Найти в Дзене

Climax - Gusano Mecánico (1974) Рецензия на альбом.

Фото из сети.
Фото из сети.

Написал я сюда несколько рецензий на редкие альбомы прогрессивного рока 21го века. Как и ожидалось, реакция на них была минимальная. Просмотров и откликов, практически, нет. Не любит у нас народ современный прогрессивный рок. Попробую написать несколько рецензий на редкие, экзотические альбомы прогрессивного рока 70х годов.
Сегодня напишу об очень редкой группе из Боливии Climax и их альбоме 1974го года Gusano Mecánico.

Этот замечательный коллектив из Боливии выпустил всего один альбом. Но, несмотря на его малую известность, он оставил очень яркий след в истории мировой прогрессивной рок-музыки. Группу создали три очень хороших музыканта - Jose A. Eguino – guitars, Javier Saldias - bass, vocals и Alvaro Cordova – drums. Свои идеи они черпали у европейских и американских коллективов, но большая часть музыкального материала этого альбома была плодом их собственных поисков и фантазий. Несмотря на то, что это был никому неизвестный коллектив из небольшой страны, которая находилась на задворках мировой рок-музыки, все музыканты группы были очень высокого уровня. У всех была своя манера, почерк и великолепная техника исполнения. Плюс музыканты отлично чувствовали и дополняли друг друга. Именно поэтому звучание этого трио создавало впечатление большого состава.


В этом альбоме можно услышать элементы хард-рока, блюз-рока, прогрессива и психоделии. Из этих разноцветных жанровых нитей музыканты очень умело плели удивительные кружевные узоры, из которых получалось единое, красочное музыкальное полотно. Авторы не стеснялись заимствовать у грандов рока некоторые ходы. Например, в первом треке альбома - Pachacuttec (Rey de Oro) отчётливо прослушиваются элементы Dazed And Confused – Led Zeppelin. А в начале композиции Gusano Mecanico – Inciuyendo чувствуется дух Кита Эмерсона. Тем не менее, никаким плагиатом в этой работе не пахнет. Музыканты использовали в своих композициях лишь небольшие фрагменты известных групп. Эти оттенки всего лишь дополняли и обогащали общую музыкальную палитру. А все основные идеи были у них свои собственные.


А с собственными идеями, фантазией и вкусом у музыкантов Climax был полный порядок. Весь альбом слушается на одном дыхании. При этом он очень разнообразный, как композиционно, так и инструментально. У всех композиций альбома свой характер. При этом в каждой пьесе настроения постоянно меняются. Происходят смены темпа, размера, тональности, и всё это окрашивается удивительными инструментальными вариациями. Энергетика альбома потрясающая. Головокружительные гитарные соло очень впечатляют, клавишные партии придают музыке особый колорит, басовые ходы очень хорошо вписываются в общую картину и объединяют её. А россыпь ударных инструментов, это просто настоящий фейерверк. Барабанному соло Alvaro Cordova во второй части композиции Gusano Mecanico – Dominio, могли позавидовать многие мэтры ударных инструментов.


К большому сожалению, эти музыканты выпустили всего один альбом. Да и тот мировую известность в то время не обрёл и был незаслуженно забыт. На виниле он выходил тогда только в Боливии на малоизвестном лейбле Lyra мизерным тиражом. Зато сейчас этот альбом очень почитаем среди знатоков прогрессивного рока. А оригинальный боливийский пресс на виниле является настоящим раритетом и стоит серьёзных денег.



Добавлю сюда ещё более расширенную рецензию на этот альбом Вадима С.

CLIMAX (Боливия)

«Gusano Mecanico» (1974).
Трек – лист:
1. Pachacuttec (Rey de Oro).
2. Transfusionin de Luz.
3. Cuerpo Electrico - Embrion de Reencarnacion.
4. Gusano Mecanico – Inciuyendo.
a)Invasion.
b)Dominio.
c)Abandono.
5. Prana - Energia Vital (Solo Bateria).
6. Cristales Sonadores.



Состав:
Jose Eugenio - guitar, keys, vocals.
Javier Soldias - bajo.
Alvaro Cordova - drums.


Открытие, спустя полвека.


