Все фото из открытых источников Интернета
Раньше после хорошего дальнего прыжка с трамплина "глубинного"профиля сила удара "летающего лыжника" при приземлении достигала 500 кг.
Нетрудно представить, какую тяжесть выдерживали ноги спортсменов.
С появлением вытянутых трамплинов посадка "живых планеров" стала происходить по касательной… Австрийский прыгун с трамплина Штефан Крафт установил рекорд по дальности прыжка на этапе Кубка мира в норвежском Викерсунде.
В первом раунде командных соревнований Крафт совершил прыжок на 253,5 метра.
Ранее в этот же день норвежец Роберт Юханссон прыгнул на 252 м.
До турнира в Викерсунде рекорд принадлежал норвежцу Андерсу Фаннемелю (251,5 м, 2015 год). На I Олимпийских играх в Шамони норвежский прыгун Турлеф Хауг стал бронзовым призером с результатом 18 баллов.
Вслед за ним финишировал Андреас Хауген из США, набравший 17,916 очка.
Лишь через полвека норвежский спортивный историк Якоб Вааге обнаружил, что в 1924 судьи допустили ошибку при подсчете очков Хауга: у него оказалось не 18, а 17,821 балла. Справедливость восторжествовала в 1974, когда на официальной церемонии в Осло 86-летний Хауген получил награду от дочери Турлефа Хауга, скончавшегося в 1934. С конца 20-х годов и до начала второй мировой войны моду в этой дисциплине диктовали родные братья Рууд - Асбьерн, Зигмунд и Биргер.
Зигмунд стал чемпионом мира в 1929, Асбьерн - в 1938, а Биргер выигрывал этот титул четырежды — в 1931, 1932, 1935, 1937 годах, успев при этом завоевать золотую олимпийскую медаль на IV Играх в Гармиш-Партенкирхине.
Он не потерял спортивную форму даже после войны: в 1948 году на Олимпиаде в Санкт-Морице бывший узник фашистского концлагеря Биргер Рууд занял второе место, уступив своему молодому соотечественнику Петеру Хугстеду менее двух баллов.
Полет на критическую точку (К) приносит 60 очков (критическая точка соответствует мощности трамплина: у 60-метрового она равняется 60 метрам, у 90-метрового-90 и так далее). Каждый метр на 120-метровом трамплине "стоит" 1,8 очка, на 90-метровом — 2 очка. Таблица для оценки дальности прыжка (в зависимости от критической точки): K20 - K24: 4,8 баллов за метр
K25 - K29: 4,4 баллов за метр
K30 - K34: 4 баллов за метр
K35 - K39: 3,6 баллов за метр
K40 - K49: 3,2 баллов за метр
K50 - K59: 2,8 баллов за метр
K60 - K69: 2,4 баллов за метр
K70 - K79: 2,2 баллов за метр
K80 - K99: 2 баллов за метр
K100 - K169: 1,8 баллов за метр
K170 и выше: 1,2 баллов за метр
Другими словами, если спортсмен на 120-метровом трамплине улетает на 121 метр, он получает 61,8 очка (60 очков за прыжок на критическую точку плюс 1,8 очка за дополнительный метр). Соответственно при полете на 119 метров судьи из 60 очков вычитают 1,8 балла. Соревнования обслуживаются пятью судьями, которые оценивают технику прыжка по 20-балльной системе. Лучшая и худшая оценки отбрасываются, и в зачет идут три средних. Например, если при прыжке на критическую точку 60 метров все пять судей дают по 18 баллов, спортсмен в итоге получает 114 очков (60+54).
Особое внимание служители Фемиды обращают на технику приземления — так называемую разножку, или классическую стойку "телемарк".
За падение или касание земли руками каждый судья снимает по 10 баллов, то есть минус 30 очков. Результат участника определяется по сумме балов двух зачетных попыток. Ширина трамплинных лыж 11,5 сантиметров по концам, и 10,5 см в месте крепления ботинка. Канты лыж практически параллельны.
Длина лыж по правилам не может превышать рост спортсмена на 146%.
Считается, чем длиннее лыжа, тем дальше улетает спортсмен, поэтому введена такая регламентация. В программу зимних Олимпийских игр входит: мужчины личное первенство (125 м), мужчины командное первенство (125 м), мужчины личное первенство (95 м), женщины личное первенство (95 м). Угол наклона горы разгона 37 градусов, и спортсмены развивают скорость от 0 до 100 км/ч меньше чем за пять секунд.
