Психологические тесты – достаточно распространенный и удобный инструмент, используемый профессионалами как психологической сферы, так и социальной, экономической.
Они могут быть полезны в измерении и анализе различных психологических аспектов.
Любой психологический тест должен обладать тремя характеристиками:
1. Валидность: тест в действительности измеряет ту характеристику, для которой он предназначен.
2. Надёжность: тест даёт аналогичный результат при повторном измерении.
3. Стандартность: результаты теста соответствуют закону нормального распределения или социокультурной норме.
Группы тестов
По Розенцвейгу тесты делятся на три группы:
- Субъективные: испытуемый сам наблюдает за собой как за объектом (например, опросники и автобиографии)
- Объективные: ведется наблюдение за внешним поведением
- Проективные: анализ реакций испытуемого на личностно-нейтральный материал
Тесты – инструмент специалистов
Однако, как и с любым инструментом, работу с тестами лучше доверить специалистам.
Безусловно, тесты привлекательны не только для профессионалов, но и для обывателей – находясь в общем доступе, они легко выдают информацию об интересующих психологических аспектах личности. Но не стоит забывать, что даже такой удобный инструмент не может заменить психолога и его помощь.
Для получения корректных результатов интерпретация должна осуществляться специалистом, имеющим соответствующее образование.
Тесты – разработанный специалистами материал, результат использования которого верно и всестороннее расшифровать могут только специально обученные люди.
Почему не стоит доверять результатам тестов без мнения специалиста?
Опасность использования тестов для исследования самого себя без профессиональной подготовки заключается в:
- невозможности раскрыть индивидуальность человека: ни один тест не сможет сделать правильное полное заключение, для этого необходимо использовать дополнительные методы исследования
- сложности расшифровки: тесты содержат множество шкал и результатов, верно расшифровать которые сможет только специалист, а обыватель может увериться в неправдивой информации
- неверных выводах: обыватель может получить искаженное представление об изучаемом предмете в силу недостатка знаний для интерпретации результатов
Помимо этого, тесты могут иметь разные ограничения в использовании, связанные с возрастом испытуемого, наличием у него определенных заболеваний или других особенностей.
Тесты – не единственный метод исследования. В психологии применяются и другие инструменты, и только при комплексном подходе возможна качественная психологическая диагностика.