Найти тему
Ольга М.

Генри Т. Лоренси. Философский камень, часть 1: 15/18 Экзотерическое миро- и жизневоззрение.

Оглавление

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке

Книги, опубликованные на канале Дзен

✔ Начало публикации Экзотерическое миро - и жизневоззрение 1/18 (остальные ссылки на предыдущие части эссе в конце статьи)

Продолжение Пределы знаний. Мировоззрение и жизневоззрение 15/18

1.33 Пределы знаний

1 Мы все еще очень далеки от всеведения.

Технология, прикладные дисциплины естествознания, является одним критерием нашего знания реальности. Другой критерий – это безошибочное предсказание. Нам еще многое предстоит сделать, прежде чем мы сможем предсказать все, что произойдет.

Применение показывает то, что мы знаем, предсказание в основном показывает то, чего мы не знаем.

2 Каждое новое научное открытие изменяет пределы познания. Чем больше мы открываем, тем глубже становится наше осознание и понимание того, что наше знание ограничено или относительно.

Если бы мы обладали достаточным знанием, то жизнь представлялась бы нам как ряд необходимостей, а не как бесконечный ряд совпадений.

3 Мудрый должен согласиться с Сократом. Оракул объявил его самым мудрым человеком в Греции. Оракул прав, считал Сократ, ибо я единственный человек в Греции, который знает, что он ничего не знает (не стоит знать).

Если мы знаем только часть реальности, то мы ничего не знаем о целом как о совокупности. И мы не знаем до тех пор, пока не узнаем это.

То, что мы много знаем о части, – это совсем другое дело. Тщательно изученные области знания ежедневно показывают ограниченность этих областей, показывают нам, как мало мы знаем.

Жизнь – это все еще нерешенная проблема, необозримый комплекс нерешенных проблем.

1.34 Мировоззрение и жизневоззрение

1Первое, что мы обнаруживаем, – это материальная реальность. Относительно позднее мы начинаем открывать существование и значение сознания. Его значение настолько велико, что мы очень легко переоцениваем его.

2 С психологической точки зрения мы ведем субъективную жизнь. Сознание – это свой собственный мир. Чувства и мысли составляют содержание этого субъективного мира, обладающего субъективным существованием и субъективной достоверностью.

3 Большинство людей ведут эмоциональную жизнь, довольствуясь самой простой из возможных ориентаций разума ради получения средств к существованию.

Те, кто начинает размышлять о жизни, таким образом приобретают идеи и начинают вести самосознательную субъективную жизнь. Вероятно, они мало подозревают, что таким образом они вступили в неисследованный мир сознания, столь же реальный субъективно, как материальный мир реален объективно.

4 Само осознание того, что с психологической точки зрения сознание есть наше я и то, что наблюдает реальность, должно быть достаточным для демонстрации неизбежности субъективности.

Критика субъективного направлена не на субъективность как таковую, а на произвольное субъективное, одностороннее и самодовольно субъективное или смешение субъективного с объективностью.

5 В своих особых выражениях субъективное индивидуально, а в своих всеобщих выражениях – коллективно.

Совокупность этой коллективной субъективности мы называем культурой.

Объективность ведет к науке с техникой и к цивилизации, которая, безусловно, совместима с субъективной примитивностью и некультурностью.

6 Именно к этому миру субъективности, вымысла принадлежало так много философов, хотя они сами этого не осознавали. В этом мире они нашли сферу для своего воображения и наделили человечество духовными сокровищами непреходящей ценности и красоты.

7 Мир мысли наполняется идеями относительной достоверности.

Время от времени мысль делает опись инвентаря своих идей. Если же обнаруживается, что существует беспорядок, то мысль стремится упорядочить идеи каким-то единообразным методом и тем самым строит систему.

Таким образом, система – это способ, посредством которого множество идей становится разумным целым.

Система – это педагогический метод проведения упорядоченного обзора в соответствии с возможностями группировки, присущими самому предмету исследования. Система выполняет свою задачу, делая возможным четкое обобщение и быструю ориентацию. Система заменяется новой системой всякий раз, когда добавляются такие идеи, которые не могут быть вписаны в старую систему.

8 Мировоззрение или жизневоззрение – это такая система. Мировоззрение представляет собой обобщение знаний о материальной реальности и составляет основу жизневоззрения.

Жизневоззрение – это обобщение более или менее разумного отношения человека к жизни, ее смыслу и цели, а также к людям и человеческим делам.

Жизневоззрение включает в себя правовое представление, то есть то, что люди смутно называют моралью. Из своего жизневоззрения человек принимает нормы для своей оценки и точки зрения для своих действий.

9 Мы можем сделать безошибочные построения. Мы делаем их в математике, так как в этой дисциплине мы знаем все о том, что мы строим.

