Если Вы играете со своим малышом, начиная с самого раннего возраста, Вы несомненно делаете вклад в развитие его двигательных, речевых и социальных навыков в будущем.
Возможно, у Вас не всегда получается найти время на полноценную игру в течение дня.
В этой статье представлена подборка игр, которые не нужно планировать заранее. В них можно поиграть между будничными делами: во время смены подгузника, между дневными снами малыша или в перерывах между кормлениями.
👶Младенцы от 0 до 3 месяцев.
1. "Привет, игрушка!"
Положите малыша на спинку, на расстоянии вашей вытянутой руки (примерно 20-30 см от лица малыша) удерживайте игрушку или любой другой яркий контрастный предмет в поле зрения ребенка. Позвольте младенцу просто изучать выбранный Вами предмет. Понаблюдайте, какие предметы больше всего привлекают внимание малыша и периодически чередуйте разные игрушки, чтобы сохранять интерес к этому занятию.
Для Вашего удобства игрушку можно прикрепить к детскому мобилю.
2. "Куда исчезла картинка?"
В том же положении малыша, на расстоянии Вашей вытянутой руки перемещайте контрастный чёрно-белый предмет или чёрно-белую карточку перед личиком малыша, для того, чтобы побудить его следить глазами и поворачивать голову за двигающимся предметом. Когда Вы достигнете условного края глазок малыша, Вы можете задать вопрос "Куда исчез/исчезла предмет/картинка/игрушка?", а затем вновь вернуть его/её в поле зрения ребёнка.
3. " Я тебя вижу!"
Расположите малыша у себя на груди в положении на животе. Немного откиньте свою голову назад, чтобы побудить малыша приподнимать головку в поисках Вас.
4. "Прятки".
Традиционная и всеми любимая игра в прятки - классика жанра. Можно прикрывать своё лицо ладошками, можно закрывать его полотенцем или салфеткой - любые способы хороши. Первое время малыш может не давать обратной реакции на Ваши действия, но со временем он обязательно полюбит эту игру и будет весело реагировать на Ваши манипуляции.
Все эти игры для малыша - настоящая магия. Поскольку понимание постоянства объектов ещё не сформировалось (это происходит не ранее 4 месяца жизни у некоторых малышей, а в среднем только к 8 месяцу жизни у большинства), младенцы воспринимают исчезновение и появление одного и того же объекта как истинное чудо.
👶Младенцы от 4 до 6 месяцев.
1. " Покажу и расскажу".
Уложите малыша на животик на детский коврик, вокруг него полукругом разложите яркие контрастные игрушки. Покажите младенцу один из предметов и объясните, как с ним нужно играть (например, детскую погремушку нужно потрясти). Поощряйте попытки малыша дотянуться до игрушки и схватить её ручкой.
Для облегчения доступа к игрушкам и дополнительной поддержки тела малыша, под грудь можно положить свернутое валиком полотенце или полукруглую подушку, расположив его ручки сверху.
2. "Попробуй дотянись".
Сядьте на пол, вытянув и расставив ноги в форме буквы "V". Посадите малыша между ног, прижавшись своим животом к его спинке, чтобы обеспечить дополнительную поддержку. Поставьте недалеко от себя высокую игрушку и поощряйте попытки малыша дотянуться до неё. Когда малыш наклонится вперёд, обязательно удерживайте его руками, чтобы он не упал.
3. "Прятки с игрушками".
В том же положении, что было описано в пункте выше, и с той же игрушкой, проделайте следующее: накройте игрушку одеялом или полотенцем, а затем резко уберите их, чтобы максимально удивить малыша.
4. "Повторяй за мной!"
Подражайте звукам, которые издаёт Ваш малыш. Выделяйте отчётливые слоги (если они имеются) и повторяйте их несколько раз в день. Вскоре малыш научится подражать Вашим звукам и это станет основой для развития его речи в недалёком будущем.
👶Младенцы от 7 до 9 месяцев.
1. "Стук-стук".
Посадите малыша на стульчик для кормления или на пол напротив себя и ударьте двумя игрушками друг о друга. Это могут быть кубики, колечки пирамидки, небольшие мячики или даже чайные ложки.
2. "Кто этот малыш?"
Удерживая младенца на своих руках лицом к окружающему миру, поднесите его к настенному зеркалу и спросите "Кто этот малыш?". Затем ответьте " Это же наш _________(имя малыша)!", пощекочите ребёнка или крепко его поцелуйте.
3. "Только вперёд!"
Поощряйте попытки ребёнка ползать, помогая ему вставать на колени и вытянутые руки из положения "на животе". Как только малыш начнёт подтягиваться руками вперёд, лёжа на животе, помогите ему согнуть одно колено под животик. Первые попытки скорее всего будут неудачными - малыш будет терять равновесие и падать. Но когда ребёнку станет комфортно в этой позе, старайтесь располагать игрушки всё дальше и дальше, побуждая малыша ползти за ними.
4. "Песенки с движениями".
Постарайтесь включить в свой репертуар детские песенки/стишки или потешки, слова которых можно сопровождать соответствующими действиями. Например, "Танец маленьких утят", где можно хлопать в ладоши, "Паровозик чух-чух-чух", под мелодию которой можно показывать руками как двигаются колёса, "Сорока-белобока" - знаменитая потешка для пальчиковых игр и многие другие.
👶Младенцы от 10 до 12 месяцев.
1. "Строим башню".
Покажите малышу, как можно построить высокую башню из кубиков/стаканчиков/крупного пластикового конструктора. Затем покажите, как её разрушить и выстроить заново.
Когда мы демонстрируем, как должны работать игрушки, мы способствуем обучению, развитию навыков решения проблем и мелкой моторики. Кроме того, совместная игра укрепляет связь "родитель-ребенок" и придаёт Вашему малышу уверенность в собственных силах.
2. "Ладушки".
Традиционная во все времена "игра в ладушки". В среднем, малыши осваивают её к году и играют с большим удовольствием.
Как научить малыша хлопать в ладоши, можно прочесть в этой статье⬇️
3. "Полоса "препятствий"".
Расположите игрушки вдоль края дивана или журнального столика. Предложите малышу идти вдоль выбранного предмета интерьера, уделяя внимание каждой игрушке.
4. "Играем с мячом".
Сядьте на пол напротив малыша и подкатите ему мячик среднего размера, а затем предложите ему подтолкнуть его Вам обратно.
Уважаемые родители, пожалуйста помните: нет неправильного способа игры с малышом. Любая игра укрепит связь между Вами и Вашим ребёнком, а это ли не главная цель любого родительства?