В начале сентября в России издали настольную игру «Кромешная Тьма: Преисподняя» – один из самых популярных современных данжен-кроулеров. Это вторая часть серии, в которой авторы попытались исправить все недостатки оригинала: внезапные скачки сложности, затянутость и плохой баланс. В этом материале наши впечатления от новой «Кромешной тьмы», а также главного дополнения для нее – сюжетной кампании «Падшие небожители».
Компания CMON, выпустившая «Кромешную тьму», известна по всему миру прежде всего «Зомбицидом». Это популярная настольная серия, в которой герои сражаются с ожившими мертвецами в разных сеттингах: в наши дни, в эпоху Средневековья, на Диком Западе и так далее. Игры популярны из-за своего простого и понятного геймплея, а также очень высокого качества компонентов. В комплекте с каждой игрой идет около сотни детализированных миниатюр, а большую коробку с ярким комиксным артом видно издалека. Мы уже делились впечатлениями от второй редакции «Зомбицида».
Успехи франшизы позволили CMON стать одним из главных издателей данжен-кроулеров и развивать другие игры в жанре. Например, эта же компания выпустила «Ктулху: Смерть может умереть» – еще один хит, который уже несколько лет подряд держится в топ-100 лучших настольных игр. Если большинство игр с монстрами Лавкрафта объединены детективными механиками, то игра CMON концентрируется на сражениях и уничтожении культистов, монстров и даже древних богов.
«Кромешная тьма: Преисподняя» – попытка если не переосмыслить жанр, то выпустить универсальную CMON-игру, сочетающую лучшие идеи предшественников. Новинка похожа на продвинутую, более глубокую версию «Зомбицида» с некоторыми идеями из «Ктулху: Смерть может умереть». При этом авторы пытались не переусложнить игру: именно за простые правила, быструю подготовку и динамичный геймплей фанаты любят другие хиты компании.
В «Кромешной тьме» игроки берут на себя роли Светоносных — избранных героев, обученных бороться с Тьмой. Это магическая сущность, которая пытается превратить мир в подобие ада, а помогают ей в этом различные монстры. Однако персонажи уже понимают, как действует Тьма, поэтому умеют использовать ее в своих целях: например, черпать силу и использовать мощные способности. Всего в базовой игре 10 самостоятельных сценариев, и в каждом из них герои должны отправиться в новое подземелье и остановить распространение зла.
Как и в случае с «Зомбицидом», от «Кромешной тьмы» не стоит ждать какого-то серьезного нарратива. Вся партия – большое экшен-приключение, в котором герои разделываются с противниками, словно в какой-нибудь Diablo. Читать сюжетные главы, принимать решения или отвлекаться на цифровое приложение не надо – только бросать кубики, зачищать комнаты, становиться сильнее и встречать более мощных врагов.
Основами геймплея «Кромешная тьма» тоже очень напоминает «Зомбицид». В начале партии игроки выбирают сценарий, героев, берут стартовые вещи, составляют карту подземелья из специальных тайлов и начинают приключение. Под землей предстоит убивать монстров, собирать лут и прокачиваться, пытаясь выполнить цель миссии. В некоторых случаях придется биться с вожаком – финальным боссом, который отличается особой стойкостью и мощными атаками.
Каждый игровой раунд делится на четыре фазы. В первой герои могут совершить до трех действий: переместиться, атаковать, обменяться предметами, открыть дверь и узнать содержимое новой комнаты, применить способность и так далее. Во второй фазе действуют монстры – перемещаются или атакуют. В третьей фазе герои прокачиваются и открывают новые умения, а в четвертой действует Тьма, вызывая новых чудовищ.
Главная фишка «Кромешной тьмы» – шесть уникальных классов героев, каждый со своим набором компонентов и геймплейными механиками. Формально персонажи отличались друг от друга и в «Зомбициде», и в «Ктулху», но эти различия были минимальными. В новой игре все серьезнее: герои действительно действуют по-разному.
Следопыт, например, пытается достичь совершенства в обращении с луком. Для этого игрок достает карты из колоды стрел, испытывая судьбу и решая, когда остановиться. Оптимальное комбо позволит нанести хороший или даже мощный выстрел, но если переборщить с добором, атака сорвется. Шаман конвертирует магию в силу стихий на специальном планшете, умеет вызывать огненных и ледяных духов и делать мощнее чужие способности.
