Найти тему

Чулымцы – «наши люди» на берегах «бегущего снега»

Оглавление

Рассказываем об одном из самых малочисленных коренных народов Сибири

«Сибирский. Новостной» продолжает своё повествование о коренных малочисленных народах, которые пришли в Сибирь до того, как сюда добрались русские. Настало время погрузиться в историю и культуру людей, называющих себя «чулым». Этот этнос всегда был малочисленным. Так, в 2002 году в России проживало всего 656 чулымцев, а через 20 лет, если верить статистике, их стало вдвое меньше. Но эти люди бережно хранят самобытную культуру своих предков.

В предыдущих материалах «Сибирский. Новостной» рассказал об алтайцах, которые, как не трудно догадаться, живут в Горном Алтае, енисейских кетах, чьи потомки обитают на севере Красноярского края, и шорцах – представителях древнего народа, большинство которых населяют Кемеровскую область. Сегодня речь пойдёт об одном из самых малочисленных этносов России – чулымцах.

Бегущий снег

Река Чулым в районе г.Ачинска Красноярский край / Фото: stihi.ru
Река Чулым в районе г.Ачинска Красноярский край / Фото: stihi.ru

«Бегущий снег» – так переводится название «Чулым» с тюркского. Поэтично, не правда ли? Река, являющаяся притоком Оби и берущая своё начало в месте слияния двух Июсов – Белого и Чёрного – действительно имеет преимущественно снеговое питание. Чулым, огибая горные хребты и покрывая равнину, серпантином вьётся от Хакасии до Томской области. Кстати, большая часть чулымцев живёт в Томской области – в Тегульдетском районе, меньшая – в Тюхтетском районе Красноярского края. Себя они называли чулым, татар, татарлар. Или «пестын кижилер», что в переводе значит «наши люди». Пришедшие в XVII веке в Сибирь русские нарекли томскими карагасами и чулымскими тюрками. Однако, как бы их не звали, во времена СССР чулымцы чуть было не утратили свой язык, культуру и самобытность.

Этнос, которого как бы не было

Иллюстрируя материалы, посвящённые коренным народам Сибири, мы всегда старались отыскать интересные исторические фотографии – как правило, их авторство принадлежит членам различных экспедиций, исследующих Сибирь. В том числе, экспедиций этнографических. Однако до конца ХХ века народа «чулымцы» официально не существовало, а значит и их происхождение, историю и культуру никто не изучал. И для истории не фотографировал – вот, дескать, на снимке представители древнего народа. Коренного, сибирского. Отдельным этносом их признали в лишь 1996 году во время переписи населения.

Так могли бы выглядеть предки современных чулымцев / Фото: arctic-megapedia.com
Так могли бы выглядеть предки современных чулымцев / Фото: arctic-megapedia.com

На просторах интернета гуляет эта фотография, в разных случаях подписанная по-разному. Суровых мужчин, позирующих у чумов, называли и селькупами, и коми-зырянами, и просто оленеводами. За неимением достоверных исторических фотосвидетельств, иллюстрируют ей и материалы о чулымцах. Да, возможно, именно так могли выглядеть предки современных представителей этого народа.

Кто такие чулымцы

Как полагают исследователи, основной чулымский этнос сложился в XVI—XVIII веках в результате смешения тюркоязычных племён. В эпоху глобальной миграции этих народов они дошли до Сибири, которая привлекла их своими малообжитыми просторами. Нет, в Обь-Енисейском бассейне к этому времени уже обитали потомки финно-угорских народов и их смешений: кержаки, селькупы, остяки, ханты и другие. Но вновь прибывших они приняли довольно мирно и благосклонно. Во всяком случае, сведений о каких-либо столкновениях история не сохранила. Тем временем, новообразованные племена облюбовали берега Чулыма. Вероятно, ещё и потому, что эта полноводная река являлась частью северной ветви торговых путей между Европой и Китаем (откуда и пришли переселенцы).

