Найти тему
Школа 1538

Дорогами России

Занятие «Разговоры о важном» на этой неделе было посвящено железнодорожному транспорту.

Об истории создания железнодорожного транспорта в России и перспективах его развития рассказал учитель истории и обществознания Андрей Владимирович Яковлев:

"В начале занятия мы обсудили историю становления железнодорожного сообщения в России. В нашей стране ближе к концу 18 столетия стали использоваться рельсы на мануфактурах и промышленных предприятиях. Они применялись для перемещения грузов на телегах, а в качестве тяги служили лошади или люди. Первый русский паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 году. Он очень выгодно отличался от зарубежных паровозов, имел оригинальные удачные конструктивные решения. Также Черепановы построили первую в России железную дорогу длиной 854 метра, соединявшую Выйский завод и медные рудники Нижне-Тагильского завода.

В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, предложивший императору Николаю I строительство первой железнодорожной линии. Ее строительство сопровождалось различными дискуссиями относительно того, смогут ли работать паровозы в условиях российского климата. Например, предполагали, что зимой они просто увязнут в глубоком снегу. Были дискуссии о том, что железная дорога может изменить социальную структуру сословного общества: немыслимо было представить, чтобы в одном вагоне ехали представители разных сословий. Но с другой стороны были приведены здравые аргументы за ее строительство: железная дорога обеспечит транспортное сообщение. Ведь до этого в столицу, Санкт-Петербург, все зерновые грузы доставлялись речным путем, что занимало довольно продолжительное время. Также приводились аргументы за строительство железных дорог в военных целях для перевозки военных соединений и формирований.

В 1836 году император Николай I обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. Стоит отметить, что эта дорога планировалась как некая экспериментальная площадка: всего 27 километров пути, соединившего Санкт-Петербург и Павловск. Эта дорога предназначалась только для пассажирского сообщения и имела некий характер развлечения. Таким образом, эта железная дорога показала, что паровозный транспорт применим в условиях нашей страны и за железными дорогами будущее.

Интересно, что все первые паровозы, закупаемые на то время пока еще в Англии, получали свои имена. Например, один из самых известных - паровоз под названием Проворный, история которого считается одной из вех начала железнодорожного сообщения в нашей стране.

Также мы поговорили о крупных железнодорожных магистралях, известных каждому. Например, о Транссибирской железнодорожной магистрали, сооружение которой началось при императоре Александре III в 1891 году, а закончилось при Николае II в 1916 году. Транссибирская железнодорожная магистраль считается самой длинной железной дорогой в России и в мире.

Также мы вспомнили, что в этом году отмечается важная памятная дата - 50 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), на строительство которой массово привлекали в том числе советскую молодежь. Эта дорога имеет очень важное стратегическое значение для нашей страны. Она сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморского края (Владивостока, Находки) более, чем на 200 километров, до порта Ванино в Хабаровском крае почти на 500 километров. Это позитивно влияет на развитие Дальнего Востока и на транспортный поток, грузоперевозки из стран Азии, в том числе Китая.

В конце занятия мы поговорили о перспективах развития железных дорог в нашей стране. Безусловно, это строительство высокоскоростных магистралей, что очень востребовано для нас сейчас. В 2024 году было запущено строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург - Москва, планируемая скорость движения по которой составит около 400 км/час. Стоит отметить, что Сапсаны развивают максимальную скорость 250 км/час, но полностью свой потенциал реализовать не могут, так как для них требуется выделенная линия, которой будет являться ВСМ. Также запланировано создание ВСМ Москва - Казань: более 700 км пути, скорость около 400 км/час, которая соединит Москву, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань.

Еще одна важная перспектива - это развитие инфраструктуры портов. По мере роста транзитного потока грузов через нашу страну, необходимо наращивать плотность железных дорог в районах портовой инфраструктуры. Например, на северо-западе Калининград, Усть-Луга, Высоцк, Приморск; порты юга страны. Это и модернизация БАМа и Транссиба. В целом, если мы говорим про роль железных дорог, то в быстро меняющемся мире, в условиях изменения направления торговых потоков, роста городов, чтобы адаптироваться к изменениям, обеспечить высокий уровень сервиса и высокую скорость перемещения пассажиров, обеспечить быструю доставку грузов, встроиться в трансконтинентальные цепочки поставок, нужны железные дороги, которые справятся с такими важными задачами.

Подводя общий итог, можно сказать, что железные дороги имеют для нас очень важное стратегическое значение.

Отдельно мы поговорили о туристических маршрутах, на которых используются ретропоезда. Например, "Рускеальский экспресс" - уникальный туристический поезд на паровой тяге, курсирующий в Республике Карелия между городом Сортавала и Горным парком Рускеала.

Железные дороги - перспективная сфера работы, потому что она не консервативна, сюда внедряются различные инновации, это и современные высокоскоростные магистрали, и проектирование, разработка, новейшие подвижные составы, в том числе и на новых принципах движения в перспективе. Это в том числе и работа, связанная с обслуживанием, со связью, с внедрением новейших систем. Поэтому железная дорога - перспективное место для работы. Она предполагает широкий выбор самых разных специальностей, о которых стоит задуматься ученикам".