Если спуск окажется слишком крутым, спортсмена под воздействием центробежной силы сильно прижмет к горе. Ему будет сложно оттолкнуться и занять в воздухе безопасное положение. Поскольку от скорости разгона зависит длина прыжка, то немаловажную роль играет сама лыжня – ее нарезает специальная машина.
Ширина должна составлять примерно 13 см, что соответствует ширине самой лыжи. Глубина – 3 см, она рассчитывается из соображений безопасности, чтобы лыжи во время спуска с горы не вылетали из углублений. Лыжня разгона сделана из искусственного снега или льда. Под ней находится специальное охлаждающее устройство.
Это обязательное условие. Чтобы все спортсмены выступали в равных условиях, снег не должен таять. Далее гора приземления размечается параллельными линиями через каждые полметра, и так – до нижней линии Hill Size, которая определяет размер трамплина и является предельной.
Однако чемпионы часто перепрыгивают HS, поэтому за ней также размечено еще несколько дополнительных секторов. Кстати, длина прыжка измеряется не по лыжам, а по ступням ног спортсмена. Вдоль всей зоны приземления расположены видеокамеры, которые фиксируют каждое приземление. Вальтер Хофер: «Эти камеры находятся в положении угла наклона приземления. На мониторе мы видим четыре сектора, и, когда спортсмен стартует, камеры начинают работать и следить за спортсменом, как он летит по секторам. Наконец, изображения с сектора приземления поступают к оператору, чтобы их можно было использовать. Затем расстояние измеряется и сообщается онлайн. Это занимает 4-5 секунд».
На Кубке мира работает 25 судей, оценка выступления спортсменов скалывается из двух баллов: первый балл выставляют за длину прыжка, второй балл начисляют за технику исполнения. Даже если спортсмен прыгнул дальше всех, незначительная помарка может здорово сказаться на общем результате. Максимальная оценка за технику – 20 баллов, однако, чтобы их заработать, нужно изрядно потрудиться и показать идеальное исполнение во всех элементах прыжка. Александр Арефьев, главный тренер сборной России: «Сгибание ног, например – это самая грубая ошибка при выполнении прыжка на лыжах. Если спортсмен отталкивается с трамплина и сгибает ноги, то может быть очень опасным падение».
Спортсмен несется с горы разгона, набирая скорость 90 км/час, и пролетает дистанцию более 120 м. над землей. В прыжках с трамплина на сегодняшний день существует когорта из 15-20 спортсменов, претендующих на самые высокие места.
Удивительно, но интерес российских каналов, в частности «Матч ТВ» к данной спортивной дисциплине очень низок. Несмотря на то, что телеканал страны перевел главные футбольные матчи на «Матч Премьер», в сетке вещания прыжкам с трамплина места до сих пор не находится. Кубок мира транслируется в полном объеме по платному каналу «Евроспорт». В нашей сборной сейчас есть за кого поболеть.
В прошлом сезоне Евгений Климов, впервые в истории страны, выиграл этап Кубка мира в польской Висле, заняв по итогам сезона 12 место в общем зачете.
Еще 10 лет федерация с трудом находила один более или менее сносный трамплин в стране для проведения внутреннего чемпионата. Сейчас же два заключительных этапа Кубка мира 2019/2020 прошли в Нижнем Тагиле и Чайковском.
Прыжки на лыжах с трамплина по-английски именуют «ski jumping».
В полете ноги спортсмена располагаются в одной плоскости, но в момент приземления должны принять специально предусмотренное положение — телемарк: одна выставлена вперед, а другая отведена назад. При этом ноги необходимо согнуть в коленях, колено отведенной назад конечности опустить вниз, а руки расставить выше плеч.
За ошибки в выполнении телемарка снимаются очки.
Приземляясь, необходимо как можно сильнее сблизить лыжи и держать их параллельно. Для этого требуется отличная координация движения и безупречное чувство баланса. Высота трасс на сегодняшний день очень многообразна и варьирует от 20 м (учебная) до 185 (максимальная). Обязательным элементом снаряжения спортсмена выступает шлем. В советские времена прыгали в тоненьких трико, свитере, шапочке и на шее обязательно был галстук. Современные комбинезоны стоят от 350 евро, а для спортсменов сборной шьются на заказ для каждого отдельно.
Состоят они из эластина и пенного материала, на выходе являясь очень высокотехнологичным продуктом. Прыгуны проходят обязательную проверку костюма на специальном оборудовании, так называемый «продув». После чего ставится пломба.
Ее снова проверяют после финиша спортсмена, что, наверное, не раз наблюдали телезрители. В отличие от старого формата, где между костюмом и телом спортсмена допускался промежуток 6 см, новые комбинезоны должны быть облегающими и состоять из пяти частей. После многочисленных жалоб спортсменов, в том числе и от российской стороны, на стянутость костюма разрешили допуск 2 см, но только в определенных местах... Благодаря своим нестандартным аэродинамическим свойствам новые костюмы уравняли шансы всех спортсменов, независимо от коэффициента профессионализма.
Чего, собственно, FIS и добивалась.Прыжки с трамплина — чуть ли не самый зависимый от природы вид спорта. Но вопреки устоявшемуся мнению, самое страшное для прыгуна не ветер, а как раз большой снегопад. Поскольку снег, особенно мокрый, может не только ухудшить видимость, но и забить лыжню разгона, что способно привести к травме спортсмена. Кстати, между попытками спортсменов и после падений в сложных условиях по трамплину должен пройти «накатчик», и необходимо, чтобы он был определенной категории, а не просто умел стоять на лыжах.
А вот что касается ветра, тут все неоднозначно. Ветер в спину мешает прыгуну, не позволяя ему ложиться на воздушную подушку. Ветер в лоб — помогает...
Например, встречный ветер в 30 градусов увеличивает дальность полета примерно на 10 метров. Также в интересах безопасности при боковом ветре соревнования могут или перенести, или отменить совсем. Интересно, что ветер может измениться прямо во время полета, и чаще всего именно это приводит к падению спортсмена, поскольку сам прыжок происходит на уровне рефлекса. Вообще, многое в прыжках с трамплина по понятным причинам заточено под безопасность. Например, стартовый светофор...
Эта система, знакомая каждому школьнику на дороге, в данном виде спорта нечто из серии космического пульта. Во-первых, он соединен в одну систему с датчиками измерения ветра, которые установлены по всему трамплину.
Во-вторых, кнопку старта нажимает ассистент директора Кубка мира, он же Миран Тепеш. Но дело даже не в этом... Если ветровые условия выходят за рамки безопасности, и загорается красный коридор на судейском мониторе, стартовая кнопка блокируется.
Таким образом, даже простой человеческий фактор, как падение валенка на пульт, можно спокойно исключать. Спортсмену на старт дается 10 секунд, пока горит зеленый свет. В случае если он опоздал, прыжок не засчитывается.
Сигнал к старту дает тренер на тренерской вышке, наблюдая за ветровым коридором в монитор, который установлен на трамплине и тоже соединен с датчиками направления и его скорости. Вот такая получается загогулина...
Устанавливает ее для Кубка мира единственная компания — швейцарский «Свисс-тайминг», стоимость системы примерно от 500 тысяч долларов.
С Олимпиады в Сочи введена система общения тренера и спортсмена по рации прямо во время старта. V-образный стиль, уже привычный любителям прыжков с трамплина, в 1989 году ввел швед Ян Боклев.
Поначалу судьи с маниакальным упорством ставили прыгуну низкие оценки, но, поскольку новая манера увеличивала дальность прыжка на 10—20%, он неизменно выигрывал соревнования. В конечном итоге на V-образный стиль перешли все.
Сам же автор спокойно живет в Швеции и по сей день, но мало кто знает, что Боклев болен легкой формой эпилепсии, день начинает с горсти таблеток, а в свою спортивную карьеру на допинг-контроль ходил со справкой от врача.
Опять же, вопреки расхожему мнению, в прыжке с трамплина главное не скорость, не сила, хотя они тоже играют не последнюю роль, а время.
Как говорят прыгуны, «не проспать стол отрыва», то есть оттолкнуться в определенной точке, быстро, сильно, и все это одновременно.
Поэтому прыгуны обладают зачастую невероятной концентрацией, которую невозможно стимулировать никаким допингом — прыжки с трамплина признаны самым тяжелым в психологическом плане спортом. Самым юным прыгуном - олимпийским чемпионом - в 1992 году стал финн Тони Ниеминен. Ему было всего 16 лет.
