Многие не раз слышали выражение "Тайна за семью печатями" и в том, что оно означает — нет никаких сомнений. Однако историческая и культурная сторона этой фразы знакома далеко не каждому. Откуда возник этот фразеологизм? Почему печатей семь? И почему именно печатей? Давайте познакомимся с этим вопросом поближе.
Если что-либо находится "за семью печатями" значит это сокрыто от посторонних глаз; это нечто сакральное, овеянное тайной и бережливо хранящееся. То, что скрыто от непосвященных и доступно лишь узкому кругу.
Фразеологизм "за семью печатями" восходит к библейскому обороту "книга за семью печатями" из Откровений святого Иоанна Богослова (Откровение Иоанна Богослова, Глава 5 — пятая глава Книги Апокалипсиса (5:1—14), в которой Иоанн видит Агнца, берущего Книгу за семью печатями.) (Источник)
Так, в 5 главе Книги Апокалипсиса сказано:
1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
3 И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.
5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
8 И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.
14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
Далее, в 6 главе можно найти описание того, что происходит, когда снимают каждую печать:
1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.
13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.
15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
Примечательно, что в тексте описано несколько коней разных мастей. Конь занимает особое место в некоторых религиозных, духовных и мифологических писаниях. Более подробно об этом можно прочитать в статье на этом Дзен-канале про Ежика в тумане.
В 8 главе нам открываются события, разворачивающиеся после снятия 7-ой печати. Число 7 упоминается в данной главе множество раз, что неизбежно наводит на мысль о том, что в нем сокрыто тайное значение:
1 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.
4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
10 Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.
11 Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
12 Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи.
13 И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!
В последующих главах упоминается семь громов, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим, семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия.
Находясь в состоянии тайнозрения, Иоанн увидел Господа Иисуса Христа, который повелел ему описать для семи малоазийских церквей представляющиеся видения и открыл будущую судьбу христианской церкви в различных символических образах. Одним из таких образов является книга за семью печатями, выступающая как символ тайного знания, недоступного непосвящённым, пока с неё не сняты печати (Источник)
Число семь символично. Интересно, что основных смертных грехов также семь.
Среди чисел с символическим значением самое важное место занимает число семь. Оно используется как символ завершённости или полноты. (Источник)
В христианских писаниях число 7 фигурирует во множестве событий:
Новый Завет:
Откровение:
- 7 церквей, 7 подсвечников[4]
- Семиглавый Красный Дракон с семью диадемами (12:3). 7 голов дракона и зверя символизируют полноту сатанинского противоборства Богу и полный состав правителей, сопротивляющихся Божьей власти
- В увиденном пророком Иоанном образе Христа как Агнца, «имеющего семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (5:6), 7 духов обозначают полноту Духа Божьего, идущего в мир как Дух Христа с полнотой власти («семь рогов») и полнотой знания и понимания («семь очей»)
Из чисел, кратных 7, 70 встречается чаще всего:
- В раннехристианском постановлении «Дидахе» (8:3) для греков, желающих креститься, написано молиться молитвой «Отче наш», составленной из семи фраз, трижды в день, 21 раз в течение семи дней недели
(Источник)
"Числу семь приписывается сакральное значение у многих народов. Магическое число семь (по мысли Д. Миллера) характеризует общую идею Вселенной, константу в описании мирового дерева, полный состав пантеона, число сказочных братьев ("Семь Симеонов"), число дней недели, количество цветов спектра, тонов в музыке и т. п.
Семь складывается из числа три (совершенного числа, образа динамической целостности, основной константы социальной организации; ср., напр., три сферы Вселенной, Божественную Троицу, трёх героев сказки и т. д.) и числа четыре (образа статической целостности, идеально устойчивой структуры; ср. четыре стороны света, четыре времени года и т. д.) и отсылает к собственно космологической теме, позволяя реконструировать фрагменты "космологического" текста применительно к праславянскому горизонту.
...
Большую роль играет семиричный ряд в Библии. В "Книге за семью печатями" встречаются семь общин, семь рогов чудовищного дракона, семь чаш гнева. Разрушением как результатом гнева Божьего отмечена "Сцена семи" из Ветхого завета: семь священников (жрецов) с семью юбилейными рогами (трубами) вострубили под стенами Иерихона, когда на седьмой день осады израильтяне обошли "семь раз вокруг города" и от их воинственных криков рухнули его стены (Нав. 6: 3, 4). В Евангелии от Луки упоминается Мария Магдалина, "из которой вышли семь бесов" (Лк. 8: 2). ср. также семь даров Святого Духа в образе голубей, семь добродетелей, семь таинств, семь наук и искусств, семь смертных грехов, семь просьб в "Отче наш". (Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996. С. 240.)" (Источник)
. . .
Примечательно, что число семь — в Иудаизме, в Библии, Талмуде, Мидраше и числовой мистике (каббале), по значению стоит на первом месте, за которым следуют числа три, четыре и десять; в Исламе число 7 имеет особое значение. Так, Во время суджуда на молитве мусульманин должен коснуться земли семью частями тела (пара ступней ног, пара коленей, пара ладоней рук, лоб). (Источник)
Интересно, что математик Алекс Беллос попросил 44 000 человек назвать свое любимое число, и более 4000 из них назвали число 7. Так, почти 10 процентов из них назвали семерку любимым числом. На втором месте – число три с 7,5% проголосовавших. Этот факт можно проверить: если попросить кого-либо назвать число между 1 и 10, в большинстве случаев прозвучит 7.