Совместимы ли христианство и феминизм? Как относятся к женщинам в православной церкви? Стоит ли отдавать ребёнка в музыкальную школу? Как воспитать билингва? На эти и другие ваши вопросы отвечает Татьяна Радкевич, наша сегодняшняя гостья рубрики "Спросите экспертку". Слово Татьяне:
***
Большое спасибо за вопросы и комплименты, мне очень приятно. Начну с ответа на самый, как оказалось, животрепещущий вопрос про христианство. Количество вопросов на эту тему было для меня полнейшей неожиданностью.
Как менялись ваши религиозные взгляды в течение жизни, что на это влияло и как они сочетаются с другими аспектами вашего мировоззрения? Что для вас означает быть христианкой?
Перечисляя самоидентификации, я написала «христианка» в конце. Я сама не знаю, почему я это упомянула: это была случайность. В последние 10 лет я в православный храм ходила, наверное, раза три. Я считаю себя христианкой больше в культурном смысле, так, как об этом пишет Бродский («я христианин, потому что я не варвар»). Я не религиозный человек, но принадлежу к христианской культуре, живу в этом контексте. В церкви я работаю, потому что в Европе в каждой церкви есть орган, а я на нём играю. То есть в работе для меня первична связь с инструментом и ответственность за него (органисты сами настраивают орган и отвечают за его состояние), а то, в какой церкви орган стоит, второстепенно. Кстати, музыкантам можно работать и у католиков, и у протестантов, будучи другой конфессии или не относясь ни к одной. Когда открывается вакансия церковного музыканта, максимум, что могут написать, «желательна близость к христианству». Это можно трактовать широко. От нас не требуют быть верующими. Я бы сказала, что моя религия — музыка, а христианство — основа культуры, в которой я выросла.
Я происхожу из обычной советской нерелигиозной семьи. В 11 лет я крестилась с сестрой и мамой. Моя первая учительница фортепиано — верующая, и я просто захотела тогда, чтобы она была моей крёстной. В 14 лет я уехала учиться в Москву и жила в интернате, без семьи. А в 16 лет я как-то резко начала ходить в церковь, и этот период продлился 10 лет. Это был классический неофитский период. Я много читала: Библию, само собой, древнюю литературу, естественно, это произвело на меня огромное впечатление. Мне сложно представить человека, которого не впечатлит Евангелие.
Церковь — совсем другой феномен. Это во многом общественный институт. И здесь мы подходим к другому вопросу:
Какие аспекты религии не воспринимаете как адекватные (например, про предохранение) и что из этого в Швейцарии сама церковь не диктует женщине, в отличие от российской церкви?
Я не понимаю, что церковь забыла у людей в постели. Особенно смешно, когда на эту тему высказывается Папа Римский и его коллеги, которые к детям мало отношения имеют. Церковь, по идее, должна учить людей любить друг друга. Вот в чём учение Христа. А не в том, какой способ предохранения наименее грешный. Это устарело всё, как и многое в Библии. А зёрна от плевел тоже неплохо бы отделять. Но это сложно, а вот сказать «противозачаточные таблетки — грех» легко. Непросто отделить суть христианства от социокультурных наслоений. Христос проповедовал деятельную любовь к ближнему, а про ношение платков и предохранение ни слова не сказал, насколько мне известно. И вообще, разделение христианства на разные конфессии — грех посерьёзней всего остального, я бы предложила христианам для начала в этом разобраться и вообще двигаться в экуменическом направлении.
Швейцария в целом протестантская страна, католиков меньше. По сравнению с православной церковью меньше обрядов, даже у католиков. Церковь больше открыта обществу и вписана в повседневную жизнь. Конечно, не у всех: как и везде, здесь много неверующих, жизнь которых не связана с церковью. Но и они должны соблюдать церковные праздники: это официальные выходные по всей стране. Здесь не было периода атеизма, как в России, поэтому устройство общества в каком-то смысле более традиционное. Меня, кстати, очень удивило, что в православных церквях Швейцарии не увидишь платков и юбок. Люди нормально одеты.
Христианство какой конфессии у вас, если это не секрет?
В России десять лет я была православной. В 26 лет у меня начался мировоззренческий кризис, депрессия, и я из церкви почти ушла, потому что вплотную занялась своей жизнью и времени и энергии вообще не оставалось. Переехав в Швейцарию, я узнала изнутри протестантство и католичество и могу сказать, что сейчас мне трудно отнести себя к какой-то конфессии. Мне нравится экуменическое движение, стремящееся к объединению христианских конфессий.
