Найти тему
Константин Каськаев

Тайско-Бирманская мертвая железная дорога.

Японцы к 1942 году провели свой блицкриг в Юго-Восточной Азии. За полгода они захватили Бирму, Малайзию, Сингапур (Британские колонии), Таиланд (был независимый) , Лаос, Камбоджу, Вьетнам (французские колонии), Индонезию (голландская колония), Филиппины (были зависимой территорией США) + почти все острова в западной части Тихого океана.

Так как японцы планировали наступать из Бирмы на Индию, то им нужно было как-то, кроме как морским путем, перебрасывать туда войска, провиант, оружие и боеприпасы.

Карта дороги.
Карта дороги.

Было приятно решение построить ЖД дорогу из Таиланда в Бирму. При этом она должна была пройти по диким местам с джунглями и горами. К труду планировали привлечь британских, австралийских, американских и голландских военнопленных захваченных в бывших колониях (всего около 70 000 человек) и наемных работников из местных: малайцы и бирманцы (180 000 человек).

Мост через реку Квай.
Мост через реку Квай.

Заключенных транспортировали (с тайской стороны) в открытых вагонах в которых было холодно ночью и нестерпимо жарко днём, в Бирму будущих строителей везли морем, в трюмах судов. Многие умирали, в том числе и вольнонаёмные, во время этого пути.

Строили в срочном порядке и ускоренными темпами. Построили 415 км дороги за 16 месяцев, с июля 1942 по октябрь 1943 года. К концу строительства дороги японцы потеряли своё преимущество в Тихом океане и союзники перешли в наступление, поэтому Бирма так и не стала плацдармом для атаки на Индию.

Похудевшие военнопленные.
Похудевшие военнопленные.

История этой дороги похожа на 501-503 стройки у нас на севере. Их тоже строили и вольнонаёмные и военнопленные, только у наших условия были лучше, а так те же фото бараков, охранники, тяжёлые условия труда и дальнейшее закрытие дороги.

Грузовик застрял в грязи мусона.
Грузовик застрял в грязи мусона.

Те кто строили Тайско-Бирманскую ЖД массово гибли от тропических болезней, неустроенности быта, язв, отсутствия медицинской помощи, недостаточности питания и каторжных условий труда.

При этом удельная смертность среди вольнонаёмных была в два раза больше, чем среди военнопленных.

Виадук в wang pho, Таиланд.
Виадук в wang pho, Таиланд.

Японцы не сильно пытались наладить достаточное снабжение, особенно в удаленных лагерях, куда в сезон дождей было сложно добраться из-за ливней.

Современное состояние заброшенного участка.
Современное состояние заброшенного участка.

 Умирали и вольнонаёмные малайцы, бирманцы, и в большей степени чем военнопленные, так как у них не было своих военных врачей, офицеров, которые бы организовали быт и дисциплину, а так же отстаивали бы интересы рабочих перед японской администрацией 

Бараки
Бараки

 Тайско-Бирманская ЖД проработала до 1947 года, а потом её закрыли. Сейчас работает только маленький кусок со стороны Таиланда.