Самая удивительная сказка, которая мне запомнилась из далекого детства, это “Крошечка-Хаврошечка”. Когда впервые её услышал, мой детский мозг просто взорвался от происходящих в ней событий, ведь такое не может произойти в реальном мире.
Здесь надо понимать, что детский мозг так устроен, что в нем преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а основы абстрактного мышления начинают формироваться в возрасте 7-8 лет, а его полное развитие продолжается до позднего подросткового возраста.
Первое, что меня поразило - это количество глаз у сводных сестер Крошечки-Хаврошечки: старшая - Одноглазка, средняя - Двуглазка и меньшая - Триглазка. Второе, как девочка может влезть в ухо корове и вылезти из другого. Третье, как такое возможно, чтобы кости зарезанной коровы посадить в саду, каждое утро поливать их водой, а потом ещё выросла из них яблоня с серебряными ветками золотыми листьями и с наливными яблоками. Потом были прочитаны другие сказки со своими сказочными сюжетами, да и ещё взрослые объяснили, что в сказках ещё и не такое можно придумать для яркой картинки, а про современное фентези и говорить не приходится.
Видимо детские впечатления имеют какую-то особую силу, что могут долго дремать в глубинах сознания и какой-то момент проснуться и взбудоражить новым открывшимся смыслом. Так видимо произошло и у меня, вдруг всплыли те детские чувства и недоумение, как такое могло произойти. Накопившийся жизненный опыт стал анализировать, что может скрываться за этим мудреным рассказом и перед моим мысленным взором стал разворачиваться довольно интересный мир древнеегипетской мифологии.
Здесь будет уместно упомянуть братьев Гримм, которые описали подобный сюжет в своей сказке “Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка”, посмотреть в чём они сходны и чем отличаются, это может помочь в том случае если эти произведения имеют общий корень.
В русской сказке Крошечка-Хаврошечка осталась маленькой сиротой и попала в семью к таким людям, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся, они её выкормили, а когда она стала самостоятельной не отпустили на свет Божий, а оставили её у себя в рабстве. Каждый день девочку заставляют на себя работать, морят голодом, у неё куча обязанностей: она и подает, и прибирает, и за всех, и за все отвечает.
В сказке братьев Гримм это видимо одинокая женщина у которой три дочери: старшую звали Одноглазкой, у неё был только один глаз на лбу; средняя звалась Двуглазкой, у неё, как и у всех людей, было два глаза; а младшую звали Трехглазкой, потому что было у ней три глаза, и третий был у нее посреди лба.
В русской сказке семья в которой живет Крошечка-Хаврошечка это: мать старуха, её муж старик и три сводные сестры: старшая - Одноглазка, средняя - Двуглазка и меньшая - Триглазка, которые ничего по хозяйству не делали только у ворот сидели, да на улицу глядели. Приёмной девочке приходилось на них работать, шить для них одежду, для этого пряла шерсть и ткала холсты и никто её за работу не хвалил и добрым словом никогда не ободрял. Ей было обидно и больно, что она такая одинокая и все вокруг могут ткнуть и толкнуть, а пожалеть и приласкать нет никого!
У братьев Гримм сёстры Одноглазка и Трёхглазка ненавидят свою сестру Двуглазку за то, что она не такая как они, а такая как все простые люди с двумя глазами и упрекают её говоря: “Ты совсем не нашего роду”. Двуглазка в этой сказке не служанка, просто находится в униженном положении, она ест одни объедки, носит плохую одежду, над ней издеваются кто как может.
В русской народной сказке Крошечке-Хаврошечке помогает рябая корова, единственная живая душа которой может пожалиться маленькая сирота, она рассказывает своей подруге, что её бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. Ещё до завтрашнего дня ей наказали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать. Коровушка выслушала её и говорит ей в ответ: «Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано». Сделала так Хаврошечка и все готово: и наткано, и побелено, и покатано. Девочка отнесёт мачехе всё то, что сделала, а старуха только злится на падчерицу что она с работой управилась и ещё больше ей заданий на задаёт. Через некоторое время в семье стали подозревать, что кто-то помогает Крошечке-Хаврошечке справляться с работой и решили проследить как это у неё получается.