Почему у вас началась депрессия? Как вы осознали, что это она? Почему и как пошли к психотерапевту? Принимали ли вы антидепрессанты?
У меня была лёгкая депрессия, но даже в такой форме мне было тяжело. Причина банальная: несчастная любовь. Вообще меня поражает то, насколько с возрастом становится легче жить и насколько счастливее я становлюсь с каждым годом. Посмотрим, что будет в старости. А в юности всё кажется концом света.
Почему пошла: у меня появлялись суицидальные мысли, и я подумала, что для молодой здоровой женщины в 26 лет это как-то ненормально. Поэтому я обратилась за помощью. Я нашла психиатра и психотерапевта из Института психотерапии. Он предлагал консультации по телефону, и после одной такой консультации меня направили к ней. Я не пила антидепрессанты, но я пила один препарат, который мне помог. Я стала более уравновешенной, просто вернулась в нормальное состояние.
Одновременно с этим я около года ходила на психотерапевтические группы к своей психотерапевтке. Мне это невероятно помогло. Во время депрессии человек замыкается в себе и лишает себя социального взаимодействия, что заставляет его замыкаться всё больше. Это такой замкнутый круг. А группы выводят из этого круга. Там есть правила, создающие психологически безопасную атмосферу, и одновременно полная открытость членов группы. Этот опыт открыл мне внутренний мир других людей. Я увидела, что все мы живые люди со своими сомнениями, что я — одна из множества совершенно нормальных и обычных людей и что это хорошо.
По мнению психотерапевтки, мне помогла выйти из депрессии необходимость зарабатывать деньги. У меня не было возможности лежать на кровати или не выходить на улицу. Как бы ни было тяжело, надо было вставать и идти что-то делать. Депрессия — это сбой в функционировании организма, поэтому так важно заставлять себя делать скучные обычные вещи, из которых складывается повседневная жизнь: соблюдать режим, ложиться в нормальное время спать, умываться, чистить зубы, одеваться в чистое, есть, выходить на улицу, взаимодействовать с людьми. Мне очень-очень помогли занятия балетом. Это было так трудно, что забывалась душевная боль. Поэтому физическая нагрузка — это маст хэв.
Какое соотношение в музыкальном образовании педагогов религиозных и атеистов?
Никогда не думала об этом. Навскидку — 40% верующих и 60% атеистов. Но у меня не чистые данные, всё-таки в Московской консерватории есть кафедра церковной музыки, это влияет на статистику.
Мне хотелось бы узнать, какую роль религия играет в вашей жизни и в воспитании детей? Воспитываете ли вы их христианами? Отличаются ли религиозные взгляды у вас и у вашего мужа?
Я не воспитываю детей в вере. Мне кажется, это очень сложная тема, я не могу про неё детям рассказывать, например, как в Детской Библии. Но я хочу, чтобы мои дети росли культурными и образованными людьми, а знания о христианстве входят в образовательный канон. Поэтому, когда я заметила, что моя пятилетняя дочка путает ангелов и гномов, мы купили красивую Библию для детей, просто чтобы они были в курсе сюжета. Я не говорю им, что есть Бог. Я стараюсь это так формулировать: есть люди, которые верят в Бога и которые не верят. У моей старшей, шестилетней дочки у самой достаточно идей о трансцендентном, я её высказывания в дневник записываю. Ну и если она меня спрашивает, рассказываю ей о своём опыте, о сомнениях и мыслях. Мне с ней интересно философствовать вместе.
Как-то я спросила у дочери, хочет ли она креститься. Пока не хочет.
Муж вырос в католической церкви, но он немного раздолбай по характеру, поэтому ему это всё не близко. Повзрослев, он вышел из церкви, потому что не хотел платить церковный налог. Мы поженились просто в загсе. Его мировоззрение я бы описала как пантеизм. Когда я купила Детскую Библию, он слегка напрягся. Но я объяснила, что не собираюсь индоктринировать детей, и он успокоился. Согласился с идеей, что христианство — всё-таки часть мировой культуры.
Что вы увидели, что вас так потрясло, когда вы были певчей в храме? И особенно интересна разница в отношении к женщине в православной и католической церкви.
Я десять лет работала в православной церкви. Я видела абсолютно неверующих священников, которые изменяют жёнам, и все знают, кто их любовницы. Или епископов, которые окружают себя красивыми молодыми людьми, и тоже всем понятно почему. Это абсолютно открыто и нагло делается. Ну про алчность и стремление к власти я и не говорю, об этом много информации. То есть в церкви и у церковных людей есть все обычные человеческие пороки и слабости. Много цинизма. И в то же время я встречала людей, которых, наверное, можно назвать святыми. И у меня был какой-то трансцендентный опыт, который сложно забыть. Ну мы, музыканты, люди в целом очень впечатлительные, можно сказать, что это наше профессиональное качество.
Ещё назову одну вопиющую вещь, которая меня по-прежнему возмущает до глубины души: ставка певчей официально меньше ставки певчего. То есть мужчинам открыто больше платят, аргументируют это половой принадлежностью, и больше ничем. Женщине за службу заплатят 700 рублей, а мужчине, который рядом с ней стоит, 1000.
Меня удручает то, что в РПЦ женщинам не доверяется решение никаких важных вопросов. Женщина занимается только семьёй. Я была прихожанкой церкви, уже выступая, играя концерты, ездя на международные конкурсы. А священники мне частенько говорили, что концерты — это хорошо, но вот выйдешь замуж, родишь детей, и это станет самым главным. Мне это не было близко и всегда вызывало протест.
В церкви много мужчин с жаждой власти. Это такое мужское свойство, а церковь — очень патриархальная институция. В протестантизме, например, сейчас стараются отойти от этого, появляются женские голоса и женская трактовка веры и Библии. Я в прошлом семестре в хохшуле познакомилась с протестантской феминистической мыслью, поэтому для меня феминизм и христианство не взаимоисключающие вещи.
О феминизме и христианстве
В органной магистратуре в Цюрихском университете есть предмет «Основы богословия». Я собиралась просто его формально отходить, сдать экзамен и забыть, ничего особо интересного я не ожидала. Но его вела протестантская священница, тоже Таня, моя тёзка, которая училась и долгое время жила в Америке. И мы весь семестр изучали в основном женскую богословскую мысль. Женщины и мужчины были в соотношении где-то 90:10. Я-то была уверена, что мы каких-то старых авторов будем проходить. А оказалось, что в последние лет сорок появилось много интересных теологинь со своим взглядом на христианство, и не только в Европе или Америке: мы также читали тексты азиатских и африканских авторок. Это было захватывающе интересно и очень неформально. В Швейцарии с 1985 года выходит феминистская теологическая газета FAMA. То есть женщины всё чаще высказываются на тему религии, принимают участие во всяких форумах и получают всё больше влияния в этой изначально чисто мужской области. Но это католички и протестантки.
В качестве примера: в последнее время ведутся дискуссии на тему того, что вообще-то у Бога нет пола. Это означает, что Бога Отца можно и Богиней Матерью называть, а на иврите Святой Дух всегда был женского рода. И даже сочинили новое песнопение на немецком, которое поют и в католической, и в протестантской церквях, где к Святому Духу обращаются как к матери и как к сестре (Mutter Geist, Schwester Geist).
Как ваша религия вписывается в реалии XXI века?
Плоховато вписывается пока, в том числе потому, что подавляющее большинство решений принимают мужчины. Хотя подвижки тоже есть, особенно у протестантов: признание гомосексуальных пар, появление священниц, экуменизм опять же.
Как (и ради чего) вам удаётся фильтровать мизогинные составляющие любой религии?
Я не фильтрую мизогинную составляющую, я критически отношусь к религии и к церкви. Вообще, если Бог дал мозги, ими надо пользоваться. Я стараюсь это делать. Мне кажется, сохранение критического взгляда на религию — это наш долг как разумных существ. Всё это безусловное подчинение авторитетам — в прошлом, пусть даже многих церковных начальников это расстраивает. При этом должна сказать, что в Евангелиях, самых важных текстах христианства, я не вижу мизогинии. Думаю, в учении Христа её нет. В своё время Евангелия были прочитаны соответственно тогдашнему уровню развития общества. Значит, задача современного христианства — прочесть их заново.
Как может феминистка разделять религиозные взгляды, где женщину даже за человека, равного мужчине, не считают? Где она из тела мужчины. Где она вторична. Где она на уровне раба и имущества.
Всё зависит от трактовки. Есть толкования этого отрывка из Библии о создании человека, где говорится о том, что женщина — это более совершенное создание, потому что она создана из части человека, а не из праха. Ребёнок тоже из тела матери, но это же не значит, что он вторичен.
