Моей дочери недавно исполнилось 4 года, и я решила найти для нее качественные курсы английского языка. До этого в детском саду у них был «английский в среде», где преподаватель общался с детьми на английском, давая подсказки на русском. За год у ребенка в памяти остались лишь фразы «бай-бай» и «хеллоу». Поэтому я начала искать более системное обучение.
У меня было два основных критерия:
- до 15 минут езды на машине от дома;
- игровой формат без парт и классического учителя у доски.
Это оказалось сложнее, чем я ожидала. Из примерно 15 предложений курсов английского для детей с 3 лет, только один подходил под мой запрос на игровой формат обучения.
Хотя я знаю несколько успешных примеров традиционного обучения дошкольников, я все же считаю, что обучение через игру гораздо эффективнее. И вот почему.
Объяснение с точки зрения работы мозга
Ключевым фактором здесь является то, как работают различные отделы мозга в процессе обучения. Психологи из Техасского университета в Остине (США) в 2016 году с помощью сканирующих устройств изучили нейронную активность участников и зафиксировали, как мозг обрабатывает новую информацию.
Исследование показало, что первым включается гиппокамп — область мозга, связанная с обработкой и хранением пространственной информации и эмоциональных реакций. Гиппокамп является частью лимбической системы, отвечающей за эмоции.
Затем префронтальная кора — передняя часть мозга, координирующая мысли и действия — направляет внимание на важные признаки и сопоставляет их с уже имеющимися знаниями в гиппокампе. Это позволяет обновлять информацию на основе новых данных.
Хотя механизм работы гиппокампа до конца не изучен, большинство исследований подтверждают его роль в формировании эмоций и переходе информации в долгосрочную память. Таким образом, гиппокамп — центральный элемент в процессе обучения, связанный с эмоциональной системой.
Плюсы игрового обучения
Какие же преимущества дает обучение через игру?
1. Ощущение безопасности
В стрессовой ситуации обучение затруднено, так как мозг сосредоточен на устранении угрозы. В контексте обучения это может выражаться в избегании сложных заданий. Конечно, способность преодолевать стресс важна, но в раннем возрасте важнее создать комфортную среду, где обучение проходит максимально эффективно.
2. Высокая мотивация
Мотивировать ребенка сидеть за партой и учить трудные предметы сложно, особенно если он не понимает, зачем это нужно. Игра и веселье — естественные и сильные мотиваторы. Ребенок будет вовлечен в процесс, а не просто присутствовать на занятии.
Кроме того, многие современные теории утверждают, что наигранность и насыщенная сенсорная активность помогает детям осваивать новые знания, особенно в области языка.
3. Минимизация нездоровых мотивационных паттернов
В игре фокус смещается с результата на процесс. Это снижает напряжение и страх неудачи — не нужно «знать», нужно просто продолжать играть. А многократное повторение неизбежно приводит к запоминанию. Зачем, положительный опыт успеха мотивирует ребенка двигаться дальше.
Также важно избегать формирования нездоровой внешней мотивации. Если мы мотивируем ребенка наградой, это создает нежелательную зависимость: «Если не будет приза, я не буду учиться». Игра помогает развивать внутренний интерес, что гораздо ценнее для долгосрочного обучения.
Возможно, вы сможете вспомнить еще ряд положительных "за".