В сказке братьев Гримм Двуглазке помогает женщина-ведунья, она сочувствует бедной, голодной девочке, успокаивает её и говорит: “Когда будешь голодной только скажи козочке такое слово: Козочка, ме-е, Столик, ко мне! А когда поешь, скажи: Столик на место”. Двуглазка так и делала по совету ведуньи и уже не оставалась голодной и перестала доедать объедки за сёстрами. Через некоторое время в семье стали подозревать, что кто-то её подкармливает и решили проследить как это у неё получается.
Далее в русской сказке старуха по очереди посылает дочерей проследить, как сироте удаётся выполнить в срок такую большую работу. Первой пошла старшая Одноглазка, но пока шли на поле, не приученная к труду девица уморилась и прилегла в тенёчке, а Хаврошечка стала приговаривать: «Спи, глазок, спи, глазок!» Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего не узнала в этот раз старуха - расстроилась. Следующий раз мачеха послала следить за девочкой Двуглазку, история повторилась, как только Двуглазка прилегла в тени Крошечка-Хаврошечка стала ей напевать: «Спи, глазок, спи, другой!» Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка все еще спала. Опять мачеха ничего не узнала, рассердилась пуще прежнего. Опять посылает в соглядатаи свою младшую дочь Триглазку. Всё тоже самое, пока шли на поле Триглазка напрыгалась, уморилась и только пришли на поле улеглась на травушку, а Хаврошечка опять убаюкивает: «Спи, глазок, спи, другой!» – а об третьем, забыла. Два глаза заснули, а третий глядит и все видит, как сиротка в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Пришли домой Триглазка всё матери рассказала, старуха очень обрадовалась. На другой же день пришла к мужу и стала заставлять его зарезать рябую корову! Как ни пытался старик образумить старуху, говорил ей: “Корова молодая, хорошая!» А старуха только и кричит: “Режь корову!” Наточил ножик…
В сказке братьев Гримм мать также посылает сестер проследить, кто помогает Двуглазке хорошо покушать и не остаться голодной. Первой идёт старшая сестра Одноглазка дознаться о сути дела, Двуглазка догадывается о замысле сестёр и матери и идет на хитрость. Она видит, что Одноглазка устала от ходьбы по солнцепеку, предлагает сесть в тень и поёт ей убаюкивающую песенку: “Ты не спишь, Одноглазка? Ты уж спишь, Одноглазка”.
Одноглазка уснула крепким сном и ничего не узнала.
На следующий день мать посылает в соглядатаи младшую дочь Трёхглазку. Двуглазка делает всё так, как в прошлый раз, предлагает уставшей сестре сесть в тенёчке и отдохнуть, а сама напевает ей убаюкивающую песенку, но забывает про третий глаз.
“Ты не спишь все, Трехглазка?” И вместо того чтобы спеть дальше:
Ты уснула, Трехглазка. —
спела она по забывчивости:
Ты уснула, Двуглазка.
И все пела она:
“Ты не спишь все, Трехглазка? Ты уснула, Двуглазка”.
У Трёхглазки уснули два глаза, а третий глаз,что на лбу, не заговоренный песенкой не уснул и всё видел, как обедает Двуглазка и вечером, придя с поля, Младшая сестра рассказала матери, как появляется столик с едой после слов Двуглазки: “Козочка, ме-е. Столик, ко мне!”
Мать в бешенстве от того, что Двуглазка питается лучше их, она убивает козу ножом в сердце, думая что это по желанию козы появляется столик с едой.
В русской сказке видимо пока дед точил нож, Хаврошечка побежала к своей рябой корове поделиться горем, которое на них свалилось: «Коровушка-матушка! Тебя хотят резать». Корова успокаивает девочку: «А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай». Хаврошечка исполнила наказ коровы, голодала, но мяса коровы не ела, косточки её в саду каждый день поливала и выросла из посаженных косточек удивительная яблоня. Яблоки на ней висят наливные, листья шелестят золотые, веточки гнутся серебряные; никто мимо без удивления не проходит, останавливаются, да заглядываются на такое чудо!