Мировоззрение и жизневоззрение не могут достичь такой точности, не могут дать такой же уверенности, даже если ментальные конструкции могут быть сформированы таким образом, чтобы достичь такой же ясности.

Однако эта ясность часто обманчива, что и показали философские системы. Они показывают, как трудно мыслить в соответствии с действительностью, как легко мы делаем ошибочные построения, как трудно нам освободить наш разум от ментальных построений, которые мы искусно соединили и внушили себе.

Конечно, еще труднее, если вообще возможно, устранить эмоциональные комплексы, привитые нам в детстве. Ментальные конструкции часто уводят нас от реальности и препятствуют нашему пониманию реальности или построений, более правильных, чем те, которые мы приняли. Чем они сложнее, чем острее, глубже, чем больше труда дается на постижение, тем труднее по-видимому их заменить.

Опыт показывает, что к сложным конструкциям следует относиться несколько скептически, так как пригодность и превосходство конструкции тем больше, чем она проще. Наука стремится к упрощению.

Как это ни странно, но чрезвычайно простое, почти сразу же самоочевидное – самое трудное для обнаружения. Даже самые трудные проблемы могут быть в конце концов сформулированы так просто, что некритичный человек думает, что их решение настолько очевидно, что оно даже не должно было быть дано.

10 Многие люди говорят, что они могут обойтись без системы.

Так же, как вы можете «мыслить» без четких понятий, вы можете обойтись и без четко разработанной системы. Но результат в обоих случаях один и тот же: неопределенность, беспорядок, неуверенность.

Без твердой системы чувство не имеет корней, эмоциональному мышлению дается больший простор, и индивид легче становится жертвой фикций и психозов. Система имеет гораздо большее значение, чем думают большинство людей.

11 Любая разумная система облегчает постижение реальности с того уровня научного развития, на котором она была построена. Правда, в то же время система ограничивает мышление и затрудняет большинству выход за пределы системы. Но системы – это всего лишь временные пределы исследований, и они заменяют друг друга по мере развития исследований.

12 Мировоззрение предпочтительно должно строиться на твердых фактах и бесспорных результатах исследований.

Более того, конструкция не должна вступать в противоречие с непосредственным восприятием реальности, предоставляемым умом. Как и каждая новая научная гипотеза, каждая новая система должна быть способна дать лучшее объяснение, чем старые объяснения.

Что касается жизневоззрения, должна быть возможность требовать свободы мысли, чувства и действия в пределах, установленных правом других на ту же самую неприкосновенную свободу.

13 Новые системы должны строиться всякий раз, когда появляются новые идеи, которые должны быть рассмотрены, для служения тем, кто сам не имеет возможности или способности формировать такие системы.

Возможно, когда-нибудь удастся сделать систему настолько общей, что новые идеи не должны будут разрывать ее рамки, но могут быть вписаны в систему. Тем самым была бы приобретена твердость для всеобщего воззрения, и понимание пришло бы легче не только между современными индивидами, но и между различными поколениями.

Такая система отвечала бы реальной потребности и противодействовала бы неразумности и суевериям. Для культуры это признание интеллектуального провала, что те, кто хочет иметь мировоззрение и жизневоззрение, чтобы ориентироваться, должны посвятить большую часть своей жизни таким вещам, которые можно было бы изучать в школе. Большинство людей остаются дезориентированными, и их потребность в ясности никогда не удовлетворяется. Продолжение Экзотерическое жизне- и мировоззрение. Наука 16/18

Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке

Книги, опубликованные на канале Дзен

✔ Экзотерическое миро - и жизневоззрение 1/18

Продолжение Эмоциональная культура. Человек как эмоциональное существо. Религия. Сущность религии 2/18

Продолжение Эмоциональная культура. Религиозный мистицизм. Религиозные интеллектуальные построения 3/18

Продолжение Эмоциональная культура. Мораль. Традиции. Правила поведения. Мотивы 4/18

Продолжение Эмоциональная культура. Моральные оценки. Голос совести. Религиозная мораль. Сексуальная мораль. Честь. Правильно и неправильно или добро и зло. Умение жить 5/18

Продолжение Политика. Введение. Политические проблемы. Политические системы. Свобода, равенство и братство 6/18

Продолжение Политика. Политическое единство. Практическая политика 7/18

Продолжение Эстетика 8/18

Продолжение Ментальная культура. Философия. Идеи 9/18

Продолжение Ментальная культура. Четкие понятия. Логика 10/18

Продолжение Ментальная культура. Критика 11/18

Продолжение Ментальная культура. Что есть истина 12/18

Продолжение Ментальная культура. Ум и разум 13/18

Продолжение Ментальная культура. Реальность 14/18