Выпускник химико-технологического факультета 1961 года Анатолий Николаевич Воронин спустя более чем 60 лет приехал на кафедру «Общая химия и технология силикатов», чтобы вспомнить свои студенческие годы, прогуляться по территории учебного городка, вдохнуть ароматы химфака… Что может быть лучше и полезней для здоровья, когда тебе на днях «стукнуло» 85 лет?
Уроженец города Ростова-на-Дону, вчерашний школьник Анатолий Воронин видел себя энергетиком, поэтому и выбрал для поступления энергетический факультет НПИ. Однако поступить на энергофак ему не удалось.
- Когда я пришёл забирать документы, мне в приёмной комиссии сказали, что они уже находятся у силикатчиков, - рассказывает Анатолий Николаевич. - Ни я, ни мама тогда понятия не имели о том, что такое силикаты. Нас просветила моя тётушка, кандидат горно-геологических наук, буквально оглушив меня словом «цемент». Так я попал на силикатный факультет, который вскоре в результате слияния стал химико-технологическим факультетом.
В дипломе Анатолия Николаевича указано, что он окончил НПИ по специальности «Технология силикатов» с присвоением квалификации «инженер-технолог».
– Два первых студенческих года я имел дело с цементом, а потом познакомился с кирпичом и отдал предпочтение кирпичному производству, вообще мне пришлось поработать и с керамикой, и со стеклом, а специализацией моей стали эмали, - говорит наш герой и с ходу выдаёт тему своего диплома - «Облицовочные эмалированные алюминиевые плитки в городе Иркутске».
Кажется, Анатолий Николаевич готов вспоминать о рассказывать о своих студенческих годах бесконечно. При этом глаза этого убелённого сединами человека загораются лукавыми искорками, а и без того ладная осанка становится ещё безупречнее.
- С самой большой благодарностью вспоминаю Константина Петровича Азарова, он был заведующим кафедрой и задавал нам всем настроение, - говорит ветеран, на глазах преображаясь в студента Толика Воронина. - Вспоминаются лекции Горбатенко и практические занятия, которые вела его супруга. Курсовой проект я защищал у Баландиной. Честно говоря, я был разгильдяем. Только к четвёртому-пятому курсу взялся за ум. В связи с этим вспоминаются очень интересные лекции по аналитической химии Владимира Ивановича Петрашеня, в которого мы все были влюблены. Это был человек небольшого роста, время от времени в задумчивости подёргивавший свою бородку. Закончив объяснять какой-то раздел, он всегда спрашивал у нас: «Вразумительно?» Так вот, первую часть – качественный анализ – я завалил, и Владимир Иванович скрепя сердце поставил мне «тройку с двумя минусами». Зато, когда пошёл количественный анализ, у меня мысль полетела прямо с первой задачи, и в этом цикле я стал передовиком. Очень хорошие впечатления у меня остались о Дмитрии Платоновиче Сёмченко, который читал нам физическую химию. Потом начал читать Владимир Александрович Смирнов. Помню, что на лекциях по сопромату аудитории были переполнены, нам этот предмет доходчиво читал преподаватель техникума, и мы всей группой умудрялись сдавать сопромат досрочно. На приборах химического контроля мы тоже сидели, раскрыв рты. Очень интересные были и практические занятия по минералогии…
Жизнь дала Анатолию Николаевичу возможность максимально полно раскрыть свою квалификацию инженера-технолога. Он работал и на кирпичных заводах, и на стекольных производствах, и с разного рода эмалями – в том числе так называемыми тонкими эмалями в радиокерамике.
Местами его работы были ростовские заводы «Рубин» и «Гранит», Запрудненский электроламповый завод, ГСКБ «Энергомаш», ВПКТИ «Атомкотломаш», кирпичные заводы Ростова-на-Дону.
Годы летели, и так получилось, что за всю свою большую жизнь Анатолий Николаевич был в НПИ лишь однажды. Как он сам говорит, приехал «подышать воздухом Крытого двора».
- Крытый двор был нашим любимым местом, - рассказывает новочеркасский политехник. - Здесь мы готовили расчёты, делали домашние задания, «передирали» друг у друга конспекты. В Крытом устраивали танцы. Собирались две команды: серо-чёрная – парней, пёстрая – девушек. Проводили там концерты, мне удалось послушать оркестр Лундстрема. Помню, устраивались соревнования по борьбе.
А ещё студент ХТФ Анатолий Воронин был членом ОКО – оперативного комсомольского отряда. Потом был избран начальником штаба добровольческой народной дружины. Сноровка и навыки, приобретённые за годы такой общественной работы, не раз пригодились Анатолию Николаевичу впоследствии: были случаи, когда он замечал воров-карманников и помогал милиции их задерживать.
- Сегодня, находясь на родной кафедре, я испытываю чувство любви, - признаётся 85-летний выпускник. - Она многое дала мне. Хотя можно было взять больше, если бы я был более усердным студентом.
фото предоставлены кафедрой ОХиТС