Чулымские тюрки Таскин Елизар Андреевич, его жена Фёкла Дмитриевна и дочь Мария 1919 г.р./ Фото: tomskmuseum.ru
Чулымские тюрки Таскин Елизар Андреевич, его жена Фёкла Дмитриевна и дочь Мария 1919 г.р./ Фото: tomskmuseum.ru

Сегодня достоверно известно, что в формировании этноса «чулымцы» участие принимали и восточнотюркские, и кыпчакские, и уйгурские племена. Народность носит следы родства с телеутами, сибирскими киргизами, а так же частично с селькупами и кетами. В XV-XVI веках значительная часть чулымцев имела ассимиляцию с хакасами, с XVII века – с русскими. Однако генный анализ чулымцев показал, что они родственны северным народам.

Быт: где жили и как одевались чулымцы

Всегда интересно знать, в чём коротали суровую сибирскую зиму потомки (?) тюрков. Так, у чулымцев традиционным жилищем являлись «одыг» и «кыштаг» – землянка и полуземлянка. Мастерили они и срубные юрты прямоугольной и многоугольной формы, а так же чумы из жердей, крытые берёстой, войлоком или рогожей. Для такого жилья характерны были открытые очаги и «чуалы» – глиняные печи. Убранство состояло из нар, лавок, сундуков и полок, на которых складировалась домашняя утварь. В XVIII веке в Сибирь пришли русские, и коренные народы быстро переняли у них то, что могло положительным образом сказаться на уровне жизни. В частности, научились строить избы.

Чулымское жилище / Коллаж: ppt-online.org
Чулымское жилище / Коллаж: ppt-online.org

Национальным нарядом для обоих полов являлись просторные штаны и рубаха. По праздникам он дополнялся – мужчины поверх надевали халат, женщины предпочитали туникообразное платье. Зимой носили тулупы и шубы, унты и кожаные сапоги. Летом ходили босыми.

Для чулымских женщин белый платок, украшенный бисером и повязанный на голову, считался священным – он являлся символом добра и чистоты. Так же женщины, согласно религиозным ритуалам, использовали перья птиц, а мужчины – шкуру кроликов. Считалось, что это поможет защитить обладателя наряда от негативных влияний извне.

Чулымка в национальном костюме. Возможно, цветной платок повязан поверх белого / Фото: parlibrary.tom.muzkult.ru
Чулымка в национальном костюме. Возможно, цветной платок повязан поверх белого / Фото: parlibrary.tom.muzkult.ru

Занимались чулымцы в основном охотой и рыболовством – ну а как иначе, если рядом течёт полноводная река, а лес полон дичи! Для избавления от недугов пользовались целебными травами, верили в духов и поклонялись природе.

Вера и традиции чулымцев

Ныне здравствующие потомки древних чулымцев исповедуют православие. Но и веру своих предков помнят, продолжая параллельно чтить шаманские традиции. От этого никуда не денешься – слишком долго, почти до ХIХ века, чулымцы жили родовой общиной, в которой хранили укоренившиеся обычаи и веру в духов. Считалось, что у каждого человека собственный дух-покровитель. А проводником в их мир служил шаман.

Свадебные традиции у чулымцев довольно разнообразны – начиная с «умыкания» невесты, заканчивая сватовством. Сват обычно приходил к родителям девушки с трубкой, которую предлагалось выкурить вместе. Если те соглашались – свадьбе быть.

Что касается похоронных традиций – христианские вытеснили обычаи предков, у которых принято было хоронить усопшего вместе с предметами обихода: топорами, ножами, стрелами и монетами, которые могли пригодиться в мире духов.

Праздник большой воды в Томске, выступают представители чулымского народа / Фото: nazaccent.ru
Праздник большой воды в Томске, выступают представители чулымского народа / Фото: nazaccent.ru

Сегодня люди «бегущего снега» не без воодушевления участвуют в национальных праздниках, которые в последние годы начали активно возрождать. Как, например, праздник Большой воды, который проходит в Томской области – он скорее селькупский, но чулымцы с удовольствием поддерживают народ, который издревле делил с ними территории. А в селе Пасечное Тюхтетского района Красноярского края ежегодно проводится «Тумпайрам» – праздник, посвящённый вступлению в осень. Хотелось бы там побывать хотя бы потому, что гостей на нём угощают стерляжьей ухой и глухарём в сметане. А ещё на праздновании большой популярностью пользуются гонки на обласках – лодках-долблёнках. Говорят, в скорости и проворстве наряду с мужчинами соревнуются чулымские женщины.

Наталья Смирнова

Главное фото: depkult.tomsk.gov.ru