Найти тему
Ольга М.

Генри Т. Лоренси. Философский камень, часть 1: 16/18 Экзотерическое миро- и жизневоззрение.

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке

Книги, опубликованные на канале Дзен

✔ Начало публикации Экзотерическое миро - и жизневоззрение 1/18 (остальные ссылки в конце статьи)

Продолжение Наука 16/18

1.35 НАУКА

1 Естествознание – это систематизированное изучение исследуемой части реальности. В собственном смысле слова наука – это исследование причин.

Гипотеза о том, что исследуемая реальность – это лишь малая часть общей реальности, подтверждается тем, что новые научные открытия постоянно революционизируют способ рассмотрения, вместо того чтобы обосновывать сделанные предположения.

Судя по всему, большинство вещей еще предстоит открыть и исследовать. Большинство законов все еще открыты как бы случайно. Пройдет еще много времени, прежде чем будут установлены все постоянные отношения. Еще многое предстоит сделать, прежде чем научное способ рассмотрения будет полностью осуществлен.

Наука, исходя от закономерности всего, должна пройти долгий путь, прежде чем она продемонстрирует неизбежную взаимосвязь всего. Потому что если все в природе закономерно, то нет ни «совпадений», ни «вероятностей». Оба термина с достаточной очевидностью показывают все еще большую ограниченность нашего изучения.

2 Принципиальное различие между исследуемым и неисследованным (например, при разделении реальности на явления, то есть иллюзорную реальность, и внутреннюю сущность вещей) состоит в том, чтобы практиковать то произвольное умозрение, которое называется метафизикой.

3 Наука – это ментальные конструкции, гипотезы и теории, основанные на фактах, установленных и систематически упорядоченных.

Гипотеза и теория – это методы, с помощью которых мы стремимся понять и объяснить факты, стремимся постичь реальность.

4 Гипотезы – это предварительные предположения, временные объяснения, к которым прибегают для облегчения постижения вещей и событий. Они необходимы для понимания.

Чем больше видов вещей объясняет гипотеза, тем больше ее ценность как основа объяснения. Она заменяется новой гипотезой, если последняя может объяснить лучше, объяснить больше видов вещей.

Только невежество принимает гипотезу за какое-то окончательное объяснение или удивляется ее ущербности или недостаточности, проявляющейся рано или поздно.

5 Теории – это сводки ограниченного опыта. При правильной формулировке они делают уже приобретенный опыт легко доступным и позволяют быстро ориентироваться.

Тот, кто имеет все правильные теории в какой-либо области исследований, обладает накопленным человечеством опытом в этой области. Теории облегчают исследование реальности, которое необходимо для осознания.

Самостоятельное мышление в какой-то определенной области всегда должно приводить к личным теориям. Поскольку эта теория редко применяется во всех – по-видимому – сходных случаях, она часто нуждается в индивидуализации, не должна считаться общезначимой и не должна применяться без изучения.

Теория должна быть постоянно приспособлена к нескончаемым практическим открытиям.

6 Теории и гипотезы дают нам ту ментальную гимнастику, которая нам необходима для того, чтобы постоянно совершенствовать теории и гипотезы.

Без них и той ментальной подготовки, которую они делают возможной, научное мышление было бы сдержано и значительно затруднено.

Делались попытки заменить теорию и гипотезу логикой фактичности, которая ограничивалась бы констатацией фактов, обобщением этих фактов и описанием изучаемых вещей.

Отбросив теорию и гипотезу, наше исследование приобрело бы известное единообразие и видимость совершенного знания. Но неисследованное тем не менее осталось бы в реальности, даже если на его существование нельзя было бы ссылаться.

Такая логика фактичности, отвергающая метод гипотезы, лишила бы нас рабочего метода, имеющего психологическую ценность.

Гипотеза дает воображению материал для работы помимо ранее известных фактов, то есть возможных фактов и возможных факторов. Когда воображение постоянно занято всеми относящимися к вопросу мыслимыми возможностями, это порождает предчувствия, которые приводят к ценным идеям. Именно благодаря бесконечной череде гипотез продвигается наука.

Значение ментальных построений недооценивается, если полагать, что исследование может безопасно их опустить. На самом деле, мы были бы довольно беспомощны без этих конструкций. Объективные факты мало что значат без предварительной ментальной работы над ними.

