Найти тему
Захар Прилепин

1916 И 1991: В ЧЕМ РАЗНИЦА

…исключительно с точки зрения искусства.

Вчера дал подборку работ из огромных запасников великой русской живописи несколько сложнее видевшим Россию, «которую мы потеряли» – особенно в сравнении с тем, как нам её сейчас преподносят.

Меня, естественно, попросили дать подборку другой живописи о той России, где она хороша и пригожа (дам, в том числе и потому, что люблю я ту Россию не меньше вашего, друзья).

Помимо того, мне сообщили, что для равновесия надо дать и подборку советской-антисоветской живописи для, так сказать, равновесия и в порядке честного разговора.

Мне, знаете, несложно.

Вот подборка советских предперестроечных работ, глядя на которые, мы с головой рухнули в «демократию».

Полюбуйтесь, а потом я вам скажу, в чем разница между русским критическим реализмом в живописи и антисоветской этой вот мазнёй, имевшей, впрочем, невероятную популярность и здесь, и особенно за рубежом.

За рубежом, конечно, потому, что им нравилось нас так представлять. И по сей день нравится.

Николай Гетман. «Морг узников ГУЛАГа». 1980
Николай Гетман. «Морг узников ГУЛАГа». 1980
Василий Колотев. «Бульварная сцена». 1984
Василий Колотев. «Бульварная сцена». 1984
Василий Колотев. «Листья тополя падают с ясеня». 1984
Василий Колотев. «Листья тополя падают с ясеня». 1984

Василий Колотев. «Красный день календаря». 1985
Василий Колотев. «Красный день календаря». 1985
Алексей Сундуков. «Очередь». 1986
Алексей Сундуков. «Очередь». 1986
Юлий Ведерников. «На перроне». 1987
Юлий Ведерников. «На перроне». 1987
Игорь Симонов. «Это мы, Господи». 1989
Игорь Симонов. «Это мы, Господи». 1989
Андрей Пашкевич. «Реставратор». 1990
Андрей Пашкевич. «Реставратор». 1990

Теперь вкратце, в чем разница между той, накануне революции 1917 года, живописью и этой, накануне либерально-буржуазной контрреволюции 1991 года.

Во-первых, те, XIX века художники, любят свой народ. Испытывают к нему огромную сердечную жалость.

А эти – презирают. Ну а кого тут любить? Это ж «совки».

Во-вторых, такое отношение имело, видимо, огромную смысловую и метафизическую корневую систему, поэтому революция 1917 года привела к огромным процессам всемирного освобождения и антиколониальной борьбе. Благодаря той революции мы имеем сегодняшних свободолюбивых, хоть и сложных, друзей: Кубу, Никарагуа, Северную Корею, Китай, Вьетнам, Монголию. Не говоря о том, что из 1917 года вырос и 1945-й, и 1961-й.

А благодаря 1991 году мы имеем неонацизм на Украине и в Прибалтике и бешеную русофобию по всей Европе.

А вырастет ли из 1991 года новый 1945-й – вопрос, как мы видим, дискуссионный.

А всё «картинки» какие-то. Подумаешь, картинки, казалось бы.