Найти в Дзене
О Москве нескучно

Обзорная экскурсия по Москве всего за 70 рублей: неужели за эти деньги в столице можно что-то посмотреть

Оглавление

Конечно, можно. Да ещё и увидите очень много интересных московских достопримечательностей. Всего-то нужно купить билет на одну поездку в трамвае, который стоит 70 рублей. А если у вас есть карта "Тройка", то заплатите меньше - 57. Сегодня расскажу вам, какой маршрут подходит для такой экскурсии больше всего. Ну и без истории, конечно же, не обойдёмся.

Полувековая стабильность

Мы привыкли воспринимать трамвай, да и любой другой общественный транспорт в Москве, просто как способ передвижения. Однако некоторые маршруты пролегают в столице таким образом, что вполне могут считаться экскурсионными. Сегодня расскажу вам про один из них: трамвай №39. Он ходит от станции "Чистые пруды" до метро "Университет". Будет немного истории, а также список того, что вы можете посмотреть из окна вагона.

Трасса следования трамвая №39. Яндекс.Карты.
Трасса следования трамвая №39. Яндекс.Карты.

Трамвай №39 появился в 1930 году. Правда сначала он ходил совсем по другой трассе: от площади Журавлёва (около современной станции метро "Электрозаводская") в Останкино. Через 13 лет маршрут перенаправили в Ростокино. А в 1944-м укоротили до Елоховской площади. Но уже спустя 3 года всё снова поменяли. Вагоны теперь следовали в Останкино от здания Политехнического музея.

Трамвай №39 на Спартаковской улице. На заднем плане Елоховский собор, 1948. С сайта www.pastvu.com.
Трамвай №39 на Спартаковской улице. На заднем плане Елоховский собор, 1948. С сайта www.pastvu.com.

Перестановки продолжались до 1953 года. После маршрут вообще отметили. Но спустя 10 лет он снова вышел на московские улицы. Трамвай стал ходить по современной трассе следования: от станции "Чистые пруды" (тогда "Кировская") до метро "Университет". В целом, 39-й маршрут не менялся на протяжении 51 года. Немногие могут похвастаться такой стабильностью. За это время была только пара коротких периодов, когда его немного меняли из-за ремонта трамвайных путей. Например, в 1998-м, 2013-м и 2014-м. Но после завершения работ он всегда возвращался.

Пруд, Грибоедов и стена

Давайте же узнаем, что вы сможете лицезреть, пока будете ехать на этом трамвае. Чтобы сделать интереснее, добавлю к тексту старые (в основном советские) фотографии тех достопримечательностей, которые вы увидите из окна вагона в наше время. Начнём экскурсию от метро "Чистые пруды". Пока будем ждать трамвай, полюбуемся наземным вестибюлем одной из первых станций, открытых ещё в 1935 году. Напротив входа в метро стоит известный памятник А.С. Грибоедову, который установили в 1959-м в честь 150-летней годовщины гибели писателя. А вот и трамвай. Заходим внутрь и начинаем поездку вдоль Чистопрудного бульвара. Он выглядит красиво в любое время года. Вскоре слева вы увидите тот самый пруд. Чуть позже справа будет интересный "Дом со зверями". Здание построено в 1908 году и привлекает внимание необычными украшениями фасада.

Потом пересекаем улицу Покровка. Дальше слева вы можете посмотреть на Амфитеатр, где находится фрагмент бывшей стены Белого города. Именно она вплоть до конца 18 века возвышалась на всём протяжении современного Бульварного кольца. По пути вдоль Покровского бульвара, вашему взору откроется немало дореволюционных домов. Следующая достопримечательность - жилой дом со скульптурами, который возвели на углу с Подколокольным переулком в 1933-1941 годах по проекту архитектора Ильи Голосова. Видеть эту постройку вы могли в известных отечественных фильмах. Например, "Покровские ворота" и "Брат-2".

Дальше вы увидите симпатичную старую застройку части Яузского бульвара и одноимённой улицы. Но вся она малоэтажная. Зато на заднем плане огромная высотка на Котельнической набережной. Это жилой дом, который проектировали архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский. Здание построили в 1952 году. Это была первая сталинская высотка, которую ввели к эксплуатацию. Квартиры здесь имели многие представители советской элиты. Ну и буквально через несколько мгновений следует повернуть голову направо, чтобы увидеть прекрасную панораму Москвы-реки и Кремля, которая открывается с Большого Устьинского моста.

Иван Васильевич, вокзал и "Дом-корабль"

Чуть дальше моста располагается наземный вестибюль станции метро "Новокузнецкая". Открыли её в сложное время - ноябре 1943 года. История создания этого сооружения трагичная, но интересная. Потом трамвай следует по Новокузнецкой улице. Там вы можете посмотреть на некоторые сохранившиеся особняки дореволюционной эпохи. А ещё увидеть тот самый дом (№13с1), который вы, возможно, помните по фильму "Иван Васильевич меняет профессию".

Ну а дальше следует пересечение с Садовым кольцом. На его месте до первой четверти 19 века располагалась линия городских укреплений: Земляной вал. Отсюда и названия улиц, которые проезжает 39-й трамвай: Валовая и Зацепский вал. Чуть дальше виднеется длинное здание Павелецкого вокзала. Его возвели в 1900 году, но изначально постройка была намного короче. Современный облик вокзал приобрёл после реконструкции во второй половине 1980-х.

Потом трамвай продолжает движение по Дубиниской улице. Там есть очень красивая церковь Флора и Лавра и некоторое количество дореволюционных зданий. Дальше маршрут пролегает по Даниловскому валу, где главной достопримечательностью являются постройки Данилова монастыря. Чуть дальше справа находится любопытное (своим внешним видом) здание Московского монетного двора. Его построили в 1983 году по проекту архитектора Всеволода Воскресенского. Затем вы попадаете на площадь Серпуховской заставы. С одной стороны, там располагается известный Даниловский рынок. С другой знаменитый "Дом-корабль". Огромное жилое здание строили около 20 лет.

Дарвин, университет и рынок

Дальше трамвай едет по Серпуховскому валу. Там в холодное время года (когда нет листвы на деревьях), можно увидеть здания Хавско-Шаболовского жилого массива. Его построили в 1930 году в редком для Москвы стиле рационализма. Потом 39-й маршрут следует по улицам Орджоникидзе и Вавилова. На последней вы обязательно заметите из окна причудливое здание Дарвиновского музея. Там очень много экспонатов на тему животного мира, растений и эволюционного развития живых организмов. Постройку эту также возводили очень долго. Начали работы в 1974 году, а закончили только в 1995-м.

Следующей достопримечательностью на нашем пути будет Черёмушкинский рынок на Ломоносовском проспекте. Здание открыли в 1962 году, а сооружали его по любопытной технологии: без промежуточных опор. Ну а дальше начинается знаменитая застройка 1950-х годов на Ломоносовском. Здесь очень много интересных зданий, многие из которых проектировали ещё при И.В. Сталине. Особенно интересен дом №14. Некоторые даже считают, что изначально его планировали, как ещё одну высотку.

Наконец мы подъезжаем к последней остановке маршрута: конечной "Метро "Университет". Тут нас встречает здание Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. Появилось оно здесь в 1971 году. А на заднем плане можно увидеть верхнюю часть и шпиль ещё одной сталинской высотки: Главного здания МГУ. Открыли его в 1953 году.

Вот сколько достопримечательностей столицы (и это ещё далеко не всё) можно увидеть всего лишь за 70 рублей и примерно часовую поездку. А если у вас социальная карта москвича, то экскурсия вообще будет бесплатной. Так что рекомендую вам прокатиться как-нибудь на трамвае №39. На маршруте вы увидите всё: и дореволюционные особняки, и пруды, и остатки бывших крепостных стен, и сталинские здания, и произведения более позднего советского архитектурного искусства.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!