Паладин освящает целые комнаты подземелья, давая напарникам различные усиления, а берсерк копит ярость, которую может потратить на особо мощные приемы. Кроме того, этот герой способен менять боевые стойки, повышая свою атаку, защиту или мобильность. Плут тянет из специального мешка жетоны воровских инструментов, а потом применяет их бонусы во время действий. Для волшебника вообще надо собрать круглый крутящийся амулет, который показывает «остывающие» и готовые к применению заклинания.
Несмотря на такое разнообразие механик, все они укладываются в довольно простой основной геймплей. Поэтому переключаться между классами несложно, и по этой же причине игру легко объяснять новичкам: ты умеешь делать это и это, а ты – вот так. Шесть героев позволяют много экспериментировать и пробовать разные сочетания персонажей, а реиграбельность возрастает в разы. Даже прохождение одного сценария парами разных героев ощущается иначе.
Персонажей можно прокачивать и строить некоторое подобие билдов. Очень богатых возможностей на уровне видеоигр ждать не стоит, но как минимум две ветки прокачки у героев есть. В зависимости от приобретенных навыков они могут, например, лучше лечить союзников или сделать упор на более мощные атаки. «Сломать» героя при развитии не получится: прокачка сохраняется только до конца сценария, а персонаж всегда начинает партию с первого уровня. Поэтому можно легко экспериментировать и тестировать разные билды.
Еще одна сильная сторона игры – разнообразие врагов. Настольные данжен-кроулеры очень часто грешат тем, что предлагают постоянно сражаться с 2-3 видами противников, а минимальное разнообразие достигается с помощью покупки дополнений. В «Кромешной тьме» все значительно лучше: уже в базовой игре есть три типа врагов, которые делятся на подтипы. Только обычных отрядов, с которыми придется встречаться чаще всего, тут сразу восемь. А еще есть несколько бродячих монстров (сильные враги, которые ходят по подземельям в одиночку) и боссов – и все со своим набором умений.
Враги получились интересными, особенно это касается бродячих чудовищ. Андра, например, постоянно телепортируется: атакует самого слабого персонажа, а потом пропадает. Упырь жрет своих приспешников, восполняя здоровье, а повелитель инкубов терпеть не может свет, поэтому постоянно пытается сбежать в темные зоны.
Кроме того, монстры используют отдельную колоду случайных предметов для собственного усиления, что делает битвы еще разнообразнее. Одна группа скелетов может сражаться огромными двуручными мечами, другая – арбалетами, третья – луками и так далее. Все это влияет на позиционирование в битвах: даже один вид врагов в разных партиях может то больно бить издалека, то навязывать ближний бой.
По теме:
Победы над монстрами позволяют получить новый лут, и охота за ним в «Кромешной тьме» – такое же веселое занятие, как в той же Diablo. Предметов масса: всевозможные зелья, свитки, кольца, доспехи, щиты, разны виды оружия – и карты в колодах практически не повторяются. Более того, лут делится на категории редкости: обычный, редкий и эпический. Чем сильнее становятся герои, тем более мощные монстры им встречаются и тем более ценные награды выпадают с этих монстров.
Комнаты в подземельях делятся на два типа – освещенные и окутанные Тьмой. С одной стороны, монстры предпочитают мрак, потому что он иногда может их усилить, а свет – навредить. С другой стороны, персонажи в темных комнатах кидают дополнительный кубик, который может активировать их особую способность. Получается интересная динамика: рисковать и воевать в тени, надеясь на усиление, или держаться более безопасных светлых комнат.
Но и это не все – каждая открытая дверь в подземелье активирует случайный эффект. Для этого игроки открывают верхнюю карту из специальной колоды и узнают, что судьба приготовила им на этот раз. Герои могут внезапно почувствовать воодушевление и получить дополнительный ход или найти источник маны и подзарядиться от него. Бывают и менее приятные открытия: скажем, вражеская казарма с удивленными монстрами или ритуальная комната, где как раз вызвали мощного врага.
Все эти механики создают очень затягивающую геймплейную петлю. Она прекрасно работала и в «Зомбициде», однако «Кромешная тьма» добавляет много маленьких, но не усложняющих геймплей нюансов. Игра остается «кубометом»: кидать кости тут надо постоянно, а удача часто может повлиять на исход любой битвы. Но разное сочетание героев, монстров, их оружия, лута, дверей и боевых ситуаций в свете и тьме создает намного больше уникальных ситуаций. Если вам понравился «Зомбицид», но хотелось больше простора для тактики и реиграбельности, на «Кромешную тьму» точно стоит обратить внимание.
