Строго рассуждая о гедонизме, никак нельзя упускать, мне кажется, то обстоятельство, что и христианство, и мусульманство, и буддизм, …и многие, многие, …и все другие, …и не совсем религии …имеют его своим краеугольным основанием; имеют его, будемте честны, своим, так сказать, базисным «пряником». Ведь призовая приманка, что касается религий и религиозных поклонений, - это часть ТОГО СВЕТА, где «человеку» всегда будет ХОРОШО, где «человек» всегда будет испытывать именно приятные ощущения.
Ведь всегда приманивают чем-то вкусненьким, согласитесь. Разве райская жизнь омрачена чем бы то ни было негативным? Разве это не гедонизм в натуральную величину?
Правда, для теоретической райской жизни, требуется вполне земная плата. По существу, вся земная человеческая жизнь (в аспектах веры) - это входная такса в божье царство, если позволите. Т.е., предлагается «помучиться» несколько времени на Земле, …зато потом - ВЕЧНОЕ БЛОЖЕНСТВО. Математически это можно выразить утверждением, что изъятие любого конечного множества от бесконечности - нисколько не влияет на смысл бесконечности. Конечное множество - это тварное земное существование, бесконечность - рай. …Оцените гипотетическую перспективу!
Спасение? Вы говорите о спасении, а не об удовольствиях?
Помилуйте, здесь что-то неладное с вашей логикой: мне всегда представлялось, что слово «спасение» не предполагает дальнейших мучений и терзаний. Нешто спасение – это что-то совсем неприятное, что совсем нельзя причислить к удовольствию? Нешто спасение - это ВЕЧНЫЙ холод, ВЕЧНЫЙ голод, ВЕЧНЫЕ страданья? Нонсенс, уважаемые.
Правда и то, что никто из людей не сможет Вам ответить: как же всё-таки можно реально организовать такую райскую лафу, когда ВСЕМ (совместно) будет хорошо …и, учтите, каждое мгновенье - ХОРОШО? …
Тем не менее, загробный гедонизм налицо: ХОРОШО – это удовольствие. Ваша правда, не всякое индивидуальное удовольствие почитается общественным мнением, тем не менее, хорошим.
И всё-таки, мне кажется, что оголтелые ревнители всяческих моралей несколько вольно (в виде жупела) толкуют учение гедонизма, как нечто, несомненно, аморальное и эгоистичное. Это вульгаризм. Собственно, таковой подход, противоречит человеческому опыту и является натуральным обманом. Т.е., действительно, если думать только о собственных удовольствиях, действительно - никакого путного общества не получится. В этом разнообразные морализаторы несомненно правы: ничего замечательного кроме насилия мы не получим, двигаясь в этом, указанном высоко и духовными личностями, направлении. …Но, простите, гедонизм, как он записан в анналах, нечего подобного никогда НЕ предлагал и НЕ предлагает. Гедонизм - это, извините, НЕ руководство к уголовному беспределу, это античная мудрость. Посудите сами, если, тем не менее, следовать греческой инструкции и рассматривать гедонизм учением, утверждающим стремление человека к земным радостям (а к чему ещё стремиться человеку? не к мучениям же?) при непременном условии получать их, не входя в противоречие с удовольствиями ДРУГИХ, то - это уже констатация некого идеального и даже райского общежития, а не банальное обжорство с элементарной поножовщиной. Действительно, если индивидуум получает свое удовлетворение именно так, что никоим образом не мешает ДРУГИМ и даже способствует удовольствию других - чего же желать большего? … В чём тогда конфликт человека и общества? В чём конфликт человека с сами собой?