В сказке братьев Гримм Двуглазка убегает в поле, там горько плачет и ей опять является ведунья которая успокаивает её добрым советом: “Попроси своих сестер, чтобы отдали они тебе внутренности убитой козы, и закопай их у порога в землю, и будет тебе от того счастье”. Двуглазка приходит домой и, следуя совету ведуньи, выпрашивает внутренности козы у сестёр, затем вечером, тайно закапывает их возле порога. На следующее утро, когда все проснулись и вышли на порог, видят стоит прекрасное дерево, да такое - какого ещё на свете не было: листья у него все серебряные, между ними висят золотые плоды. Никто не знал, как выросло такое дерево и только Двуглазка знала, что выросло оно из внутренностей её убитой козы.
Далее в русской сказке появляется барин и просит девушек подать ему с чудесного дерева яблоко: «Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет». Как ни старались три сестры сорвать яблоко ничего у них не получалось, только руки разодрали, да косы растрепали. Тогда подошла к яблоне Крошечка-Хаврошечка ветки сами к ней наклонились сорвала она яблоко и поднесла барину. Барин взял её в жёны и стали они в добре поживать и лиха не знать.
В сказке братьев Гримм мимо дома сестер проезжал рыцарь, увидел прекрасное дерево и обратился к девушкам: “Чье это прекрасное дерево? Кто даст мне ветку с него, тот может потребовать от меня, чего захочет”. Сколько Одноглазка и Трехглазка не старались сломать веточку с дерева, но ничего у них не получалось. Двуглазка сидела за бочкой и ей было обидно, что сёстры врут, что это их дерево. Она выкатила два золотых яблока и этим привлекла внимание рыцаря, когда юноша-рыцарь увидел девушку Двуглазку он был очарован её красотой, а когда она принесла ему ветку с прекрасного дерева, рыцарь спросил: “Двуглазка, что мне дать тебе за это?” Двуглазка жалуется рыцарю на своё несчастное положение в семье, что она терпит голод, жажду её постоянно ни за что обижают и она была бы счастлива если бы юноша взял её с собой, и выручил бы тем самым из беды. Конечно рыцарь выручает девушку из такой беды, забирает её с собой они обвенчались и стали жить в радости и прекрасное дерево чудесным образом переместилось к ним в сад. Сказка заканчивается тем, что двуглазка привечает двух нищенок и ими оказались её сёстры Одноглазка и Трехглазка они раскаиваются в том что обижали свою сестру.
Сейчас можно понемногу разбираться в символизме описываемых событий, первое определим, кто главная героиня в этих сказках. В русской-народной сказке и в сказке братьев Гримм конечно главная героиня это Двуглазка, а вот главное действующее лицо, тот кто управляет ходом событий здесь разные персонажи. В первой сказке это рябая корова, а во второй ведунья, так как именно они исполняют желания девочек. Вот здесь на минуточку остановимся и подумаем может рябая корова и ведунья это всё-таки один и тот же персонаж? Если это так, то можно сделать предположение которое мы рассмотрим ниже.
Какой символический смысл может быть заложен рябой корове? Самый яркий образ, который всплывает в памяти это корова, которая между своих рогов держит солнце, такая картинка во множестве встречается в памятниках Древнего Египта. С приручением коровы у людей появился богатый источник белка, который содержится в молоке, а это очень важный фактор особенно в тех областях где люди занимаются растениеводством, а не промышляют охотой. Культура Древнего Египта выстраивалась, исходя из образа жизни населения этого региона, где в основном занимались сельским хозяйством, и так как источником пропитание были в основном зерновые культуры: пшеница, ячмень, полба; бобовые: фасоль, чечевица; корнеплоды: лук, чеснок, редис, а корова давала молоко, которое шло в первую очередь на питание маленьким детям, поэтому корова и явилась тем символом с которой связан источник жизни.
