Продолжаем разговор о важных фильмах корейского кинематографа. Сегодня хочу рассказать про фильм "Таксист".
"Таксист" (кор. 택시운전사) - фильм, основанный на реальных событиях Восстания в Кванджу в 1980 году.
В Южной Корее фильм был выпущен 2 августа 2017 года. И в тот же день был показан на Международном кинофестивале Fantasia в Монреале, где Сон Кан Хо был назван лучшим актёром.
Работа была высоко оценена за уникальный подход к событиям Восстания в Кванджу. И был выбран в качестве южнокорейской заявки на "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке в 2018 году.
Более того, фильм имел огромный коммерческий успех и стал вторым самым кассовым фильмом 2017 года в Южной Корее. Сейчас он является 12-м самым кассовым южнокорейским фильмом в истории.
Сюжет
Обычный сеульский таксист Ким, который в одиночку воспитывает 11-летнюю дочь, однажды подслушивает разговор о заказе такси для приезжего иностранца и перехватывает его. Немецкий журналист просит отвезти его в Кванджу и обратно до комендантского часа, предлагая очень большие деньги.
В это время в Кванджу творятся беспорядки. Журналист Юрген Хинцпетер хочет снять материал о происшествиях, что так тщательно скрываются корейским правительством.
В пути они узнают, что все дороги, ведущие к Кванджу, заблокированы и охраняются солдатами. Таксист предлагает вернуться в Сеул, потому что вовсе нечего ловить в Кванджу, он не видит там больших событий для материала (как и многие вне Кванджу). Но журналист отказывается платить 100 000 вон, пока они не доедут.
В Кванджу они уже сталкиваются со всеми "незначительными" беспорядками: все магазины закрыты, улицы пустынны, город действительно в военном положении.
Ким продолжает отрицать серьёзность происходящего, поскольку он считает, что беспорядки вызваны студентами, которые только и делают, что протестуют. Более того, считает, что они мешают его работе - увеличиваются пробки на дорогах, на улицах беспорядки и дым.
Здесь я воздержусь от спойлеров, поскольку верю, что фильм нужно увидеть и прочувствовать.
Но куда без фона и мыслей:
Фон
В 1980-ом году молодежь, в основном студенты, вышла на мирный протест против военной диктатуры и желала, чтобы страна пошла по пути демократии. Интересно, что во время правления Чон Ду Хвана инцидент в Кванджу официально рассматривался как прокоммунистический мятеж, но после его ухода с поста президента в 1988 году и начала Шестой Республики восстание стало рассматриваться как попытка установления демократии.
События (после Кванджу) также показаны в дораме "Подснежник".
Самое большое и значимое восстание прошло в Кванджу. Да, протесты были по всей стране, но после угрозы задействовать военных протестующие в других городах отступили, а в Кванджу cтуденческие демонстрации продолжились. Акции протестов проходили с 18 мая по 27 мая 1980 года.
По некоторым данным, за время восстания погибло около 2000 людей. Против протестующих жестоко выступила южнокорейская армия. Все события тщательно скрывались от мира и даже жителей Кореи, стали известны сильно позже.
Но всё же фильм художественный, поэтому это не просто документальный рассказ о восстании.
Интересно!
Личность и настоящее имя Кима были неизвестны во время создания фильма, поэтому большинство элементов, касающихся его жизни и событий, которые произошли с ним за пределами Кванджу, являются вымышленными.
В фильме показано, что репортаж Юргена о событиях в Кванджу распространился по всему миру. Через некоторое время он возвращается в Корею и ищет "Ким Са Бока", но понимает, что тот специально написал ему неверное имя и номер телефона.
Спустя 23 года Юрген получил награду в Южной Корее за репортаж и в своей речи выразил благодарность "Ким Са Боку" и надежду увидеть его снова. Юрген до последнего пытался найти Кима, но умер в 2016 году, так и не встретившись с ним снова.
Лишь в сентябре 2017 года после успеха фильма личность Кима была окончательно подтверждена его сыном, Ким Сын Пхилом. Его звали Ким Ман Соб. Сын поделился с журналистами фотографией Юргена Хинцпетера с отцом и сообщил, что его отец умер от рака в 1984 году.
Послевкусие и мысли
Если коротко - я плакала! От людей. От истории. От всего.