Музеи могут быть заполнены достоверными фактами, а библиотеки – описаниями, и единственным результатом этого все равно будет нарастающий хаос.

Мысль открывает законы и объединяет их в обозримое и постижимое целое.

7 «Мы погружены в океан невежества.» Строго говоря, все является проблемой.

Объяснения редко уводят нас далеко. Всего несколько шагов, и мы натыкаемся на стену невежества. Мы способны проследить причинно-следственную цепочку, но очень короткий путь. Откуда мы это знаем, спрашиваем мы и вскоре остаемся без ответа.

Есть, однако, такие люди, которые не могут воспринимать никаких проблем, фактовики, которым все понятно.

8 Величайшим недостатком фактовика является его незнание 1) всех фактов, необходимых для окончательного суждения, и 2) действительно ли «факты» являются фактами.

К первой категории принадлежат факты естествознания, ко второй – все те «факты», которые могут быть включены в число исторических фактов.

9 Пространственные отношения, временные отношения и постоянные отношения суть определения разумом отношений материи и отношений процесса материи.

10 «Закономерность» характеризует неизменность процесса материи или процесса природы лучше, чем «причинность».

Закономерность указывает на существование постоянных отношений или законов природы. Это указывает на факт неизменности: если даны все условия, то неизбежно придет определенный результат. Все условия – это «истинные причины». Произвольно выбрать какую-то конкретную причину в качестве «истинной причины».

11 Закономерность подразумевает, что природа всегда повторяется во всеобщем. Это не означает, что сходные процессы в сходных вещах абсолютно идентичны во всех отношениях. Всеобщее, характерное, сущностное постоянно.

Абсолютное тождество любой мыслимой наименьшей частности никогда не существует в природе. Именно всеобщее выражается в постоянном отношении.

12 Всеобщая закономерность не может быть оспорена.

Для этого потребовалось бы нечто совершенно отличное от тех поспешных выводов у слишком спекулятивных умов, которые мы видели до сих пор.

Закономерность должна быть названа абсолютной. Если бы не было закономерности, камень не падал бы, нельзя было бы построить никакую работающую машину, нельзя было бы установить никакую научную формулу, нельзя было бы сделать никакое предсказание, и космос был бы хаосом.

Можно бесконечно перечислять неопровержимые основания того, что закономерность неизбежна. У нас нет никаких разумных оснований предполагать какой-либо произвол в природе.

Та научная метафизика, которая отрицает закономерность, потому что она не сразу открывает законы, так же ненаучна, как когда-либо была философская метафизика. Эти «натурфилософы» до сих пор, кажется, даже не научились осознавать ненадежность так называемых логических следствий.

13 Трудность начинается с конкретных законов: решить, являются ли они истинными законами или нет. Потому что существуют отношения, которые можно было бы назвать возможными законами природы.

Они включают в себя, среди прочего, законы вероятности или статистические законы, которые указывают на общую тенденцию процесса, хотя и не являются каким-либо открытым истинным естественным законом, поддающимся формулировке.

14 Истинный закон природы абсолютно действителен, то есть он без исключения неизменен.

Те законы, которые после бесчисленных опытов с ними были признаны таковыми, должны считаться действительными как законы природы до тех пор, пока не встретятся исключения, касающиеся каждого конкретного закона. Такого исключения пока не было найдено.

Единственное, что им удалось установить, – это то, что некоторые законы не имели той общей силы, которую они первоначально предполагали, но были действительны для более ограниченной области.

15 Если завтра солнце взорвется, то астрономическое предсказание следующего солнечного затмения не сбудется. О взрыве мы ничего не знаем, ибо он является частью неизведанного.

Но это ничего не меняет в отношении тех законов природы, которые позволяют предсказать затмение, ничего не меняет в отношении абсолютной действительности законов природы, действующих в данном случае. Это не превращает эти законы природы в законы вероятности.

16 Естественная наука занимается поиском законов природы, а также формулированием таких законов. Без знания всех условий истинные законы природы не могут быть сформулированы. С другой стороны, «по самой природе дела теоретически невозможно доказать, что ряд вещей не подчиняется законам».

