Георг Фридрих Гендель родился в Галле в 1685 году. Начальное образование он получил в средней школе, так называемой классической гимназии. В дополнение к такому основательному образованию юный Гендель перенял несколько музыкальных концепций у своего наставника Иоганна Преториуса, любителя музыки и оперного композитора нескольких школ. Помимо занятий, ему также помогали придворный капельмейстер Дэвид Пул, поступивший в дом, и органист Кристиан Рейтер, который научил Георга Фридриха играть на клавесине.
Родители не обращали особого внимания на раннюю склонность своего сына к музыке и считали это детской забавой. В доме Генделей не было серьезных проблем с музыкальным образованием. Именно благодаря случайной встрече юного таланта с герцогом Иоганном Адольфом, поклонником музыкального искусства, судьба мальчика кардинально изменилась. Услышав чудесную импровизацию в исполнении ребенка, герцог сразу же убеждает отца дать ему систематическое музыкальное образование. Гендель стал учеником знаменитого органиста и композитора Фридриха Цахау из Галле. Гендель учился у Цахау около 3 лет. За это время он научился не только сочинять, но и бегло играть на скрипке, гобое и клавесине.
В 1697 году, 2 мая, отец Георга скончался. Выполняя волю покойного, Георг окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета Галле через 5 лет после смерти отца.
Через месяц после поступления в университет он подписал контракт сроком на один год, и "Студент Гендель за свое искусство" был назначен органистом реформатского собора города. Он обучался там всего год и постоянно совершенствовал свои навыки игры на органе. Кроме того, он преподавал пение в гимназии, занимался с учениками индивидуально, писал музыку для мотетов, кантат, хоралов, псалмов и органа, каждую неделю обновлял репертуар городской церкви. Позже Гендель вспоминал: "В то время я писал как одержимый".
В 1702-1705 годах началась война за испанское наследство, в которую была вовлечена вся Европа. Весной следующего года, после истечения срока контракта, Гендель уехал из Галле в Гамбург.
Оперный театр был центром музыкальной жизни города. Когда Гендель приехал в Гамбург, оперой руководил композитор, музыкант и вокалист Рейнхард Кайзер. Генделю было чему поучиться у Кайзера. Он тщательно изучил композиторский стиль знаменитой Гамбургской оперы, искусство управления оркестром.
Гендель устраивается в оперный театр в качестве второго скрипача (вскоре он стал первым скрипачом). Этот скромный факт в богатой событиями жизни композитора оказался решающим. С этого момента Гендель выбирает поприще светского музыканта, а опера, принесшая ему и славу, и страдание, становится основой его творчества на долгие годы.
Главным событием жизни Генделя в Гамбурге можно считать первое представление его оперы <<Альмира>> 8 января 1705 года. То был экзамен для Генделя. Успех оперы был прочным, ее играли около двадцати раз.
25 февраля того же года ставится вторая опера - <<Любовь, приобретенная кровью и злодейством, или Нерон>>. Эта опера выдержала три представления.
В Гамбурге Гендель написал свое первое произведение в жанре оратории. Это так называемые <<Страсти>> на текст известного немецкого поэта Постеля.
Вскоре Генделю стало ясно, что в Гамбурге ему больше делать нечего. Он вырос, и Гамбург стал ему тесен. Накопив немного денег уроками и сочинением, Гендель неожиданно для всех уехал.
Гамбургу Гендель обязан рождением своего стиля. Здесь закончилась пора ученичества, здесь же молодой композитор пробовал свои силы в опере и оратории – ведущии жанрах его зрелого творчества.
Гендель отправился в Италию. С конца 1706 по 1707-1704 годы он жил во Флоренции, а затем отправился в Рим. Осенью 1708 года Гендель стал первым композитором, добившимся успеха у публики. С помощью герцога Фердинанда Тосканского он поставит свою первую итальянскую оперу "Родриго".
Он также принял участие в конкурсе "Лучшие из лучших" в Риме, где Доменико Скарлатти признал его победу. Его игра на клавесине получила название "Дьявол" – очень лестный отзыв о Риме. Он написал 2 оратории для кардинала Оттобони, которые были немедленно исполнены.
После успеха в Риме Гендель устремляется на юг, в солнечный Неаполь. Неаполь, постоянный соперник Венеции в области искусства, имел свои собственные школы и традиции. Гендель пробыл в Неаполе около 1 года. За это время он написал в том же духе соблазнительную серенаду "Ацис, Галатея, Полифем" и несколько других, но меньшего размера.