В 1912 г. под Петербургом в Парголове был построен трамплин с искусственной горой разгона и расчетной мощностью дальности прыжков до 20 м.
Популярность этого красивого вида спорта постепенно возрастала, но все состязания носили чисто развлекательных характер. Длина рекордного прыжка советских спортсменов составила: в 1932 г. 32 м (М.Капустин), в 1934 г. — 44,5 м (Н.Хорьков), в 1936 г. — 54 м (Б.Медведев), в 1937 г. — 55 м (П.Дементьев), в 1939 г. — 60,5 м (Т.Паппинен), в 1940 г. — 82 м (Н.Кудряшов). В 30-е годы существенно усовершенствовалась техника прыжка: перестали пользоваться лыжными палками, поджимать ноги к туловищу, началось освоение “аэродинамического” стиля.
На тренировках в Италии накануне олимпийских стартов в Кортина д’Ампеццо (1956) полеты советского прыгуна Кобы Цакадзе вызывали всеобщее восхищение.
Он вполне оправдывал прозвище “летающая торпеда”, которым его окрестили иностранные журналисты. Его считали “удивительной загадкой России” — до того оригинален и смел был стиль цакадзевского прыжка. Смелыми, динамичными прыжками отличались и два других наших олимпийца — Николай Каменский и Николай Шамов.
“Ахиллесовой пятой”советских спортсменов была техника приземления.
Неполадки с приземлением стали хроническим недостатком наших лыжников.
На белой Олимпиаде в Скво-Вэлли (1960 г.) лучший из советских прыгунов Николай Каменский был четвертым, а Коба Цакадзе только девятым — снова подвело приземление. Пробовал Цакадзе свои силы и в Инсбруке (1964 г.).
Прыгал смело, далеко, но не смог устоять на ногах.
Многих побед лишился великолепный стилист Николай Каменский из-за плохого приземления. Его высшее (и первое среди советских прыгунов) достижение — серебряная медаль на Чемпионате мира 1962 г. в Закопане (Польша).
На Олимпийских играх в Гренобле (1968 г.) на красоту стиля приземления стали обращать все больше внимания. Сенсацией этих Игр стала победа мало кому в ту пору известного советского спортсмена Владимира Белоусова.
Он выиграл первую и до настоящего времени единственную олимпийскую медаль, и сразу золотого достоинства. Успехи советских спортсменов на зимних Олимпийских играх 1968 г. и Чемпионате мира 1970 г. подкреплялись соответствующей материальной базой. Были сооружены два прыжковых центра в Карпатах (70- и 90-метровый), и Ворохте, где можно тренироваться даже в разгар лета. Там были построены 55-метровый трамплин с искусственно намораживаемой лыжней разгона и 70-метровый трамплин с искусственным покрытием. Всего к концу 80-х годов в стране действовало около 50 различных трамплинов. После Гренобля и Высоких Татр “золотых” взлетов у наших прыгунов не было ни на последующих чемпионатах мира, ни на зимних Олимпийских играх. За последние 30 лет в копилку наград наших прыгунов добавились только две бронзовые медали, которые выиграл 18-летний студент из Кирова А.Боровитин на Чемпионате мира 1974 г. в Фалуне и повторил на Чемпионате мира 1978 г. в Лахти.
В 80-е годы появился принципиально новый стиль прыжков, так называемый “V-стиль”. Рассказывают, будто некий шведский прыгун с трамплина, однажды почувствовав себя неуверенно в воздухе, инстинктивно развел в стороны носки лыж — и вдруг ощутил дополнительную “опору” в полете. Так и родился современный “V-стиль”, которым владеют ныне все сильнейшие “летающие лыжники” и двоеборцы.
Так оно было или нет, сказать трудно. Но одно можно утверждать с уверенностью (и огорчением): наши прыгуны и двоеборцы пока отстают от зарубежных конкурентов в освоении этой новинки, которая позволяет почти на 10 м увеличить дальность прыжка на 90-метровом трамплине. Азия, а не, как большинство из нас думает что Европа, является колыбелью лыжного спорта. Старейший найденный прототип лыж восходит к 6000 г. д.н.э.! Родом он из Центральной Азии, а именно из окрестностей Алтайских гор.
В Европу лыжи попали, вероятно, через людей саами (современные лапландцы).