17 Они произвели неправильное деление законов природы на качественные и количественные законы.

Предполагалось, что качественные законы будут найдены в описательных дисциплинах, а количественные – в математических.

Количественные законы легче поддаются обработке благодаря их математической формулировке. Однако эта легкость влечет за собой очевидные опасности и риски. Формулы производятся почти механически и обрабатываются так, как если бы они представляли нечто другое, чем тривиальность или фикцию.

18 Используя статистику, они производят во всех областях кажущиеся постоянные соотношения, которые могут быть сформулированы математически. Результатом этого является огромный ущерб, как если бы эти формулы выражали сущностные реальности.

Однако, чтобы иметь возможность сформулировать закон природы, они должны знать все факторы. В большинстве случаев они не знают, существуют ли неизвестные условия или число неизвестных. Количественные исследования с помощью вычисления вероятности поэтому не дают больше частот.

Гетерогенные, качественно неопределенные реальности не могут быть объяснены, заменены или исчерпывающе определены количественными исследованиями. Статистика не может доказать существование закона природы.

Только безошибочное предсказание является доказательством. В экспериментах, систематически варьируемых, все условия в конечном итоге будут известны.

19 История науки и философии была в общем и целом историей суеверий, но также и историей борьбы неутомимой критики против предвзятых мнений невежества.

Развитие науки можно суммировать в сравнительно немногих положениях. Но искать эти основные положения – тяжелая работа даже сегодня. Самое необходимое тонет в массе несущественного.

Конечно, только знаток знает, сколько невероятного труда, иногда на протяжении многих поколений, стоили «очевидные» положения, сколько жертв они потребовали, не в последнюю очередь от тех, кто был у власти и поэтому имел патент на истину.

Далее будут кратко прокомментированы только те положения, которые наиболее существенны для восприятия действительности.

20 Галилей был пионером современной науки и мысли. Он ввел принцип относительности, доказал необходимость наблюдения природы, установил, что теории реальности не могут быть приняты без исследования, но должны постоянно подтверждаться заново опытом.

Он выводил «причины» из «следствий», то есть принципы теории из явлений. Он показал, что понятие движения является относительным понятием, что орбита или траектория различна в зависимости от того, какую систему координат вы используете, и при этом должны быть определены непрерывность, ускорение и параллелограмм сил.

Он объединил метод гипотезы с использованием математических и экспериментальных методов.

21 После Галилея Ньютон был основателем нашего представления о реальности. Ньютон утверждал, что мы ничего не можем знать о «сущности вещей» и «истинных причинах» событий. Эти проблемы являются излюбленными метафизическими проблемами философов и предметом догадок в бесконечных реконструкциях.

Наука, однако, не может ответить на вопросы «что?» и «почему?» только на вопрос «как?» Естественная наука – это обобщение опыта. Последующая проверка всегда необходима.

Задача науки состоит в том, чтобы, исходя от эмпирически данной реальности, обнаружить и сформулировать те точные законы, которые делают возможным предсказание.

Ньютон сделал астрономию (небесную механику) точной наукой. Используя кеплеровские законы планетных орбит (рассчитанных по тщательным наблюдениям Тихо Браге), он открыл закон тяготения (притяжение тел прямо пропорционально произведению их масс и обратно пропорционально квадрату расстояния), и тем самым он смог доказать, что Николай Кузанский был прав в своей гипотезе, а Коперник – в своей теории вращения планет вокруг Солнца.

22 Вероятно, нет ни одного основного положения, которое рано или поздно не оказалось бы частью еще более общих положений. Это, однако, не опровергает их правильности, и без них нельзя было бы обнаружить более общие положения.

Своей общей теорией относительности Эйнштейн, по-видимому, заставил физиков отвергнуть старое представление о времени и пространстве, поскольку в некоторых редких случаях оно оказалось недостаточным.

Однако пока еще слишком рано делать такие выводы из его теории. Ибо кажется возможным дать этой теории более простую формулировку; а также могут существовать различные виды пространства и даже более четырех измерений.

Таким образом, мы можем с уверенностью сохранить трехмерное пространство для большинства случаев. Вполне возможно, что существует целый ряд различных видов реальности и что различные представления о реальности одинаково верны, каждое в своей данной области.