Главным произведением Генделя в Неаполе стала опера "Аггреппина", написанная летом 1709 года и поставленная в Венеции в том же году, когда композитор вновь вернулся. Премьера состоялась 26.12. Итальянцы отдали дань уважения молодому немецкому композитору со свойственным им энтузиазмом. <<Они были поражены величием его стиля; они никогда раньше не знали всей силы гармонии", - сказал один из тех, кто присутствовал на премьере.
Италия оказала Генделю теплый прием. Однако композитор вряд ли мог рассчитывать на незыблемость "музыкальной империи". Итальянцы не сомневались в таланте Генделя. Но, как и более поздний Моцарт, Гендель также был труден итальянцам <<Немцам>> от искусства.
Гендель отправился в Ганновер и стал придворным капельмейстером курфюрста Ганноверского. Но и там он пробыл недолго. Грубые нравы маленького немецкого двора, его смехотворное тщеславие и покорное подражание более поздним крупным столицам Италии вызывали у Генделя только отвращение.
В конце 1710 года, получив от курфюрстов официальный отпуск, Гендель отправился в Лондон.Гендель в Англии
Он сразу же вошел в театральный мир британской столицы, получил заказ от Аарона Хилла, арендатора театра Тайдмаркет, и вскоре написал оперу <<Ринальдо>>.
Решительно повлиял на судьбу Генделя дебют в очень популярном в Англии жанре церемониально-торжественной музыки.
В январе 1713 года Гендель пишет монументальный <<Те деум>> и <<Оду ко дню рождения королевы>>. Ода была исполнена 6 февраля. Королева Анна осталась довольна музыкой и собственноручно подписала разрешение исполнить <<Те деум>>. 7 июля по случаю подписания Утрехтского мира в присутствии королевы и парламента торжественно-величественные звуки генделевского исполнить <<Те деума>> огласили своды собора Св. Павла.
После успеха <<Те деума>> композитор окончательно решил делать карьеру в Англии.
До 1720 года Гендель находился на службе у старого герцога Чандоса, бывшего при Анне суперинтендантом королевской армии. Герцог жил в замке Кеннон, близ Лондона, где у него была превосходная капелла. Гендель сочинял для нее музыку.
Эти годы оказались очень важными – он освоил английский стиль. Гендель написал антемы и две маски – скромные количество при его баснословной продуктивности. Но эти вещи (наряду с <<Те деумом>>) оказались решающими.
Две маски, два представления в духе античности были английскими по стилю. Оба произведения Гендель позже переработал. Одно из них стало английской оперой (<<Ацис, Галатея и Полифем>>), другое – первой английской ораторией (<<Эсфирь>>). Если алтемы – героический эпос, то <<Эсфирь>> - героическая драма на библейский сюжет. В этих произведениях Гендель уже полностью владеет и языком, и характером чувств, выражаемых англичанами в искусстве звуков.
Влияние антемов и оперного стиля явственно ощущается и в первых ораториях Генделя - <<Эсфири>> (1732 год), в написанных следом <<Деборте>>, <<Аталии>> (сочинены в 1733 году). И все-таки основным жанром 1720-1730-х годов остается опера. Она поглощает почти все время, силы, здоровье и состояние Генделя.
В 1720 году в Лондоне открылось театрально-коммерческое предприятие с капиталом в 20000 фунтов стерлингов. Оно называлось <<Королевской академией музыки>>. Генделю было поручено набрать в труппу академии лучших певцов Европы, преимущественно итальянской школы.
Гендель стал свободным предпринимателем, акционером. Почти двадцать лет, начиная с 1720 года, он сочинял и ставил оперы, набирал или распускал труппу, работал с певцами, оркестром, поэтами и импресарио.
Новое отечество не баловало Генделя благосклонностью. Долгое время широкая публика вообще не признавала его. Он был известен ограниченному кругу. Англичанам больше нравилась итальянская опера и ее автор синьор Бонончини. <<Легко и приятно>> - девиз Бонончини, смысл его жизни и искусства.
