Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте.
Добро пожаловать на Dzen-канал Шоурума "Russian Audio Equipment" (RAE), посвященный аудиотехнике.
Напоминаем Вам, что ознакомиться с нашей аудиотехникой вы можете на сайте https://www.avito.ru/brands/russianaudio
Наш Шоурум откроется 26-27 октября 2024 года по адресу г. Москва, пр. Вернадского, 29. ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ НА ОТКРЫТИЕ!
Сегодня у нас очередная статья, честно "скомунизженная" с просторов интернета, для ознакомления нашей Дорогой публики.
Авторы (источники) - © Я. Вахитов, статья "Арфа", АУДИО МАГАЗИН № 2/1996
Отдельно отмечаем, что мнение Шоурума "Russian Audio Equipment" (RAE) может не совпадать с мнением авторов статьи.
Итак, поехали!
Введение
Продолжаем обещанную в предыдущем номере серию статей о современных музыкальных инструментах.
Арфа один из красивейших музыкальных инструментов оркестра как по звучанию, так и по внешнему виду (рис. 1).
Мягкие очертания ее корпуса заставляют забывать о не очень, казалось бы, привлекательной треугольной форме, а благородный облик ящика-резонатора, передней колонны и изящно изогнутого колкового бруса навевает ностальгические мысли о средних веках и рыцарской романтике.
Это впечатление усиливается видом натянутых почти по всей раме струн разной длины и толщины, образующих прозрачную сетку, немного фантастичную и загадочную.
Едва ли какой-нибудь другой инструмент оркестра в такой степени, как арфа, овеян легендами и вызывает столь романтические ассоциации.
Причина тому не только в ее внешнем виде, но и в звуке необыкновенно нежном, поэтичном, постепенно замирающем, как бы уходящем вдаль.
Откуда же произошел этот удиви тельный инструмент, и давно ли он известен людям?
Археологические и исторические данные говорят о том, что арфа один из самых древних музыкальных инструментов мира.
Прообразом ее послужил лук с несколькими натянутыми тетивами.
Древнейшую арфу, изготовленную в двадцать шестом веке до нашей эры, нашел английский археолог Л. Вулли при раскопках царского кладбища города Ура в Месопотамии.
Эта арфа в форме лука снизу имела резонатор в виде узкого разновысокого ящика, стенки которого были украшены мозаикой из лазурита, перламутра и красного камня.
На передней стенке резонатора укреплена голова быка из золота с глазами и бородой из лазурита.
Верхний брус был отделан золотыми украшениями.
Предшественники арфы лира и кифара были любимыми инструментами древнегреческих певцов и поэтов, которые не декламировали свои стихи, но, подобно современным бардам, пели их, аккомпанируя себе сами.
Впоследствии лира стала эмблемой музыки и вообще искусства.
Любили арфу и в средневековой Европе, особенно в Ирландии: ирландские барды пели под ее аккомпанемент свои саги и баллады.
Изображение арфы вошло в герб страны.
В ХѴІІІ столетии арфой широко пользовались для аккомпанирования различным инструментам оркестра, а также для имитации лютни, гитары и клавесина.
Подобный сухой "клавесинный" стиль особенно нагляден в сочинениях для арфы Георга Фридриха Генделя (16851759), Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) и др.
В начале ХІХ века конструкция арфы была в корне усовершенствована выдающимся французским мастером Себастьяном Эраром (17521831), который был также основателем парижской фортепьянной фабрики.
В арфе собственной конструкции (названной впоследствии арфой Эрара) он использовал изобретенное им устройство, позволявшее быстро, в ходе исполнения музыкального произведения, изменять длину струн, то есть оперативно перестраивать высоту их звучания.
Изобретение Эрара вдохнуло в арфу новую жизнь, резко расширив диапазон ее звучания, открыв новые выразительные возможности и положив тем самым начало виртуозному стилю, преобладавшему в сочинениях для арфы композиторов прошлого века.
Современная арфа сохранила все конструктивные особенности, введенные Эраром.
Изменился в основном ее внешний вид: он утратил многие признаки стиля „барокко", стал более лаконичным и строгим, не потеряв вместе с тем романтичности и возвышенности.
Арфа принадлежит к щипковым струнным инструментам, не имеющим грифа, который в других инструментах этой группы служит для изменения высоты звучания струн (они прижимаются к грифу пальцем и тем самым укорачиваются).
По конструкции арфа представляет собой треугольную раму, состоящую из вертикальной передней стороны в виде полой колонны и двух наклонных: S-образно изогнутого бруса сверху и резонансного ящика в виде конусообразного короба снизу.
Брус несет на себе, во-первых, порожки и колки, служащие для закрепления верхних концов и натяжения струн, и, во-вторых, заключенный в особую коробку упомянутый выше механизм изменения длины струн.
Механизм этот управляется с помощью семи педалей, помещенных в основании рамы (рис. 1).
Через посредство тянущих стержней, расположенных в полой колонне, педали приводят в действие систему парных эксцентриков с пальцами (рис. 2).