Как и у других игр CMON, у новинки высочайший уровень производства. Пластиковые планшеты персонажей, плотные карты, почти 70 детализированных миниатюр, жетоны из хорошего картона – в общем, качество на высоте. Но стоит учитывать, что все это добро надо где-то хранить. «Кромешная тьма» поставляется в огромной коробке, которая занимает много места – даже больше, чем монструозный «Зомбицид».
В России новинку выпустили с целой линейкой дополнений. Большинство добавляют врагов и персонажей: например, игроки могут взять под контроль бардов, умельцев, монахов и некромантов. А сражаться можно с гарпиями, темными пикси, ожившими статуями, теневыми демонами и другими чудовищами. Эти коробки – отличная возможность сделать «Кромешную тьму» реиграбельнее и при этом не разориться.
Самое большое дополнение – «Падшие небожители». Оно добавляет в игру режим кампании из 14 приключений, связанных общим сюжетом. Увидеть весь контент за раз не получится: одно прохождение открывает примерно половину контента, а всего тут три возможные концовки, зависящие от решений участников. При этом текста все равно мало, так что «сюжетной» кампанию можно назвать лишь условно. В нескольких строках текста героям просто объясняют, зачем им надо идти в следующее подземелье.
В первую очередь «Падшие небожители» интересны не сценарием, а новыми геймплейными решениями и более продвинутой прокачкой. Например, в игре появляется город-хаб, в который можно попасть после зачистки подземелья. Там герои могут тратить специальную валюту в обмен на оружие, зелья, крафт предметов и различные бонусы.
Город – это не просто контент ради контента, а способ тщательнее спланировать развитие героя. В рамках кампании игроки получат возможность прокачать персонажа не до пятого, а аж до 10 уровня, и открыть новые способности. С врагов можно выбить самые мощные предметы – легендарной редкости, а также собрать специальные комплекты снаряжения, дающие дополнительные бонусы. Появились новые кубики (более сильная атака и защита), однако и враги теперь могут стать круче и пользоваться самым опасным оружием. Всех чудовищ можно добавить в любое приключение из базы – никаких ограничений.
В рамках кампании игроки также получат достижения и особые карты, которые связаны с сюжетом. Это могут быть спутники, особые эффекты, новые заклинания и многое другое. По ходу развития сюжета меняется даже сам город и эффекты его районов, однако спойлерить их я не буду.
«Падшие небожители» – отличный способ расширить «Кромешную тьму», если вам понравилась базовая версия. 14 новых сценариев и повышение максимального уровня персонажа освежают игру, дают больше возможностей для тестирования билдов и повышают реиграбельность. При этом режим кампании совсем не напряжный: запоминать перипетии сюжета или искать постоянную группу для прохождения не придется. Во многие сценарии можно заскочить группой новичков даже без серьезного опыта в настолки – это огромный плюс.
Что касается спорных моментов, то и базовой версии, и «Падшим небожителям» не хватает разнообразия в сценариях. Миссии очень похожи, и большую часть времени герои просто крошат монстров и собирают лут (пускай это и обусловлено особенностями жанра). Не стоит ждать разнообразных тактических задач или эпичных сражений, где надо тщательно продумывать ходы. Новинка CMON – прежде всего игра для более казуальной аудитории, которая хочет быстро разложить партию и весело провести 1,5-2 часа, а не разбираться в сложных правилах. По этой же причине хардкорным настольщикам может не понравиться обилие кубиков и влияние рандома.
Пластиковый контейнер для миниатюр тоже расстраивает. Это беда всех игр CMON: его очень неудобно возвращать в коробку, а неосторожное обращение может повредить ее края. Учитывая премиальное качество всех компонентов, делать этого не хочется. Но западный издатель упорно игнорирует жалобы и продолжает использовать это спорное решение.
«Кромешная Тьма: Преисподняя» – отличное развитие идей первой части, «Зомбицида» и «Ктулху: Смерть может умереть». Благодаря шести разным классам настолка получилась более реиграбельной, но сохранила геймплейную простоту и изящность. А модульные расширения позволяют игрокам самим выбирать, какой аспект расширить: добавить новых врагов, персонажей или сюжетную кампанию.