Также древние люди прекрасно понимали, что Солнце является тем источником энергии, без которого жизнь не может существовать, и поэтому человеческое сознание объединило корову и Солнце в единый символ - символ вечной жизни.
Под этим образом древние египтяне почитали богиню Нейт та, что сотворила мир, мать всех матерей, отец всех отцов, ⅓ мужчина, ⅔ женщина, она существо не сотворенное, она предвечная богиня. Она создаёт мир из предвечных вод, из вод хаоса она рождает Солнце (вот здесь нужно вспомнить ведунью из сказки братьев Гримм).
Далее в египетской мифологии образ небесной коровы, которая на своих рогах поднимает солнце, передаётся и на последующих богинь, что рождаются в мир, сотворенный из хаоса, изначальным богом Атумом.
Богиня Хатхор с коровьими ушками и дерево сикомора, как символ этой богини или уст. Хатор/Гатор (букв. «дом Гора», то есть «небо») — в египетской мифологии богиня неба, радости, любви, опьянения, материнства, плодородия, веселья и танцев.
Богиня Нут представлена в образе коровы со звездами.
В русской сказке корова рябая, давайте поразмыслим, что это может означать. Рябь в земных условиях можно увидеть на воде или как колеблется листва на деревьях, она возникает под действием силы ветра, а раз корова символизирует всесильную разумную богиню, то рябь (волны или колебание частиц) в космосе возникает от действия её разумной творческой или божественной силы.
Под действием разумной силы хаос начинает структурироваться, рождено солнце и мир распадается на две ипостаси: Нун и Наунет - мужское и женское. Атум - предвечное божество, сотворившее мир, распадается на муж. Бог - Шу (бог воздуха, дыхания, жизни) и жен. - Тефнут (богиня огня и влаги) они близнецы, они тождественны и равны. Их единство и гармония противоположностей порождает весь зримый и незримый мир.
Картина сотворенного мира по представлению древних египтян. Здесь вверху богиня Нут символизирует видимое небо (горизонт), внизу бог Геб символизирует Землю. В центре плывет ладья миллионов лет, на ней бог Шу со страусиным пером, он же отец Геба и Нут, слева от него Ма́ат (ег. mˤ3t, копт. me, mei — «правда») — древнеегипетская богиня истины, справедливости, закона и миропорядка, которая руководит звёздами.
Ма́ат — древнеегипетская богиня истины, справедливости, закона и миропорядка,
она управляет звездами, ходом солнца, временами года. В момент творения мира она преобразила хаос в порядок.
Исфет или Асфет — «хаос», «несправедливость», «насилие» — она противостоит принципам законности Маат. Маат и Исфет, рождаются одновременно, и не могут существовать одна без другой, а мировая гармония может существовать только тогда, когда их силы находиться в равновесии.
Из приведенных выше сравнений можно предположить, что рябая корова или как к ней обращается Крошечка-Хаврошечка: "Коровушка-матушка" в русской сказке может символизировать женское божество, богиню Нейт или её потомков богинь по женской линии. В таком случае не корова помогает выполнить работу Крошечке-Хаврошечке, а богиня имеющая власть над ей сотворенным миром. Опять же, как удаётся девочке залезть в одно ухо корове и вылезти из другого, становится понятно, что здесь тоже своеобразный приём передачи информации с помощью аллегории. Крошечка-хаврошечка так сильно молится взывает к своему любимому божеству, что это можно сравнить только с таким действом, как залезть в одно ухо и вылезти из другого, то есть пройти через весь мозг, захватить все мысли просьбой о помощи. У древних египтян даже был обычай класть в могилу изображение ушей через которые умерший мог взывать к богам, чтобы они помогли ему выйти из могилы в другой мир, в жизнь вечную.
