📝 Рассказы Виталия Борисовича из Самары
В рамках нашего проекта "Эхо Советского Времени" мы продолжаем собирать воспоминания людей, чья молодость пришлась на времена СССР. Сегодня один из наших единомышленников беседует с Виталием Борисовичем, 65 лет, из Самары.
❔ Наш вопрос: Виталий Борисович, многие мальчишки в СССР мечтали о собственном мопеде. А у вас была такая мечта? Может, есть что вспомнить по этому поводу?
✍️ Виталий Борисович: О, это было незабываемое время! Знаете, в начале 70-х годов, когда мне было лет 13-14, мы с пацанами просто бредили техникой. Особенно мопедами "Рига".
Мой отец тогда работал на авиационном заводе инженером, и однажды он сказал: "Сынок, хочешь свой мопед - заработай на него". Это было как вызов для меня. Летом он устроил меня (конечно не официально) помощником на заводскую автобазу, я мыл машины, помогал механикам. Все что мне заплатили и каждую свободную копейку от карманных денег и сдачи от покупок, откладывал в копилку-матрешку, которую мне подарила бабушка.
К концу лета я накопил 50 рублей - почти половину стоимости мопеда. Отец, видя мое усердие, решил добавить недостающую сумму. И вот, в начале сентября 1973 года, мы отправились в магазин "Юный техник" на улице Молодогвардейской.
Помню, как дрожали руки, когда я держал в руках новенькую "Ригу-3". Запах свежей резины и краски, блеск хромированных деталей - это было что-то невероятное! Продавец, дядя Семен, как сейчас помню его усы, похожие на руль мопеда, подмигнул мне и сказал: "Ну что, орел, теперь ты настоящий гонщик!"
Мы с отцом везли мопед домой на трамвае. Я крепко держал его, боясь даже на секунду отпустить. Дома нас встретила мама, всплеснув руками: "Господи, куда ж его ставить-то будем?"
Следующие недели я провел во дворе, собирая мопед. Это было непростое дело, скажу я вам. Инструкция почему то была только на латышском, который я, конечно, не знал. Выручил сосед дядя Толя, который когда-то служил в Риге. Он помогал мне разбираться с деталями, попутно рассказывая о своей службе и о том, как он там впервые попробовал настоящий рижский бальзам.
Сколько было радости, когда мопед наконец завелся! Этот звук двигателя до сих пор стоит в ушах. Мы с друзьями по очереди катались по двору, чувствуя себя настоящими королями дороги. Правда, мама всегда волновалась и заставляла надевать старый потрепанный шлем - безопасность превыше всего!
Помню, как мы с другом Витькой ездили на нем за город, на Волгу. Набивали рюкзаки бутербродами с докторской колбасой, брали термос с чаем и отправлялись в путь. Ощущение свободы было непередаваемым!
Однажды по дороге у нас закончился бензин. Пришлось толкать мопед несколько километров до ближайшей заправки. Там мы встретили компанию взрослых парней на "Явах" и "ИЖах". Они посмеялись над нашей "Ригой", но потом поделились с нами бензином и помогли разобраться с карбюратором и даже угостили "Пепси-колой" - невиданная роскошь по тем временам!
Знаете, этот мопед научил меня многому: терпению, ответственности, умению работать руками. Сколько раз я разбирал и собирал его, меняя детали, улучшая по мере сил и возможностей. Это было мое первое настоящее увлечение техникой, которое в итоге и привело меня в авиационный институт.
Сейчас, когда я вижу современных подростков на скутерах и электросамокатах, меня охватывает легкая грусть. Конечно, прогресс не остановить, но в наше время мы ценили технику по-особому. Каждая поездка была маленьким приключением, каждый винтик имел значение.
Мой внук недавно спросил меня: "Деда, а почему ты до сих пор хранишь эту старую железяку в гараже?" А я ему ответил: "Понимаешь, Димка, это не просто железяка - это часть моей жизни, моей юности". И знаете, кажется, он понял. Теперь мы с ним вместе восстанавливаем мою старую "Ригу". Может, и не самая современная техника, зато душа в ней есть!