Найти тему
Норвик Банк

Как посты в соцсетях влияют на кредитование?

Оглавление
В соцсетях мы рассказываем о себе практически все и эти данные часто могут повлиять на доступные нам кредиты.
В соцсетях мы рассказываем о себе практически все и эти данные часто могут повлиять на доступные нам кредиты.

Говорят, что социальные сети знают о своих пользователях даже больше, чем они знают сами о себе. Действительно, если проанализировать интересы пользователя и профили друзей, можно выявить многие закономерности и неплохо узнать этого человека (или, по крайней мере, понять, чем он готов делиться в соцсетях и какой имидж он себе создает).

Зачем банку данные из соцсетей?

Закономерность, которую подмечают социологи – соцсети сегодня стали главным способом похвастаться. И то, что человек считает в себе лучшим и самым интересным, он выставляет напоказ. Через свой аккаунт он может выдать даже больше информации о себе, чем при самом откровенном разговоре.

Уже случались забавные прецеденты: так, должник, подававший на банкротство, не удержался и выложил в соцсети фото с геометками с дорогого курорта. Понятно, что средств на такой отдых у человека на грани финансового коллапса, скорее всего, не будет и недобросовестный должник сам себя разоблачил. Суд принял информацию к сведению и закономерно отказал в банкротстве.

Бывают и другие случаи: женщине раз за разом отказывали в кредитах из-за того, что она фотографировалась в окружении пачек денег и с веерами долларов в руках. Специалистам по кредитам казалось странным такое количество наличных при отсутствии серьезных накоплений в банках и они подозревали криминал, а она не подозревала, что снимки с бутафорскими деньгами могут испортить ей «финансовую карму».

Хотите больше узнать о кредитах, управлении своим бюджетом и финансовых инструментах? Подпишитесь на наш канал в Дзене: https://dzen.ru/norvikbank

Бизнес по выдаче кредитов основан на анализе и прогнозировании рисков. Главный вопрос, который задают себе (а теперь еще и искусственному интеллекту) в банках – «Можно ли доверить этому человеку деньги?». Важную часть ответа на этот вопрос составляет изучение профилей заемщиков и составлении его «портрета». Соцсети, где люди сами выкладывают о себе огромное количество информации, стали хорошим источником данных для создания профилей заемщиков и прогнозирования его финансового поведения.

Что интересует банки?

Главное, что пытаются узнать банки – информацию, подтверждающую финансовое состояние и уровень обязательности потенциального заемщика.

  • На основе данных, которыми мы делимся в соцсетях, можно достаточно точно оценить финансовую стабильность заемщика. Покупка нового авто, переезд в новый дом или квартиру, инвестиции, ремонт – многое из этого мы показываем в соцсетях своим друзьям и это позволяет достаточно точно оценить кредитоспособность.
  • Данные об образе жизни и потребительских привычках хорошо считываются через соцсети, как и уровень потребления, который поддерживает заемщик. Здесь источником данных станут фото из отпуска (проводите вы его на картошке или на берегу океана), «социальные» фото из театров, с концертов, из музеев (или из бара с приятелями 😊). То же касается и социальной активности - вдруг вы занимаетесь благотворительностью и в свободное время помогаете другим как волонтер, помогут узнать больше фото с коллегами или картинки с посещения каких-то деловых и культурных событий. Если по вашему профилю видно, что вы любите экстремальные виды спорта, то кредитор, скорее всего, будет настаивать на страховке, закрывающей возможные риски.
  • Круг знакомств, интересы и связи. Здесь работает принцип «Скажи мне, кто твой друг…». Если в друзьях сомнительные личности и записные должники, то есть высокая вероятность, что и заемщик тоже не очень надежен. Подписка на паблики вроде «Как не платить по кредитам» или на канал очередного гуру-«раздолжнителя» тоже не прибавит шансов на одобрение.

Следующий уровень сложности

Умение проверять и сопоставлять большие объемы данных статистики иногда открывает удивительные взаимосвязи. Сегодня эту работу чаще всего поручают искусственному интеллекту – у него хватает усидчивости, чтобы просматривать множество страниц и анализировать огромные объемы информации. Так, к примеру, прослеживаются корреляции между маркой и возрастом автомобиля, которой пользуется потенциальный заемщик, и его дисциплинированностью; привычкой читать определенных авторов или СМИ и финансовой состоятельностью.

Правда, к таким выводам нужно относиться с осторожностью: даже самый совершенный ИИ последней модели может страдать «галлюцинациями» и давать некорректные выводы, которые для него будут вполне логичными. Но уже сегодня эти данные со всеми оговорками и контролем со стороны живых экспертов применяют для анализа и оценки заемщиков.

Насколько можно верить соцсетям?

Любая информация, полученная из соцсетей, будет объективной настолько, насколько адекватно ее интерпретируют, это не кредитная история, где все гораздо проще и однозначнее. Поскольку соцсети часто используют, чтобы создать себе выдуманный имидж, к любым данным в них относятся критически, но, тем не менее, их все чаще используют как вспомогательный источник для проверки данных.

Когда скорее могут обратиться к соцсетям в поисках дополнительной информации:

  • Чем крупнее кредит – тем выше вероятность. Поводом заглянуть в профили заемщика часто становятся большая ипотека или кредит на развитие дела, все, что связано с большими суммами и длительными сроками. Здесь никакая информация не бывает лишней, чтобы спрогнозировать его поведение.
  • Проверка предоставленной клиентом информации. Например, если клиент указывает, что работает в крупной компании, живет в своем доме и получает высокую зарплату, а на фото в профиле в основном запущенная квартира, ржавая машина и шашлыки с друзьями на старой даче – это, скорее всего, вызовет сомнения.
  • Проверка безопасности. К сожалению, сегодня наша цифровая вселенная напрямую связана с нашими финансами. Поэтому все чаще банки обращаются к профилям в соцсетях, чтобы выяснить, не связан ли клиент с какой-либо противозаконной активностью. И наоборот – при какой-то подозрительной активности по счету могут заглянуть в аккаунты в соцсетях, не взломали ли клиента, уже наследив в его профиле, или не поднял ли тревогу сам клиент, предупреждая друзей о признаках взлома.

Материал подготовлен командой ПАО Норвик БанкНорвик Банк предлагает услуги физическим и юридическим лицам: кредиты под залог недвижимости, вклады, расчетно-кассовое обслуживание, обмен валюты, дебетовые и кредитные карты. Читайте наш Блог на сайте, подписывайтесь на наш Телеграм-канал и будьте в курсе актуальных новостей!