Вот так бывает: вроде давно уж рок музыку собираю и много чего слышал, а вот попался альбом совершенно незнакомый. И ведь ему уже 50 лет. Но, посетовав сначала на своё незнание, успокоил тем, что, конечно, всё охватить просто невозможно, да и страна Боливия как-то мимо пока проходила в музыкальном плане. А там, оказывается, своя история развития национального рока, которая аж с 50-х годов прошлого века началась и групп различных предостаточно. Среди них все, как один выделяют это хеви – прог трио Climax. Да, ребята, конечно, даже сейчас слушаются великолепно, а тогда и подавно. Но, кто в СССР мог похвастаться их единственным альбомом, выпущенном в Боливии на лейбле Lyra? Я таких не встречал. Может у вас есть этот раритет? Это уже потом, в 21 веке его перевыпустили в Германии и Бразилии, да ещё добавили бонусы из ранних записей. Видимо, не один я такой, услышавший интересную группу спустя полвека.
О самой группе известно не так уж и много. Год её образования точно не известен, но, видимо, 1968 и назывались они тогда Black Birds, а позже – The Tortles. Jose Eugenio и Javier Soldias, играющий на 12- струнном басу, были по уши влюблены в рок и блюз рок. Потому, конечно, впитывали все веяния, которыми было богато то время. Да ещё встреча с барабанщиком – виртуозом Alvaro Cordova сыграла свою роль в выборе и формы состава и стиля, на который они ориентировались. Побывав в США, где боливийцы увидели живые выступления американских групп, они вернулись домой с твёрдым намерением не только копировать англоязычный рок, но и создать своё, непохожее. Форма трио в роке, конечно, распространённая и боливийские музыканты не пошли проторённым путём, не стали подражать более известным составам, а решили создать не только концептуальный прог альбом, но и наполнить его плотным звучанием, которое компенсирует малочисленность состава. Jose Eugenio, как лидер, и гитарист, и клавишник, и вокалист, причём поющий многоголосие. Javier Soldias – не только бас, но и более высокие партии контрапункта, ведь его 12 – струнный инструмент это позволяет делать. Alvaro Cordova – это вообще феноменальный барабанщик, которые своей техникой и бешеной энергией заполняет всё звуковое пространство и, причём, используя не только стандартную установку, но и всевозможную перкуссию. Пожалуй, именно его я бы точно взял в любой состав рок группы мечты. Музыканты, вдоволь наигравшись в разных составах США и Аргентины, выступая у себя на родине, собирали стадионы. И я не удивляюсь этому, слушая их единственный альбом.




«МЕХАНИЧЕСКИЙ ЧЕРВЬ».
Адская смесь из хард рока, блюз рока, прог рока, приправленная обильным соусом национальной мелодики с фрагментарным включением всего спектра музыки, но исполненной таким напором, что вряд ли можно не удивляться. Альбом стал первой концептуальной работой в этом интересном музыкальном стиле не только в самой Боливии, но и на всём Южно – Американском континенте. Он был восторженно принят и поклонниками, и критиками. После него уже нельзя было утверждать вторичность музыки этого континента. Climax не пошли по проторённому различными англо – американскими рок трио пути, они не стали исполнять просто набор песен и инструментальных композиций, что так распространено, Они создали целую картину из сплетений хард рока с тем прогрессивом, который отличен от нам привычного. Да, первоначально, быть может, вам и покажется их музыка несколько вторичной, но, уверяю, уже к третьей композиции ощущение полностью исчезнет. Буря энергии, несущаяся от начала и до предпоследней ударной (во всех смыслах) «Prana - Energia Vital (Solo Bateria)» завьюжит своими вихревыми поворотами так, что можно просто забыть о том, что это лишь экзотический рок из Южной Америки. Завершающая альбом, «Cristales Sonadores» это и показывает, где трио напоминает о своих корнях.
Конечно, альбом я бы не назвал идеально сбалансированным и точно выверенным. Начальная «Pachacuttec (Rey de Oro)» представляет из себя инструментальную трёхчастную композицию, в которой, наверное, завершение не логично. Но дальнейшие многочастные «Transfusionin de Luz», «Cuerpo Electrico - Embrion de Reencarnacion» и, конечно, кульминационная развёрнутая «Gusano Mecanico» заслуживают моей наивысшей оценки. Именно эти три композиции можно отнести в разряд вершин южно – американского рока. И ведь, даже не смотря на несовершенство записи, слушаются они идеально. Впрочем, это лишь моё личное отношение, ваше может быть иным. Но для этого надо просто включить альбом и погрузиться в мир ритмов и мелодий тяжёлого прога, который, к удивлению, так современен и сейчас.