Все мы родом из детства. И, конечно, помним свои любимые игрушки. Жаль, что многие современные дети, освоившие гаджеты раньше букваря, скорее всего, будут лишены такого удовольствия. Наши машинки, мишки и куклы хранились в семьях долгое время как память о самых безмятежных годах жизни.
Куклы. О, это целый маленький мир! Как хорошо, что в нашей сумасшедшей, зачастую – агрессивной жизни есть люди, которые сохраняют знаковые предметы нашего прошлого, дают возможность ненадолго вернуться в детство.
Итак, героиня моего рассказа – главный редактор ведомственной газеты УМВД России по Брянской области Ирина Чернявская, лауреат IV Всероссийского конкурса «Щит и перо» – коллекционер и реставратор кукол, в активе которой уже две персональных выставки.
Мы беседуем в редакции газеты «По горячим следам», и кроме нас в разговоре негласно принимают участие и экспонаты коллекции моей героини – куклы, куколки, пупсы.
Естественно, что первый мой вопрос вполне предсказуем.
– Ирина, корни такого необычного увлечения у вас – из детства?
– Не совсем. Из своего советского детства (я родом из Калининградской области) я помню только немецкую куклу, которую маме подарили на свадьбу. Все мои ангины она была со мной. Когда я болела, куклу доставали со стенки и давали мне поиграть. Я выздоравливала, кукла возвращалась на неприступную высоту. Это уберегло ее от неумолимого времени и от меня. В шесть лет мне подарили куклу, чем-то похожую на эту, она была такая же большая, длинноволосая, но… Когда поднималась температура, я просила все-таки заветную куклу со шкафа.
Окончив общеобразовательную, и с отличием – художественную школы в начале 90-х годов, и собравшись продолжить далее художественное образование, решилась на переезд в Брянск, художественное училище которого имело репутацию хорошей школы живописи.
Жизнь сложилась так, что мой дальнейший путь привел меня в журналистику. Со временем я перестала рисовать даже для себя. Но привычка что-то мастерить руками не давала покоя, пока лет десять назад (на момент написания материала - примеч. автора) не появились в моей жизни куклы. В моем случае это оказалась еще и их реставрация.
А начало этому не совсем обычному увлечению положила немецкая фарфоровая куколка, купленная на блошином рынке моего родного города Советска, куда я приехала в отпуск.
Нужно сказать, что в Калининградской области – бывшей Восточной Пруссии – по сей день сохраняется некое смешение культур, местные легенды, географические особенности. А еще – здешние города славятся маленькими антикварными магазинчиками, блошиными рынками, лавочками, где до недавнего времени можно было за символическую цену приобрести уникальные вещи.
Однажды на прилавке с английской посудой мое внимание привлекли куклы с нежными фарфоровыми лицами. Но, когда я приобрела одну из них, мне пришлось сшить для нее новое платье, заново завить локоны, бережно подправить реснички. В результате получился фарфоровый ангел. И я поняла, что куклы тоже хотят, чтобы их любили и о них заботились, тогда в них просыпается душа и они не чувствуют себя ненужными. Как люди...
Постепенно втянулась в процесс реставрации кукол. Это научило меня освоению смежных навыков по шитью, вязанию и конструированию выкроек.
Начала интересоваться историей игрушки, общаться с единомышленниками, искать интересных мне кукол у себя в регионе. Я собираю кукол больше десяти лет (на момент написания материала - примеч. автора), но только сейчас, пожалуй, могу назвать себя коллекционером.
– Ирина, а сколько экземпляров в настоящее время насчитывает ваша коллекция?
– Она не столь объемна, но, тем не менее, приходится ее систематизировать. Есть куклы антикварные, но их много быть не может по определению. Советские новогодние игрушки – затрудняюсь назвать точную цифру, она будет значительна, так как эта «глава» моей коллекции занимает пять коробок.
Точно могу сказать сколько у меня кукол СССР – 52. Кстати, для меня не столь ценно покупать винтажных кукол на аукционе, сколько находить и спасать их – тех, кого еще можно спасти, – у горожан, которые еще каким-то чудом не выбросили их. А найти и реставрировать можно практически всегда – было бы желание и соответствующие материалы под рукой.
– Это суть следующего вопроса. Для реставрационных работ используются какие-то особенные материалы?