А дальше спойлеры.
Весь фильм это не только демонстрация того ужасного восстания, но и внутренняя трансформация главного героя, который из неверующего превращается в того, кто готов рисковать своей жизнью ради материала о Кванджу. Превращается в человека с гражданской позицией!
Особенно интересно наблюдать за изменениями, зная, что это реальный таксист!
Ким буквально олицетворяет мышление жителя, что не участвует в протестах и не интересуется политикой. Ему акции протеста кажутся какими-то далекими, которые его почти не задевают. Все, что видится - это неудобство и бесполезность. Он ждет, когда уже все успокоятся и сможет просто выполнять свою работу и получать деньги. В этот момент он живет под девизом "Учись терпеть. Жизнь несправедлива". Именно этому он и учит свою маленькую дочь.
Он слушает по радио о беспорядках и закрытии университетов, но беспокоится только об уменьшении количества клиентов. Здесь отличная режиссерская работа, поскольку сидит Ким в маленькой комнате с одним источником света - настольной лампой. Так, показываются ограничивающие рамки его мышления, его ситуации, ситуации в стране в целом.
На контрасте показан журналист, который находится в Японии. Он свободен в передвижениях и работе. Более того, Питер показан в большом и освещенном помещении, с друзьями-коллегами, в комфорте. Но этот комфорт ему не нужен в силу профессии. Журналистам нельзя быть там, где слишком комфортно.
В фильме акцентируется внимание на том, что все действительно не знали, что происходило в Кванджу. Не только таксист из большого Сеула со своими житейскими проблемами, но и местные из соседних деревень, которые просто знали, что нужно держаться подальше, поскольку так сказал староста деревни.
Здесь, как мне кажется, хорошо играет цветокоррекция, что вычурно яркая в начале. Буквально все ярко зеленое и желтое. Это все словно та красивая картинка в СМИ, которая перекрывает ужасы, что происходят на самом деле. Снижение насыщенности оттенков, особенно рубашки Кима, происходит с его трансформацией.
Понимание ситуации Кимом происходит постепенно, что не может не радовать. Здесь нет резкого озарения в виде "увидел, как изменился город, и все понял". Нет.
Да, он видит, что город изменился. Да, он знакомится со студентами, но говорит им об их упёртости. Переломный момент наступает совсем в другой плоскости - когда ему бесплатно заливают бензин. На его удивление отвечает студент, говоря, что таксисты сутками возят раненых в больницу, поэтому все помогают, как могут. Тогда Ким начинает видеть все надписи, растяжки и листовки с призывом "сплотиться" совершенно другим взглядом.
Мне понравилось, что такая важная история показана через людей! Это трагедия на уровне страны, но при этом у каждого своя. Вот мать ищет сына. Вот отец потерял сына. Вот все плачут над трупами своих детей и родных. Но все они сплотились из-за веры в необходимость изменений в стране и ухода от военной диктатуры.
Также стоит отметить, что студенты показаны все такими же студентами. Они улыбаются, танцуют, радуются, что приехал журналист, и наконец-то все узнают, что на самом деле происходит. Жители стараются продолжать жить свою жизнь хотя бы по вечерам, закрыв все окна плотными одеялами. Они не озлобились, они хотят мира и счастливой жизни.
И таксист Ким уже не может просто завершить заказ и уехать. Он уже не вернется к своей обычной жизни. Он изменился. Теперь он готов оказывать помощь всем, чем сможет. *мурашки*
Отдельно отмечу, как невероятно играет Сон Кан Хо, многим известный по роли в "Паразитах". Он действительно актер с большой буквы. Недавно писала о другой легендарной работе "Воспоминания об убийстве", что также основан на ужасных реальных событиях.
Вообще в фильме прекрасно воссоздана атмосфера 80-х годов. Происходит полное погружение! Одежда, машины, музыка, причёски, предметы интерьера - все, даже самые маленькие детали, продуманы.
Итог
Фильм стоит всех своих 2 часов и 17 минут! Хотя может показаться, что начало скучновато и нединамично, но вы точно не пожалеете, когда досмотрите. Словно вместе с героем будут постепенно открываться глаза, а события все больше затягивать.
Да, это не самый легкий к просмотру фильм, но действительно качественный!