Найти тему
Московская беседка

Сказка среди бела дня

О детском музыкальном спектакле «Багдадский вор и черная магия» Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Премьера 20 сентября 2024

Это пьеса-экстраваганца:

Тридцать три песни, двадцать два танца.

Восемь погонь и прочих затей

Для взрослых, а, кроме того, для детей.

Каждая песня – убойный хит,

Так полагают авторы –

Юрий Энтин и Тухманов Давид

В далеком детстве была у меня любимая книга сказок. Она так и называлась: «Сказки среди бела дня». Это был небольшой сборник из трех сказочных историй Виктора Витковича и Григория Ягдфельда. Меня всегда пленяла этот переход из настоящей обыденной жизни в мир волшебных превращений и чудес. Страшно привлекало именно это проникновение в плоть и суть сказки, происходящее среди бела дня, когда, несмотря на беспросветную будничность существования срабатывает незаметный переключатель — и жизнь наполняется волшебством.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец

Сказка на сцене Маяковки врывается в театр, который стоит на самой обыкновенной улице в центре обычной Москвы. Но на сцене театра происходят настоящие чудеса. И дело не в том, что взрослые умные люди, образованные и технически грамотные, конструируют эти чудеса по вполне понятным им схемам. Дело в том, что бычная театральная техника на сцене превращается в чудо.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец

Чудо сверкает яркими красками восточных базаров и драгоценностей в пещере Циклопа, чудо врывается бутафорским ультрамариновым смерчем, бушующем на сцене, чудо живет и дышит в древних коврах, расписанных прихотливым восточным узором, так пленявшим эстета Уайльда умозрительным многообразием, - чудеса на сцене расцветают пышным многоцветием, которое ни разу не повторяется и никогда не надоедает.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец

Но чудеса в восточной сказке не только пленяют взгляд, но и услаждают слух. Все актеры поют в живую, под живую музыку, наполняющую зал современным звучанием забытых, но по-прежнему драйвовых мелодий. Энергия рок-обработок визуализируется яркими танцами, что в сочетании с необычными костюмами усиливает эмоциональный ритмический эффект. А уж когда в зал обращается сам Игорь Костолевский, выступающий в роли внесценического рассказчика историй, восторг публики зашкаливает.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец

Режиссер Егор Перегудов неистощим на выдумки и эффекты. В ход идет все, из чего можно создать чистое счастье детского восприятия жизни как праздника и волшебства: привычный воздушный шар достигает на сцене гигантских размеров — и, конечно же, лопается, как и ожидает ребенок, поднаторевший в общении с воздушными шарами. На сцене много трюков, но все они так искусно выполнены, так понятны и близки детям, что легко создают единое пространство, наполненное живой радостью.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец

Но все хорошо известные нам театральные приемы не сработали бы, не смогли бы зажечь зал, если бы сценическое пространство не зарядили люди: прогнозируемый успех музыкальной сказки — прежде всего триумф актеров, их мастерства, искренности и азарта, которыми они так щедро и неутомимо делятся с публикой.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец

В актерах редко сочетается драматическое дарование и профессиональный вокал. Перед нами тот редкий случай, когда сильные вокалисты обладают драматическим талантом и энергией души, способной заряжать зал. Вячеслав Ковалев, вырастающий в сумрачного волшебника со своей величественной арией Черного Мага, Анастасия Мишина в роли Птицы Феникс, таинственной и недоступной, но живо и по-куриному реагирующей на птичий корм (отличная режиссерская находка, исполненная доброго юмора), сверкающая Фатима Алины Вакаевой, трогательно-глуповатый Циклоп Олега Сапиро, жестокосердный Властелин Никиты Языкова и — главный драйвер и двигатель этого сумасшедшего праздника — Александр Скрыпников, душа спектакля и бесконечно возобновляемый источник энергии, питающей зрителей.

Сцена из спектакля. Вор - Александр Скрыпников, Фатима - Алина Вакаева. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец
Сцена из спектакля. Вор - Александр Скрыпников, Фатима - Алина Вакаева. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Ольга Стрелец

Его герой изобретателен и наивен, чист душою и хитроумен, искренен и неутомим. Багдадский Вор исполнен такого неиссякаемого оптимизма, так верит в себя и свою любовь, что сомневаться в благополучном исходе не приходится. Вся сказка пронизана светом и верой в силу добра, а это - самое главное и для детей, и для взрослых.