Как понять, действительно ли стоит отдавать ребёнка в музыкальную школу?
Я считаю, что процент детей, которых НЕ СТОИТ отдавать в музыкальную школу, ничтожно мал. Главное — найти хорошую преподавательницу, которая не занимается самореализацией за счёт детей, а передаёт им любовь к музыке и открывает им мир искусства. Если вам говорят, что ребёнок неспособный, — бегите. Дмитрия Шостаковича как раз на этом основании не взяли в музыкальную школу, это просто смешно. Хорошая преподавательница может прекрасно заниматься с ребёнком любой степени одарённости. В юности я несколько лет преподавала фортепиано и работала концертмейстером в музыкальной школе и почти не встречала совсем неспособных детей, у которых отсутствует слух. Музыкой заниматься можно с любым ребёнком, это благотворно сказывается на его развитии и, кстати, на успехах в школе. Просто это очень трудно: преподавать детям. Это в основном женская работа и, соответственно, не слишком хорошо оплачиваемая. К тому же у нас в стране принято делать упор на выращивании гениев, а не на поддержке любительского музицирования. Но в целом в России очень хорошее музыкальное образование, надо этим пользоваться.
Кстати, очень полезен хор, не только детям, вообще в любом возрасте. Это музицирование в сочетании с социализацией, в Швейцарии любительское хоровое пение очень распространено и находится на очень высоком уровне, такое коллективное музицирование близко их менталитету. Пение в хоре — это вещь. В России, кажется, не так много любительских хоров, в основном профессиональные.
Если ваш вопрос подразумевал серьёзные занятия музыкой, то тут главный показатель — желание ребёнка, страсть к музыке. Это сложно не заметить.
Музыкальное образование в России и сравнение его со швейцарским
В Швейцарии нет профессионального музобразования со школьного возраста. Дети, желающие стать музыкантами, учатся в гимназии до 18—19 лет, получают наравне со всеми аттестат зрелости и потом поступают в хохшуле, Высшую школу музыки или в университет. Но из-за того, что самые важные для развития техники музыканта годы они провели за математикой, историей и иностранными языками (что само по себе неплохо), их уровня часто не хватает для поступления в музыкальный вуз. Поэтому они идут в Precollege, проводят там один-два года и потом уже поступают в вуз. То есть швейцарцы в целом намного лучше образованны, чем, к примеру, студенты из Восточной Европы, они говорят на трёх-четырёх языках, знают математику, историю, географию, но в специальных муздисциплинах отстают. Причина в том, что в музыкальном исполнительском искусстве есть спортивный элемент. Поэтому так важно много заниматься в подростковом возрасте. Если не поиграть достаточно этюдов Черни, Шопена, Листа, то в 19—20 лет это нагнать уже невозможно: организм вырос и почти сформировался. На международных исполнительских конкурсах швейцарцев почти нет. А на дирижёрских, кстати, они неплохо выступают.
И ещё здесь сильно классовое расслоение. Классическая музыка здесь — очень элитарный вид искусства. Ею интересуются только хорошо образованные состоятельные люди.
О воспитании билингвов
В эмиграции очень сложно растить двуязычного ребёнка и поддерживать язык, на котором не говорят в стране! Я придерживаюсь правила «один язык — один родитель». То есть я с детьми всегда, вообще всегда говорю на русском языке. Даже если мы в компании и все говорят по-немецки. В этом случае я просто дублирую по-немецки то, что сказала детям по-русски. Я настолько к этому привыкла, что, познакомившись со швейцаркой, которую зовут так же, как мою дочь, я постоянно с ней заговаривала по-русски, просто автоматически, как только произносила её имя.
Я никогда не заставляю ребёнка отвечать мне по-русски. Мне кажется, это слишком большая нагрузка, мне не хочется, чтобы русский язык ассоциировался у детей с чем-то негативным. Пока он ассоциируется у них с мамой, музыкой, сказками и бесконечными колыбельными на ночь. Кстати, русский алфавит дочь быстро освоила, какое-то время путала буквы, но потом всё встало на свои места.
У детей-билингвов может быть задержка речи, просто им больше информации приходится обработать, прежде чем заговорить. И всё же я всегда за консультацию со специалисткой, как только возникает малейшее сомнение. Мы консультировались с прекрасной нейрологопедкой Алёной Маховой, у неё есть телеграм-канал, и она консультирует онлайн. Нам её консультация очень помогла.
