Некоторые сюжеты в Библии могут неслабо удивить. К таким сюжетам относится история, как племянник пророка Авраама, Лот, возлег со своими дочерьми после того, как их город Содом пал под огненным и серным дождем от рук Бога. Лот с семьей были спасены как праведники. Его жена во время побега оглянулась на пылающий Содом и превратилась в соляной столб. Лот остался с двумя дочерьми и укрылся в пещере. Дочери напоили отца и зачали от него сыновей, от которых произошли два народа - моавитяне и аммонитяне. Как такое стало возможным в священной Библии?
В предыдущей статье я рассказывал о том, почему Бог разрушил Содом и Гоморру. Там упомянута сцена о Лоте и его дочерях. Библия не передает имена сестер, которые напоили отца и легли с ним. Когда разъяренная толпа содомлян подошла к дому Лота и потребовала выдать им двух ангелов-гостей, которых приютил Лот, то ветхозаветный праведник решил выдать своих дочерей вместо гостей, чтобы не нарушить закон о гостеприимстве. Но в итоге ангелы защитили Лота и его семью. Они бежали в город Сигор, а затем укрылись в пещере. Оставшись втроем, дочери помыслили, что больше некому продолжить род, поэтому возлегли со своим отцом - старшая в первый день, младшая во второй день.
И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошёл бы к нам по обычаю всей земли; итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала... (Бытие 19:31-33)
Нужно учитывать важный момент, что гостеприимство Лота сравнивается с гостеприимством его дяди Авраама. Авраам - образцовый блюститель закона гостеприимства. Он кормит и омывает ноги Богу и двум ангелам. Он не делает ошибок. Лот в свою очередь делает почти то же самое, но в самый острый момент предлагает своих дочерей толпе содомлян, чтобы спасти ангелов. Возможно, столь неоднозначное отношение к своему потомству рассматривается как основание, что именно Авраам становится наследником "великого обетования", а не Лот.
Демонизация Моава и Аммона
Библия дает прямой ответ, почему дочери Лота спали с отцом. Они думали, что поблизости не осталось мужчин, которые бы продолжили род Лота. Почему они позволили себе пойти на такой шаг? Распространено мнение, что в те времена закон Моисеев еще не был актуален для рода Авраама, поэтому дочери Лота не видели в этом ничего предосудительного. Однако такая позиция хромает, потому что Бог в таком случае наказал Содом и Гоморру за то, что не являлось порочным, ибо не было закона.
Скорее всего автор книги Бытия понимал порочность связи Лота с дочерьми. Но зачем он упоминает об этом? Дело в демонизации Моава и Аммона (Бен-Амми). Моавитяне и аммонитяне были соседними народами Израиля. Оба народа были противниками евреев, поэтому Библия пытается их очернить, показав, что моавитяне и аммонитяне с самого начала были порочны.
Именно дочери Лота дают имена своим детям, а не сам Лот:
Родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне. (Бытие 19:37-38)
Возможно, так показывается отделение порочного народа от рода Авраама.
Кто виноват: Лот или дочери?
Библия ясно показывает, что именно дочери Лота являются инициаторами порочной связи. Однако возможна интерпретация, что именно Лот виноват в содеянном.
Во-первых, Лот намеренно изолировал дочерей от мужчин, спрятавшись в пещере, и не дал им найти мужей в Сигоре, в который они бежали из Содома.
Во-вторых, нужно учесть ряд странных обстоятельств:
1) Лот позволил дочерям напоить себя;
2) в Библии вина перекладывается на дочерей (молодых);
3) у сестер отсутствует материнская фигура;
4) они почему-то думали, что остались одни во всем мире;
5) до произошедшего Лот не предпринял достаточных действий, чтобы взять с собой женихов дочерей из Содома (они не пошли за Лотом, так как думали, что он шутит).
Любопытно, что среди христианских толкователей принято оправдывать поступок Лота и его дочерей. Святитель Амвросий Медиоланский пишет:
Здесь был не грех похоти, но средство к продолжению рода. Я не думаю, что это следует считать преступлением. Ведь и Ева взята от мужа, из ребра которого она сотворена, кость от кости его и плоть от плоти его, однако ради последующих человеческих поколений она сочеталась с мужем. Все же от этой вины свободна совесть благочестивого мужа: опьяненный вином, он не знал, что совершает.
Святой Амвросий, богослов 4 века, полагал, что ни Лот, ни его дочери не виновны в том, что сделали. Первые делали это ради продолжения рода, их отец - потому что был нетрезв. Точку зрения Амвросия разделают такие великие христианские мыслители как Иероним Стридонский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст и другие весомые фигуры христианской теологии.
Для христианских художников сюжет про Лота и дочерей стал особенно притягательным, потому что позволял изобразить красоту женских тел, не нарушая христианских ценностей.
Больше картин с Лотом и дочерьми - у меня в телеграме.
Поддержите статью лайком 👍, и не забудьте подписаться!
Бонусные статьи и поддержка автора - Бусти.
Другие мои статьи по теме: