Японцы к 1942 году провели свой блицкриг в Юго-Восточной Азии. За полгода они захватили Бирму, Малайзию, Сингапур (Британские колонии), Таиланд (был независимый) , Лаос, Камбоджу, Вьетнам (французские колонии), Индонезию (голландская колония), Филиппины (были зависимой территорией США) + почти все острова в западной части Тихого океана.
Так как японцы планировали наступать из Бирмы на Индию, то им нужно было как-то, кроме как морским путем, перебрасывать туда войска, провиант, оружие и боеприпасы.
Было приятно решение построить ЖД дорогу из Таиланда в Бирму. При этом она должна была пройти по диким местам с джунглями и горами. К труду планировали привлечь британских, австралийских, американских и голландских военнопленных захваченных в бывших колониях (всего около 70 000 человек) и наемных работников из местных: малайцы и бирманцы (180 000 человек).
Заключенных транспортировали (с тайской стороны) в открытых вагонах в которых было холодно ночью и нестерпимо жарко днём, в Бирму будущих строителей везли морем, в трюмах судов. Многие умирали, в том числе и вольнонаёмные, во время этого пути.
Строили в срочном порядке и ускоренными темпами. Построили 415 км дороги за 16 месяцев, с июля 1942 по октябрь 1943 года. К концу строительства дороги японцы потеряли своё преимущество в Тихом океане и союзники перешли в наступление, поэтому Бирма так и не стала плацдармом для атаки на Индию.
История этой дороги похожа на 501-503 стройки у нас на севере. Их тоже строили и вольнонаёмные и военнопленные, только у наших условия были лучше, а так те же фото бараков, охранники, тяжёлые условия труда и дальнейшее закрытие дороги.
Те кто строили Тайско-Бирманскую ЖД массово гибли от тропических болезней, неустроенности быта, язв, отсутствия медицинской помощи, недостаточности питания и каторжных условий труда.
При этом удельная смертность среди вольнонаёмных была в два раза больше, чем среди военнопленных.
Японцы не сильно пытались наладить достаточное снабжение, особенно в удаленных лагерях, куда в сезон дождей было сложно добраться из-за ливней.
Умирали и вольнонаёмные малайцы, бирманцы, и в большей степени чем военнопленные, так как у них не было своих военных врачей, офицеров, которые бы организовали быт и дисциплину, а так же отстаивали бы интересы рабочих перед японской администрацией
Тайско-Бирманская ЖД проработала до 1947 года, а потом её закрыли. Сейчас работает только маленький кусок со стороны Таиланда.