Каждая педаль имеет три положения, фиксируемых зарубками: верхнее, среднее и нижнее.
В верхнем положении педали пальцы эксцентриков не касаются струны (рис. 2а) и высота звучания определяется ее полной длиной, соответствуя пониженному на полутон звуку диатонической гаммы (бемолю).
При этом положении педали арфа имеет строй „до-бемоль-мажор".
В среднем положении (рис. 26) пальцы верхнего эксцентрика прикасаются к струне, уменьшая тем самым ее длину и повышая звучание на полтона.
В положении нижней зарубки таким же образом происходит дополнительное уменьшение длины струны нижним эксцентриком (рис. 2в), в результате чего звучание повышается еще на полутон (положение ,,диез").
Каждая педаль управляет одноименными струнами (например, всеми звуками „до“, или „ре“, и т. д).
Резонансный ящик арфы своим устройством напоминает переднюю часть байдарки, у которой по килевой линии в специальной планке сделаны отверстия.
Пять больших обращенных вниз овальных отверстий являются горловинами резонатора.
На рис. 3 приведен поперечный разрез резонансного ящика с обозначением основных элементов внутреннего устройства и покрытия.
Струнная, одежда" арфы состоит из 46 струн, из которых 11 басовых струн металлические, с обвивкой („канителью"), остальные жильные.
Для быстрого нахождения струн, соответствующих различным тонам диатонического строя, струны "до" всех октав окрашиваются красный цвет, „фа" в синий.
Извлечение звука производится оттягиванием струн либо кончиками пальцев, либо ногтями.
Получаемые при этом тембры неодинаковы: в первом случае извлекается звук мягкого тембра, без высокочастотных составляющих, во втором более острый, тембр извлекаемого звука влияет также и положение точки отщипывания струны: если она находится точно посередине струны, в звуке пропадают обертоны, соответствующие четным гармоникам, тембр его становится бледным".
Отщипывание же вблизи конца струны повышает количество гармоник и, соответственно, насыщенность тембра.
Нижние концы струн арфы закрепляются в брусе, проходящем вдоль корпуса в середине деки (рис. 3).
При такой конструкции дека находится в напряженном состоянии, и чрезмерное натяжение струн могло бы привести к отрыву ее от корпуса.
По этой причине в арфе невозможно применение толстых струн с сильным натяжением, вследствие чего звук арфы, сравнительно с другими струнными инструментами, не очень громок.
Этому способствует также малая площадь деки.
Наиболее тихое звучание, довольно "бледное“ также и по тембру, характерно для низкого регистра высотного диапазона арфы, охватывающего шесть с половиной октав, от „ре-бемоль" контроктавы до „сольдиез" четвертой октавы.
Акустически это объясняется тем, что частоты звуков контроктавы и большой октавы оказываются ниже частоты настройки как деки, так и резонаторов.
В этих условиях дека проявляет себя лишь как упругая пластинка и не участвует в формировании спектра звучания, а резонатор не изолирует излучение передней стороны деки от задней, излучающей в противофазе.
Для увеличения интенсивности звучания арф в оркестрах часто пользуются не одной, а несколькими арфами.
Так, в „Младе" Римского Корсакова в оркестре предусмотрены три арфы, в „Золоте Рейна" Вагнера шесть.
Отмечу, что неоднородность звучания арфы по диапазону, равно как и недостаточная громкость, может быть сбалансирована при записи техническими средствами звукорежиссуры (путем раздельной записи регистров с помощью полосовых фильтров).
Поэтому звукорежиссер при записи арфы может добиться такой степени громкостной сбалансированности, которая недоступна дирижеру при прямом исполнении.
Несмотря на отмеченные недостатки звучания, арфа инструмент признанный и любимый многими композиторами и музыкантами.
Часто она используется в качестве аккомпанемента, но нередко ей поручаются эффектные сольные партии.
Их немало в музыке к балетам Чайковского, Глазунова.
В ХІХ веке широко пользовались арфой Берлиоз, Вагнер, Мейербер и др.
Именно партия двух арф в, Вальсе" из „Фантастической симфонии" Берлиоза положила начало упоминавшемуся выше виртуозному стилю, акустической основой которого послужили специфические возможности звукоизвлечения в арфе: игра октавными флажолетами, когда звук извлекается из струн, придерживаемых в середине; многострунное глиссандо скольжение руки по всем струнам, настроенным по септаккордам, и др.
В ХХ веке композиторы открыли в арфе новую выразительность: красоту ее одноголосого звучания, возможность ее использования на пианино в верхнем регистре наподобие ударного инструмента с определенной высотой звучания, возможность имитации басовыми струнами отдаленного колокола (например, в начале Девятой симфонии Малера) и др.
В заключение отмечу, что роль арфы в оркестре не только музыкальная, но и эмоциональная: одно ее появление в составе оркестра создает у слушателей приподнятое, праздничное настроение, ожидание радости.
И арфа всегда оправдывает это ожидание.