Но это только в теории: на практике - всегда найдётся изрядное число людей - это почти все люди, в тех или иных пропорциях - стремящихся получить своё удовольствие за счёт других. Ситуация отягчается ещё и тем, что наделённые хоть какой-нибудь властью человеческие особи, натурально, при слове «гедонизм» тотчас воображают, образно обобщая, - вино, девочек, баяны в разбросанных (то тут, то сям) бесчисленных банях, где в огромных бассейнах купаются одетые и пьяные сподвижники, которые до этого момента изрядно утомились ездой по встречной солнечной полосе. Почему такое? - трудно сказать, но, следуя Фройду, необходимо предположить - таковы их самые яркие картинки детства и они пытаются воплотить свои «девичьи» грёзы в натуральной действительности.
Кроме того, в реальной жизни присутствует закон сохранения энергии, который печально повествует нам о том, что эта энергия сохраняется и ниоткуда даром не берётся и, следовательно, если у кого-то что-то появилось, то это «что-то» - это результат чего-то труда; …и, если это не ваш личный труд, - тогда этот труд вы попросту присвоили, т.е. - купили, украли. Прелестно!
Т.е., теоретически – оно замечательно! Но! – практически всегда вылезают природные «гадости». И человек, будучи частью природы, несомненно, подвержен и привержен таковым «гадостям».
Экспериментальный тупик?
Ну, зачем же так решительно. Человеческие гадости - это ещё ТА вещь в себе.
Здесь, весьма кстати, можно упомянуть о небезызвестных подопытных мышках с вживлённым в их центр удовольствий электродом, которые-мышки, оказывается, теребят его до полного своего изнеможения и никаким другим соблазнам более не поддаются; …и у меня нет особых сомнений, что и массовый человек поступал бы аналогичным образом, случись оказия.
Таким образом, если представить теперь уже всё человечество, уже получившим такой электрод, то, наверное, это и был бы летальный гедонистический рай? - ни тебе не надо работать, …ни тебе - о чем-либо другом беспокоиться.
К слову, следуя христианским первоисточникам, следует недвусмысленно указать, что ТРУД точно не является христианской добродетелью (возможно, это Вам покажется странным), поскольку за ослушание человек ИЗГОНЯЕТСЯ и НАКАЗЫВАЕТСЯ богом именно добыванием хлеба насущного в поте лица своём, т.е. - работой. НАКАЗЫВАЕТСЯ! - оказывается. Т.е., труд не является христианским удовольствием. Поэтому, не совсем понятно – кто же обязан трудиться на нашей грешной Земле, и как христиане намерены питаться? Как они питались до сих пор?
Вообще же, негативное отношение к чел. удовольствиям, видимо, положено христианством, идущим ещё от иудаизма. Удовольствие как разврат - это типичное христианское понимание. Право же, мне трудно причислять к разврату удовольствия от прочтения книг, учёбы, музыки, любви к своим чадам, лицезрения Природы …и другое …вплоть до самого удовольствия в ТРУДЕ. …Представьте себе, есть такое удовольствие - ТРУД!
Здесь, как нетрудно заметить, я перечислил ряд «тихих» наслаждений, которые вполне способно причислить к гедонистическим радостям жизни и которые не особенно противоречат и мешают другим людям. Таким образом, отнюдь не только электрод способен даровать обоюдное и приятное согласие личности и общества. …И тут гедонизм можно сомкнуть с разумным эгоизмом Чернышевского.
Хотя, возможно, до «тихих» удовольствий требуется некий умственный рост, тогда как «электрод» ничего такого не требует.
Т.е., действительно, если понимать под удовольствиями только - «украл, выпил – в тюрьму», унизил, набил рожу, напакостил соседу, порвал дико женскую юбку, … нарушил всяческие законы с вхождением в должность, сладострастие …и прочее клиническое хамство, …то, непременно, такой «гедонизм» нам не нужен.
Опять кстати, такой (непосредственно перечисленный выше) ряд уже затруднительно отнести к классическому гедонизму, ибо он непосредственно затрагивает чужие интересы, отнюдь, не со стороны обоюдных удовольствий.
Водка, баня, …что-то там еще …и гармошка с рестораном - это не совсем те смысловые ценности, которые следует воспевать, особенно, в русском архетипе, кажется.