Давайте теперь попробуем разобраться, что это за такая семья в которую взяли маленькую сироту Крошечку-Хаврошечку. Это старуха - хозяйка, старик и три дочери: старшая - Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка. Семейка ещё та, они и Бога не боятся, и своего брата не стыдятся. Работать в этой семье тоже никто не хочет, а принудили работать на себя приёмную девочку, она пищу готовит, дома прибирает, за всех и за все отвечает. Кроме этого задают работу: пять пудов напрясть (5 пудов х 12 кг = 60 кг. Настриг шерсти с хороших баранов составляет 8-10 кг, с маток 5-6 кг, при выходе чистого волокна 55-60 %. Чтобы получить 5 пудов пряжи нужно 60 х 2 = 120 кг шерсти, для этого нужно остричь 120 кг : 8 кг = 15 баранов), наткать, побелить, в трубы покатать.
Сестры в этой семье старшая Одноглазка и младшая Триглазка с явными телесными уродствами, давайте подумаем, что это может символизировать в рассматриваемой сказке. Если сравнивать Одноглазку и Триглазку сразу видно что они между собой не симметричны, глядя на них, возникает чувство, будь-то пространство вокруг начинает искривляться, может поэтому и относятся они негативно к приёмной девочке, из-за того, что всё воспринимают в искривленном виде.
Чтобы понять, какую смысловую нагрузку несёт в себе описание семьи в которую попала Крошечка-Хаврошечка, обратимся снова к древнеегипетской космогонии. Раз мы уже решили, что корова это не просто корова, а богиня Нейт, которая сотворила видимый мир из хаоса, или как это сделал бог Атум: он проглатывает своё семя, а затем выплёвывает его и из этого семени рождается окружающий мир. Боги своей энергией, своей творческой силой преобразуют хаос в прекрасный видимый мир, но хаос не исчезает он действует в сотворенном мире, он разрушает то, что утратило силу, утратило смысл, устарело в настоящем мире. Из этого рассуждения древнеегипетская философия приходит к выводу, что жизнь побеждает смерть тогда, когда порядок одерживает победу над хаосом.
Бог Атум из своего семени рождает вселенную.
Бог Атум создал себя сам и существовал один в начале времён, плавая в первозданных водах хаоса Нуна, он означал первоначальное и вечное единство всего сущего. Подобно остальным демиургам, он воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат, с помощью которой он проглотил своё семя.
Мир сотворен, рождено Солнце мир распадается на две ипостаси: Нун и Наунет - мужское и женское. Бог Атум - предвечное божество, сотворившее мир, вычихивает бога - Шу (покровитель: воздуха, дыхания, жизни) и выплёвывает богиню Тефнут (покровительница: огня и влаги) они близнецы, они тождественны и равны, их единство и гармония противоположностей порождает весь зримый и незримый мир. В древнеегипетской иконографии они могут изображаться как два одинаковых льва сидящих спиной друг к другу, а между ними над горизонтом Солнце или антропоморфном виде, бог Шу в виде человека пером на голове, а богиня Тефнут в виде женщины с головой львицы и солнечным диском на голове из которого выглядывает кобра Иарет, которая символизирует женское начало присутствующее в Солнце.
Бог солнца Ра тоже андрогин разделяется на 4 ипостаси: Хепри скарабей - утро, Сокол (Ра) - полдень, Атум (завершенный) - вечер, Иуфра овен - ночное Солнце.
Сокол - символ муж. начала в солнце, кобра Иарет - символ жен. начала в Солнце.
Давайте разбираться, как сказка Крошечка-Хаврошечка связана с космогонией древнего египта, да ещё, она в какой-то степени схожа с современными представлениями, с тем как устроена вселенная.
Сейчас, как говорят физики, симметрия есть фундаментальное свойство вселенной, без неё вселенная не смогла бы организоваться в видимый нами мир. Энергия и частицы - это нечто единое, которые чудесным образом переходят друг в друга и всем этим процессом управляет поле в котором они находится. При движении частиц происходят флуктуации, которые нарушают симметрию, но поле, в котором движутся частицы, тоже соответственно изменяется и в целом симметрия пространства и энергия всех частиц не изменяется, в физике это называется калибровочная симметрия. Но здесь есть маленький нюанс, симметрия во вселенной не абсолютно идеальная в ней есть микроскопическое различие и стремление вселенной преодолеть это различие порождает развитие в ней материи в более сложные формы вплоть до появления человека.