Самое важное, что я за эти годы поняла: конечно, одного родителя недостаточно для полноценного овладения языком. Необходимо создавать языковую среду, будь то русская школа (бывают неплохие) или встречи с русскоязычными друзьями. Нужно создавать или находить для ребёнка ситуации, в которых он регулярно говорит по-русски.
Неожиданной проблемой оказалось то, что я сама чувствую, что забываю русский язык. Мне кажется, я уже не владею им в той мере, как много лет назад в России. Писала эти ответы и не могла с первого раза написать слово «стремящееся», сделала три ошибки. В конце концов написала, но пришлось как бы доставать его из глубин памяти. Очень жалко, но это плата за интеграцию и за совершенствование иностранного языка. Плюс в последние годы из-за появления детей я меньше читала. Недавно я перевезла к себе семейную библиотеку и снова начала читать много художественной литературы на русском. Это очень важно для поддержания языка. Ну и ведение дневника, привычка записывать и формулировать мысли.
Неплохо бы нам, русскоязычным эмигранткам, объединяться и организовывать такие островки русского языка, возможность общения на нём для наших детей. Необязательно школы, это может быть просто общение в удовольствие, без образовательного элемента.
Как вписать изучение языка в жизнь с работой и детьми?
Это очень сложно. Когда ребёнок совсем маленький — это, наверное, невозможно. Я сдавала один экзамен, будучи беременной, второй — уже с трёхлетней дочкой. С одной стороны, мне повезло: я учила язык, так сказать, на подушке. Немецкий стал в какой-то степени моим вторым языком, ведь на нём говорят у меня дома. Поэтому мне по-немецки легче говорить, чем по-английски, по-немецки я не комплексую вообще. С другой стороны, мне нужно было быстро выучить язык, потому что, приехав в Швейцарию, я знала ауфвидерзейн, гитлер капут и хэндэ хох.
Я не доверяю обычным курсам. На мой взгляд, они неэффективные. И всё же совсем самостоятельно тоже всё не выучишь. Поэтому я прошла сначала начальный уровень на интенсивном курсе, а потом записалась на экзамен B2. Занималась онлайн с педагогом и сказала ей, что хочу интенсивно готовиться к экзамену. Через несколько лет я сдала C1, с той же преподавательницей. Кажется, я её нашла через школу Глаша.
Что я точно не советую — это приложения для изучения языка. Язык не учится, это просто залипание в телефон. И в приложениях есть ошибки. Если нет возможности брать частные уроки, я бы посоветовала искать хороший учебник, хорошие ресурсы, читать по системе Ильи Франкла, искать тандем для тренировки устной речи и вести дневник на иностранном языке. Дневник помогает накапливать ваш личный словарь, образ жизни на иностранном языке, это придаёт уверенности.
Вообще сейчас появилось так много классных онлайн-школ, наверняка можно что-то подходящее найти. По английскому, например, Virginia Beowulf.
Очень важно погружение в язык: создание языковой среды. Нужно искать доступную вам прессу на языке, смотреть видео, слушать подкасты, создавать языковой фон. Не бояться и не расстраиваться от того, что не всё понимаете. И каждый день понемногу это делать, по чуть-чуть. У меня было время, когда я вообще не могла делать домашние задания. Просто не было ни сил, ни времени. В условленное время я включала скайп и начинался урок. И всё равно как-то мы подготовились, я сдала оба экзамена.
С уровня C1 уже можно читать обычные газеты, комментарии, книги. Я записываю новые слова в заметки на телефоне и просматриваю их. На это как раз хватает полторы-две минуты.
Есть ли какие-то лайфхаки, которыми хотелось бы поделиться?
Для женщины с высшим образованием самое главное — достичь уровня С1 в иностранном языке. Это примерно тот уровень словарного запаса и манеры выражаться, который характеризует человека с в/о. Именно он требуется для поступления в университет. Пока мы до этого уровня не дошли, нас автоматически будут воспринимать как людей статусом пониже. Как только я получила сертификат Гёте-института C1, я почувствовала, что отношение людей ко мне изменилось. Я стала по-другому выражать мысли. К тому же после экзамена появляется уверенность. Так что я за экзамены.
Не бояться ставить себе дедлайны, регистрироваться на экзамены и готовиться к ним. Требовать от себя много и знать, что ты способна на большее.
***
Вторая часть ответов Татьяны будет опубликована завтра, 21 сентября.