12 января 1723 года Гендель ставит <<Оттона>>. На этот раз он пользуется приемами противника, он пишет легко, мелодически приятно, это была самая популярная опера в Англии тех дней. После этого остроумного контрудара Гендель пошел в наступление. В мае 1723 года - <<Флавио>>, в 1724 года две оперы - <<Юлий Цезарь>> и <<Тамерлан>>. В 1725 году - <<Роделинда>>. Это была победа. Последняя триада опер была достойным венцом победителю.
Но судьба не была справедлива. Вкусы переменились, и теперь англичане смеялись над итальянской оперой, над Генделем – сочинителем итальянских опер, над Геделем, победившим итальянцев.
Для Генделя наступили трудные времена – все было против него. Старый курфюрст, единственный сильный покровитель – Георг I – умер. Молодой король, Георг II, принц Уэльский, ненавидел Генделя, любимого отца. Георг II строил ему козни, приглашая новых итальянцев, натравливал на него врагов. Публика не ходила на оперы Геделя.
В такой обстановке Гендель не переставал писать и ставить оперы – его упорство напоминало безумие. Каждый год он терпел поражение, каждый год он наблюдал примерно одну и ту же картину: молчаливый, невнимательный, пустующий зал.
В 1734 и 1735 годах в Лондоне был в моде французский балет. Гендель написал оперы-балеты во французском стиле: <<Терпсихора>>, <<Альцина>>, <<Ариодант>> и пастиччо <<Орест>>. Но в 1736 году, в связи с обострившейся политической обстановкой, французский балет вынужден был уехать из Лондона.
В конце концов, Гендель разорился. Он слег, его разбил паралич. Оперное предприятие закрыли. Друзья дали ему в долг немного денег и отправили на курорт в Аахен.
Отдых был краток как сон. Он проснулся, он стоял на ногах, правая рука двигалась. Произошло чудо. Здоровье вернулось к Генделю.
В декабре 1737 года он завершает <<Фарамондо>> и берется за новую оперу <<Ксеркс>>. 1738 год был удачным для Генделя. Солнце успеха одарило его теплом.
В начале года публика охотно пошла на <<Фарамондо>>. В феврале Гендель поставил пастиччо <<Алессандро Северо>>, а в апреле - <<Ксеркс>>. В марте друзья устроили в его честь концерт. Он поправил свои дела, расплатился с самыми неотложными долгами. Нужда отступила.
Следующий год – опять разочерование. Опять запущены дела, театр пустует, опять небрежение к его музыке.
А в это время он пишет необыкновенно хорошо: фантазия была на редкость богатой, прекрасный материал послушно подчинялся воле, оркестр звучал выразительно и живописно, формы получались отточенными.
Он сочиняет одну из лучших своих <<философических>> ораторий - <<Жизнерадостный, задумчивый и умеренный>> на прекрасные юношеские стихи Мильтона, несколько ранее - <<Оду св. Цецилии>> на текст Драйдена. Знаменитые двенадцать кончертигросси написаны им в те годы.
И именно в это время Гендель расстается с оперой. В январе 1741 года была поставлена последняя - <<Деидамия>>.
Закончилась двадцатилетняя борьба Генделя. Он убедился, что возвышенный род оперы-сериа не имел смысла в такой стране, как Англия. Двадцать лет Гендель упорствовал. В 1740 году он перестал перечить английскому вкусу – и британцы признали его гений. Гендель больше не противился изъявлению духа нации – он стал национальным композитором Англии.
Если бы Гендель написал только оперы, все равно его имя заняло бы почетное место в истории искусств. Но он никогда не стал бы тем Генделем, каким мы его ценим поныне.
Генделю опера была нужна. Она воспитала его, определила светский характер его искусства. Гендель отшлифовал в ней свой стиль, усовершенствовал оркестр, арию, речитатив, форму, голосоведение. В опере он обрел язык драматического художника. И все-таки в опере ему не удалось выразить главные свои идеи. Высшим смыслом, высшей целесообразностью его творчества были оратории.
Многие годы, проведенные в Англии, помогли Генделю по-новому. Осмыслить свое время, эпическ филосовскими категориями. Теперь его волновала история существования целого народа. Он представил себе английскую современность как героическое состояние нации, эпоху подъема, расцвета лучших, совершенных сил, ума и таланта народа.
Гендель почувствовал необходимость выразить новый строй мыслей и чувств. И он также обращается к Библии, популярнейшей книге пуританской нации.