23 Лейбниц, который вел переписку с Ньютоном и другими современными учеными, освоил их способы рассмотрения и понял, что познание реальности должно быть выведено из опыта, что механическое понимание природы – это способ описания реальности, что предсказание является достаточным доказательством существования реальности, что закономерность является критерием реальности, но также и то, что ньютоновская теория абсолютного пространства и абсолютного времени бессмысленна.

24 Следующие положения теории биологической эволюции можно считать основными.

Все формы жизни имеют внутреннюю непрерывность и общее естественное происхождение, в конечном счете через спонтанное зарождение. Виды изменчивы. Новые виды происходят от более старых через трансформацию.

К элиминирующим факторам относятся, в частности, неспособность адаптироваться к изменившимся условиям жизни, неспособность переносить тяготы и климатические изменения, более быстрое вырождение и неспособность к размножению.

Целесообразное доказывает свое превосходство, между прочим, в самой своей выносливости, в том, что оно легче всего приспосабливается и легче всего передает свои свойства по наследству.

25 Историю науки можно разделить на догматический и скептический периоды. Когда даны ответы на вопросы, которые в течение определенной научной эпохи считались существенными, то кажется, что основная исследовательская работа была завершена.

Общечеловеческая потребность в твердой и определенной основе мышления влечет за собой стремление к упрощению и систематизации, результатом чего является мировоззрение. В такие эпохи уже не модно быть скептиком и сомневаться в правильности системы. Т

огда существует общее отвращение к новым гипотезам, которые могут нарушить ментальную структуру, созданную таким тяжелым трудом, отвращение, которое может найти такое радикальное выражение, что они отказываются от изучения таких фактов, которые не могут быть вписаны в систему.

26 Но мы постоянно видим, что появляются новые проблемы, что старые формулировки могут быть оспорены. Хорошо построенная система взрывается. Начинается новый период, одно из новых открытий в различных отраслях исследований. Все течет и снова кажется неопределенным. В такие периоды уже не модно быть догматиком и выражать самоуверенность мнения о гипотезах и теориях.

27 Раньше те, чье мышление было эмоциональным и кто нуждался в определенности, могли найти его в философской системе. Но с тех пор, как наука взяла на себя прежнюю задачу философии – объяснить данную реальность, – ее задачей стало построение систем.

Мир полон верующих, которым пришлось довольствоваться неразумностью – за неимением чего-то лучшего. Даже для науки важно иметь систему, которая облегчает ориентацию и дает обзор.

Неизбежно, что те, чье знание и сила понимания достаточны лишь для того, чтобы изучить систему, становятся догматическими верующими. Однако лучше быть догматиком в отношении разумной системы, чем неразумной или менее разумной.

Возможно, было бы полезно указать на то, что все системы являются временными, являются обобщениями последних результатов исследований, а не конечными продуктами. Продолжение История. Исторические факты. Исторические факторы 17/18

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке

Книги, опубликованные на канале Дзен

✔ Экзотерическое миро - и жизневоззрение 1/18

Продолжение Эмоциональная культура. Человек как эмоциональное существо. Религия. Сущность религии 2/18

Продолжение Эмоцилнальная культура. Религиозный мистицизм. Религиозные интеллектуальные построения 3/18

Продолжение Эмоциональная культура. Мораль. Традиции. Правила поведения. Мотивы 4/18

Продолжение Эмоциональная культура. Моральные оценки. Голос совести. Религиозная мораль. Сексуальная мораль. Честь. Правильно и неправильно или добро и зло. Умение жить 5/18

Продолжение Политика. Введение. Политические проблемы. Политические системы. Свобода, равенство и братство 6/18

Продолжение Политика. Политическое единство. Практическая политика 7/18

Продолжение Эстетика 8/18

Продолжение Ментальная культура. Философия. Идеи 9/18

Продолжение Ментальная культура. Четкие понятия. Логика 10/18

Продолжение Ментальная культура. Критика 11/18

Продолжение Ментальная культура. Что есть истина 12/18

Продолжение Ментальная культура. Ум и разум 13/18

Продолжение Ментальная культура. Реальность 14/18

Продолжение Ментальная культура. Пределы знаний. Мировоззрение и жизневоззрение 15/18