Найти тему
Анатолий Цыганков

Родители не согласны. И как теперь быть?

В Лахденпохской школе между родителями и школьной администрацией возникло непонимание.

В Москве на днях прошло первое заседание Всероссийского родительского комитета, действовать который будет при Министерстве просвещения РФ и российском обществе «Знание». Сама по себе форма самоорганизации родителей в рамках родительских комитетов - стародавняя, нет тут нет ничего нового. С разной степенью эффективности функционируют такие комитеты, пожалуй, в большинстве школ Карелии. Если даже и бездействуют они, то формально присутствуют в жизни школ. Считается - и так в уставах общественных организаций записано -, что они участвуют в принятии решений, наряду с руководством образовательных учреждений, касающихся жизнедеятельности школ, иначе говоря, жизни детей, обучающихся в школах.

Создан Всероссийский родительский комитет в качестве консультативного органа при Минпросе РФ, и зачем-то при российском обществе «Знание», хотя, наверное, и не помешает такое соучредительство, больше просветительских проектов будут реализовываться вместе с родительской общественностью в школах. Тем более что под эти задачи государство и деньги уже приличные выделило. На первом заседании прозвучало, что по инициативе президента страны В. Путина поддержаны будут инициативы одной тысячи родительских школьных комитетов, которые получат гранты в размере от полумиллиона до двух миллионов рублей. Вроде бы и немалые деньги, но надо иметь в виду, что теоретически в России могут действовать не менее 39 тысяч родительских комитетов (по числу имеющихся в стране школ). То есть примерно 2,5% школьных родительских комитетов России смогут претендовать на грантовую поддержку своих проектов.

Но всё это в будущем. А прямо сейчас существующие родительские комитеты, где они имеются, а шире говоря, родительская общественность, может влиять на деятельность школ? Скажем, в Карелии 194 школы функционируют (взял данные на сайте Минпросвещения России, они за 2023 год), допустим, в трети из них (не знаю этого наверняка, но полагаю, что так) родители активны и внимательны ко всему что с их детьми в школах происходит. Чаще всего родительская мобилизация происходит тогда, когда для их детей в школах возникают проблемы. Например, в школьных столовых кормят отвратительно (о здоровье детей речь идёт). Учёба организована в две смены. Учителей предметников не хватает. В обоих случаях речь заходит о качестве обучения. И так далее, проблем такого рода, к сожалению, много в наших школах. На первый взгляд они могут и не казаться катастрофическими. Организаторы школьного дела (районная власть, администрации школ) не редко принимают управленческие решения, мало ориентируясь на позицию родителей, или даже вообще её игнорируют.

Приведу один пример. Руководство Лахденпохской школы решило один класс расформировать, влив его в другой. Два восьмых класса объединяются. Делается это по распоряжению администрации Лахденпохского муниципального района, где принят был документ «Об утверждении показателей развития сети муниципальных образовательных организаций Лахденпохского муниципального района на 2024-2025 год», согласно которому и действует школьная администрация. Так сверху велено.

Родители восьмиклассников, чей класс закрывают, не согласны с этим, приводя аргументы почему этого делать нельзя. Среди главных причин две чаще всего называются (хотя они не единственные). Во-первых, реорганизация класса в то время когда восьмиклассники готовятся к сдаче обязательного государственного экзамена, не лучший способ борьбы с финансовыми и организационными трудностями, возникшими в районе. А мало кто из родителей не понимает (а руководители школы это точно знают), что слияние двух восьмых классов вызвано бюджетной немощью муниципалитета. И, во-вторых, расформирование класса и его вливание в другой – это сильнейший психологический стресс для двух ученических коллективов, где одни категорически не желают растворятся в чужом для них коллективе (восемь лет вместе учились), другие по той же причине не хотят такой миграции к ним посторонних (пусть и сверстников, пусть и знакомых по уличным играм). За прошедшие восемь лет оба ученических коллектива сложились, устоялись.

Попытка родителей этими доводами разубедить руководство муниципального казённого образовательного учреждения «Лахденпохскоая СОШ» и представителей районной администрации, отвечающих за социальную политику, оказалась безрезультативной. Ответ на все прозвучавшие аргументы один: так решила районная администрация и приказ нужно исполнять.

Родители, понимая что на эмоции бессмысленно давить, защищают своих детей с помощью федерального закона «Об образовании в РФ», в котором прописано, что условия обучения школьников должны быть комфортными с точки зрения их ментального и физического здоровья, а расформирование класса неизбежно вызовет психологические проблемы у учащихся.

Аргументы родителей школьной администрацией не принимаются и в ультимативной форме им сообщается, что до конца первой четверти реорганизация состоится, потому что так решила администрация Лахденпохского района. Хотя, скорее всего, источник принятия решения всё же выше находится.

Родительские возмущения активно обсуждаются в местных социальных сетях, отзывы о действиях местной власти (шире - о власти) самые нехорошие. А чего ещё ждать, если никто из персон муниципальной власти, решающих судьбу восьмиклассников, не слышит родителей?

И какая тут включённость родителей в управление школьными делами в Лахденпохском районе? Где реализация светлых мыслей федеральных вождей от просвещения, зовущих широкую родительскую общественность включаться в жизнь школ?

Может Лахденпохской школе грант из федеральных денег выделить на обучение «коллективной (солидарной) деятельности» родителей и руководителей образовательных организаций?

А так, конечно, всё замечательно, пафосно и красиво. В стране учреждён Всероссийский родительский комитет, в него избраны 53 человека, большинство которых имеют отношение к образовательным организациям, хотя для солидности включены в него и просто известные в стране личности (артисты, общественные деятели). Много ли в этом составе представителей родительских сообществ (из муниципалитетов, например) - не знаю. Покажется ли лахденпохская проблема – а это реальная проблема для здешних родителей – общественно значимой для членов Всероссийского родительского комитета? Скорее всего, нет. Какой-то далёкий-предалёкий муниципальный район, какие-то восьмиклассники и их родители, сопротивляющиеся реорганизации. Да и предмет обсуждения, мелковат и скучноват, не инновационный. Не заметят в Москве такого пустяка.

А что родителям делать? Похоже, надо превращать родительский комитет, если таковой существует в школе, в боевой общественный отряд по защите интересов своих детей, ну и следует всё-таки обратиться за помощью к вновь созданному Всероссийскому родительскому комитету. На этапе становления члены его будут (должны, по идее) внимательны к запросам родительской общественности.

Анатолий Цыганков