Древнейшие источники о войне в Европе - это наскальные рисунки, изображающие лыжников, датируется 3000 – 5000 лет тому назад. Их можно увидеть в пещере Альтамира в Норвегии. Стоит отметить, что до 1992 года высота трамплинов равнялась 70 и 90 метрам, а с 1992 года личное олимпийское первенство проводится на трамплинах по 95 и 125 метров, а командное — на 120-метровых трамплинах.
На чемпионатах мира высота трамплинов может достигать и 185 метров.
В 2006 году лыжницы-энтузиастки из Северной Америки добились включения женского турнира в программу мирового первенства, которое состоялось в 2009 году.
Первой женщиной-чемпионкой по прыжкам с трамплина на лыжах стала американка Линдси Вэн. Олимпийское первенство по количеству медалей делят Матти Нюкянен (Финляндия) и Симон Амман (Швейцария). В их арсенале по 4 олимпийских золотых медали. Первыми людьми, которые проявили интерес к лыжным видам спорта, были норвежцы. Причем благодаря их любви к искусственному катанию с гор (слалому), начали развиваться прыжки с трамплина, которые изначально были частью программы спуска. Изначально в качестве трамплинов норвежцы использовали достаточно крутые, естественные уступы горных массивов. Но со временем начали появляться специально возводимые возвышенности, благодаря которым не было необходимости искать подходящую для спуска гору. Более того, во время первых прыжков место приземления было горизонтальным, но со временем его начали делать наклонным для большего удобства спортсменов. Родиной дисциплины «прыжки с трамплина» является норвежская провинция Телемарк. Начиная с 1840 года, там проводились соревнования по прыжкам, а первым официально задокументированным результатом стал показатель в 19 метров. Из-за нерегулярности проведения первенств не было стремительного прогресса в показателях, но в 1906 году лыжники стали проводить собственные соревнования, в которых в итоге появились прыжки с небольших высот.
Благодаря узкой специализации, пришедшей со временем, удалось выделить несколько отдельных видов спорта: прыжки с трамплина, слалом и лыжные гонки.
Начиная с 1929 года, международная лыжная федерация проводит каждый год соревнования по всем видам лыжного спорта, поскольку они считали перерыв в четыре года достаточно большим. Но с 1950 года первенства все же проводились раз в четыре года, причем за редким исключением, победителями подобных первенств всегда были норвежцы. Хороших достижений жителям Норвегии удавалось добиться благодаря особой технике прыжка: во время полета они наклонялись вперед, за счет чего создавалась воздушная подушка, позволяющая показывать такие хорошие результаты.
Но с 1964 года гегемония Норвегии нарушается поскольку за медали начали бороться спортсмены из СССР, Японии, ГДР, Австрии, Польши, Швейцарии.
С 1945 года судьи начали оценивать не только результаты по длине, но и по технике выполнения самого прыжка с трамплина. Более того, во время соревнований они особое внимание уделяли координации движений, подготовленности прыгунов, динамичности, равновесию, владению телом. Сейчас победители определяются, исходя из следующих параметров: стиль прыжка и его длина. Если же судится командное соревнование, результаты каждого участника складываются, и определяется суммарное количество очков. Вплоть до 2010-х годов к соревнованиям в прыжках с трамплина допускались исключительно мужчины. Причем это касалось не только Олимпиад, но и международных турниров. Только в середине 2000-х годов некоторые специалисты выступили с предложением допустить к соревнованиям представительниц прекрасного пола, но к тому времени председатель МОК – Жак Роге был категорично против, поскольку считал, что эта дисциплина не соответствует требованиям ее включения в программу Олимпийских игр.
Но все же 3 декабря 2011 года состоялся первый Кубок мира по прыжкам с трамплина среди женщин, а в 2014 эту дисциплину включили в программу Зимней Олимпиады в Сочи. Стоит отметить, что прыжки с трамплина являются одним из самых сложных видов спорта, поскольку требуют не только наличия хороших атлетических показателей, но и отменной техники, которая нарабатывается годами.
Причем в последнее время особых успехов стали добиваться исключительно низкорослые спортсмены не выше 173 сантиметров. Дело в том, что ограничение по длине лыж в 280 сантиметров дает им определенное преимущество.
Но в ближайшее время правила будут изменены, в результате чего верхняя граница для длины лыж будет отменена.