят. Господи, услыши и возврати, пусть храм будет ковчегом! По преданию говорится, что именно из-за гордости был отнят храм у Православных, ибо не признавали сего ковчега, имели дом гуляния и роскоши. Господь прогневался на долгое время и повелел кощунствовать над Своей Святыней. Обождём, Господь смилуется и вернёт её с похвалой, почувствуем и покаемся...
Зачиталась, но много цитат сюда не вставить. Просто стихи в прозе, и все возвышенные. Золото - прах, совесть - добрыми делами успокаивается, жизнь - суета, отвлекающая от истинных ценностей.
...В настоящее время как у греков все епископы грамотные и боголепие соблюдают, но нищеты духа нет, а народ только и идёт за нищетой духа, толпами пойдет за ней, потому что боголепие высоко, а нищета духа выше. Без нищеты епископ заплачет, если креста не дадут, а если она есть в нём, то и худая ряса приятна – и за худой рясой пойдёт толпа. Этому я очевидец – простите, я со многими епископами очень знаком – да спасёт их Господь за их единение. А почему теперь уходят в разные вероисповедания? Потому что в храме духа нет, а буквы много – храм пуст.
А в настоящее время, когда о. Иоанн (Кронштадтский) служил, то в храме дух нищеты был и тысячи шли к нему за нищетой духовной. И теперь есть, да мало таких служителей, есть епископы, да боятся, как бы не отличили простых монахов, более святых, а не тех, которые в миру жир нажили – этим трудно подвизаться – давит их лень. Конечно, у Бога всё возможно, есть некоторые толстые монахи, которые родились такими, – ведь здоровье дар, в некоторых из них тоже есть искра Божия – я не про них говорю....
Пресыщенная роскошью петербургская публика все это слушала с восторгом. И вы бы слушали с восторгом. Потому что он говорил простые правильные вещи, красивым, поэтическим языком. Как народный сказатель. И все это глядя на вас чистыми голубыми глазами, в которых как бы отражались иные миры...
То есть я что хочу сказать. Он не был примитивен. И те, кто его слушал - не были примитивны. Они потянулись к простоте и чистоте его речей. И это надо понимать. Он в нестабильном мире был светом для многих уставших от неопределенности людей. Которые не были ни порочны и глупы. Они просто устали морально от жизни вокруг.
...Очень много умных, а веры в них нет, с ними очень нужно говорить, но не о вере, а о любви, спаси их Бог. Критиковать и указывать на свою веру, как она высока – не надо, а надо сперва расположить их, а потом и сеять осторожно и кротко свою веру, но на это годы нужны.
Надо показать пример любви и иметь любовь яркую, вот тогда будут христиане, как в первые года и миссия христианская будет не за деньги служить, а по доброте. Они очень понимают, когда говоришь и удивительно на них слова отражаются – сейчас садятся крутом и смотрят на тебя. Надо обязательно знать язык их и характер их наций, а всего короче – любовь к Богу иметь, как к другу, а то хоть и постимся, а не умеем с Богом беседовать, то и на людей не подействуем.
Как колокол без серебра плохо звучит, так и неопытный всегда только портит. Насколько один маленький кусочек хлеба дороже для человека большого корабля. А сколько денег на корабли надо. Кто уразумеет, тот и разумеет...
Распутин был не первым народным вероучителем, который попал в царскую семью.
Были у него менее впечатляющие предшественники, которых он своими речами и поступками затмил.
Но это другая история.
Спасибо, что прочитали материал до конца.
Всем здоровья, удачи и благополучия!