– Основные материалы, из которых изготавливались советские куколки: целлулоид, папье-маше, прессованные опилки, пластмасса. А реставрация требует знания свойств всех названных материалов. Главные правила – не навреди (обратимость ремонта), не переборщи, не уничтожь. И конечно, использование в ремонте надлежащих материалов. Проще всего об этом рассказать на примере кукольных париков. Нельзя приклеивать парик стойким водонерастворимым клеем. Идеальный клей – столярный, он на натуральной основе, размывается водой и не оставляет следов. Также широко применяется в ремонте неводостойкий ПВА, то есть ремонт с ПВА обратим, что нам и надо.
Что же касается средств и инструментов то, как ни странно, подходят инструменты и материалы, используемые автомобилистами и стоматологами. Например, средства для полировки фар – для шлифовки пластмассы. Для работы, требующей ювелирной точности, у меня всегда под рукой металлический стоматологический штопфер-гладилка.
Для изготовления нарядов приобретаю новые, но стилизованные «под старину» ткани, разыскиваю и покупаю винтажное кружево и тесьму.
Особенно внимательно нужно относиться к реставрации париков моих барышень. В кукольном производстве СССР использовалась грежа – натуральный шелк-сырец. И сегодня шелковое волокно можно приобрести через специализированные интернет-сайты. Понятное дело, стоимость натурального шелка никогда не была низкой.
Можно обойтись более бюджетным вариантом – волосами из сантехнической льняной пакли, соответствующим образом обработанной и отбеленной. Но этот вариант не аутентичен.
Короче говоря, реставрация кукол – дело недешевое...
И еще один нюанс. В настоящее время кукольная промышленность в нашей стране практически перестала существовать. Львиную долю всех игрушек привозят из Китая. Между тем, к производству детской игрушки во все времена подходили очень основательно. Например, в XIX веке в Европе для скульптурирования тех же головок фарфоровых кукол привлекались лучшие художники. В бывшем Советском Союзе в области игрушки также творили настоящие мастера.
Реставрация винтажных и старинных игрушек, находящаяся на уровне хобби в нашей стране, в других странах возведена в отдельную ремесленную отрасль на профессиональной основе с сетью специализированных магазинчиков и кукольных клиник.
Приятно сознавать, как много единомышленников в разных городах нашей страны. Общаемся на «кукольных» сайтах, обмениваемся – кукольными глазами, ресницами, ногами, руками. Это у нас называется донорством.
Например, в Иваново реставрирует кукол и возрождает забытое производство кукол из прессованных опилок мастер своего дела – Олег Маров. В конце 90-х годов он работал на Ивановской фабрике игрушек. Полученные на этом предприятии навыки и умения он успешно применяет сейчас в процессе изготовления и восстановления кукол. Сейчас у него своя мастерская. О его профессионализме свидетельствует тот факт, что некоторые образцы творчества Олега Марова находятся во владении у публичных персон. Так, несколько лет назад двух его кукол – чайниц – купил президент страны Владимир Путин, который отметил, что редко теперь увидишь русскую индивидуальность в сувенирах.
– Ирина, не могу не задать еще один вопрос. Вы – мама очаровательной девочки Маши, которую, наверняка, радует мамино хобби. Дочка играет в куклы?
– Конечно, Маша очень способствует развитию моего увлечения. Ей нравится наблюдать за процессом восстановления. Несмотря на то, что ей всего пять лет (на момент написания материала - примеч. автора), она уже пробует шить одежки для Барби. И при этом она с удовольствием играет с пластмассовыми советскими куклами, говорит, что «они похожи на маленьких девочек».
– Ирина, могут ли наши читатели принять участие в пополнении и расширении вашей коллекции?
– Конечно. Хочу обратиться ко всем людям, которых заинтересует этот материал. Не спешите выбрасывать старую куклу, игрушку, плюшевого медведя. Сделайте маленькое доброе дело – подарите своей игрушке новую жизнь. Кроме того, я пишу и собираю коротенькие рассказы – истории появления в моей жизни того или иного экспоната. И также буду ждать от наших читателей интересных случаев, фактов и описаний, связанных с их любимыми игрушками.
Завершая беседу с моей героиней, я пообещала Ирине отыскать свою любимую рыжеволосую куклу Катю, а заодно вспомнить что-нибудь из жизни игрушек. Давайте не ждать воплощения детских сказок, давайте дарить их сами!
Марина Алимова
Фото автора и из личного архива Ирины Чернявской
2016 г.