Композитору удалось в грандиозных библейских эпопеях-ораториях воплотить оптимизм побеждающего народа радостное чувство свободы, самоотверженность героев.
Выбор таких сюжетов, выбор ораториального стиля оказался знаменательным в жизни Генделя. Композитор шел к новому этапу с самого раннего периода своего творчества.
Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории <<Мессия>>. Позже писатели наградят Генделя возвышенным эпитетом - <<творец Мессии>>. Для многих поколений <<Мессия>> будет синонимом Генделя.
<<Мессия>> - это музыкально-философская поэма о жизни и смерти человека, воплощенная в библейских образах. Впрочем, прочтение христианских догматов не так традиционно, как это может показаться на первый взгляд.
Гендель завершил <<Мессию>> 12 сентября. Ораторию начали уже репетировать, когда Гендель неожиданно покинул Лондон. Он уехал в Дублин по приглашению герцога Девонширского, наместника английского короля в Ирландии. Там он давал концерты весь сезон. 13 апреля 1742 года Гендель поставил в Дублине <<Мессию>>. Ораторию тепло встретили, и он повторил ее. В августе Гендель возвратился в Лондон. А уже 18 февраля 1743 года состоялось первое исполнение <<Самсона>> - героической оратории на текст Мильтона.
<<Самсон>> Мильтона - одна из лучших европейских трагедий второй половины XVII века. <<Самсон>> Генделя – одно из лучших музыкально-драматических произведений первой половины XVIII века.
<<Самсон>> Мильтона – синтез библейского сюжета и жанра древнегреческой трагедии. У Генделя – синтез музыкальной драмы и хоровых традиции оратории.
В 1743 году у Генделя появились признаки серьезного заболевания. Правда, он довольно быстро выздоровел.
В следующие два года акции Генделя вновь упали. Война в Европе затягивалась. Английский народ проявлял недовольство, <<патриоты>> возмущались, в парламенте происходили битвы пуще военных, наконец, премьер-министр Картерет ушел в отставку, а в 1745 году в Шотландии высадился <<романтический>> принц Эдуард – последний из рода Стюартов. Лондону было не до Генделя.
А композитор писал и писал оратории. 10 февраля 1744 года он ставит <<Семелу>>, 2 марта - <<Иосифа>>, в августе заканчивает <<Геркулеса>>, в октябре - <<Валтасара>>. Осенью он вновь арендует на сезон Ковент-Гарден. Зимой 1745 года он ставит <<Валтасара>> и <<Геркулеса>>. Его соперники прилагают все силы, чтоб не допустить успеха концертов, им это удается – Гендель снова на грани разорения. В марте он заболел, слег, но дух его не был сломлен.
11 августа 1746 года Гендель заканчивает ораторию <<Иуда Маккавей>> - одну из лучших своих ораторий на библейскую тему. Во всех героико-библейских ораторий Генделя (а их у композитора целый ряд: <<Саул>>, <<Израиль в Египте>>, <<Самсон>>, <<Иосиф>>, <<Валтасар>>, <<Иуда Маккавей>>, <<Иисус Навин>> и другие) в центре внимания – историческая судьба народа. Их стержень – борьба. Борьба народа и его предводителей с захватчиками за независимость, борьба за могущество, борьба с отступниками во избежание упадка. Народ и его предводители – главные герои оратории. Народ как действующее лицо в виде хора – достояние Генделя. Нигде в музыке до него народ не выступал в таком обличии.
В 1747 году Гендель еще раз арендует Ковет-Гарден. Он дает серию подписных концертов. 1 апреля ставит Иуду Маккавея>> - ему сопуттвует успех. Новая оратория исполняется еще пять раз. Гендель снова торжествует, он опять на высоте.
Удачный был для Генделя конец 1740-х годов. Англия оценила его заслуги, воздала ему должное. В 1747 году Гендель пишет оратории <<Александр Балус>> и <<Иисус Навин>>. Весной следующего года он ставит новые оратории, а летом пишет еще две - <<Соломон>> и <<Сусанна>>. Ему было 63 года.
В 1751 году здоровье композитора ухудшилось. 3 мая 1752 года ему оперируют глаза. Безуспешно. Болезнь прогрессирует.
В 1753 году наступает полная слепота. Гендель отвлекает себя концертами, играя на память или импровизируя. Изредка пишет музыку. В субботу 14 апреля 1759 года его не стало.