Давайте предположим что старуха, мать троих дочерей, некая матрица или поле в котором рождаются частицы, которые способны к рождению следующих частиц. Тогда сёстры: Одноглазка, Двуглазка и Триглазка - это как некие частицы, где Двуглазка частица, в которой две противоположности уравновешивают друг друга (как Шу и Тефнут, как Маат и Исфет или как положительные (+1) и отрицательные заряды (-1)), а Одноглазка и Триглазка частицы в возмущенном состоянии. У Одноглазки до симметрии не хватает одного глаза - это получается у неё минус один глаз от нормы, тогда можно сказать, что у неё отняли (-1) и она стала “положительно заряженная частица (+1)”, Триглазка родилась позже, она массивнее и у неё на один глаз больше от симметрии, она как бы забрала один глаз у старшей сестры (-1) и стала “отрицательно заряженная частица (-1)”.
Эле́ктроотрица́тельность (χ) (относительная электроотрицательность) — фундаментальное химическое свойство атома, количественная характеристика способности атома в молекуле смещать к себе общие электронные пары, то есть способность атомов притягивать к себе электроны других атомов. Самая высокая степень электроотрицательности у галогенов и сильных окислителей (p-элементов, F, O, N, Cl), а низкая — у активных металлов (s-элементов I группы, Na, K, Cs).
В первый момент рождения вселенной, в момент большого взрыва она была однородна и поэтому была симметрична во всех направлениях, далее она расширялась и остывала и появились условия для образования атомов, а потом и молекул, при этом в образовавшемся веществе количество степеней свободы симметрии уменьшается, можно сказать от бесконечности до конкретного числа, но при этом образовавшиеся частицы имеют уже имеют свою структуру и определенный порядок. Процесс образования более сложноорганизованных частиц продолжался под действием внешних сил, например когда состарившаяся звезда превращаются белого карлика и который в свою очередь может взорваться с большим выбросом свободной энергии и в этом процессе образуется атомы железа (Fe), а при слиянии двух нейтронных звезд происходит тоже очень мощный взрыв и в этом процессе образуются атомы золота (Au). Этот процесс распространяется и дальше если есть внешняя энергия, которая может воздействовать на атомы, приводя их в возбужденное состояние, то они могут объединяться с другими атомами, противоположными по расположению в ряду электроотрицательности, при этом образовавшаяся молекула находится в энергетически более выгодном состоянии, принимая конфигурацию с наинизшей энергией, то есть основное энергетическое состояние. Атом наиболее устойчив когда у него полностью заполнена электронная оболочка, как у инертных газов, такое состояние энергетически наиболее выгодно и когда появляется возможность соединиться с другим атомом, чтобы у обоих атомов в результате оказались бы заполнены электронные оболочки, такой процесс происходит с выделением тепла.
Во всех этих процессах, нужно отметить, происходит сохранение симметрии и образовавшееся структура структура становится более сложной и более упорядоченной.
Так и в русской сказке Крошечка-Хаврошечка пребывает в доме мачехи в невольном, подчиненном положении, её заставляют работать, а отдохнуть ей совсем некогда, в тоже время три дочери старухи только и сидят у ворот, да глядят на улицу. Сиротка жалуется корове: “К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать». Давайте рассмотрим в что представляет из себя такое задание, на прясть это взять груду шерсти и скрутить (спрясть) её в тугую нить, по сути это взять хаотично сложенные в кучу волосы (шерсть) овец и скрутить их в нить, то есть организовать из волос нужную структуру с определенными свойствами, а именно, прочную нить. Дальше в её работе опять происходит процесс создания новой, более сложноорганизованной структуры из той, что была получена ранее. Далее идет обработка полученного материала, улучшение его качества отбеливание т.е. сделать материал чистым, белым и далее скатать в трубы т.е. сделать гладким, ровным, красивым. Такая работа (т.е. затрачивание энергии) наглядно показывает, как из хаотичной структуры производится с каждой последующей стадией процесса всё более сложно организованный продукт, но в тоже время полученный продукт сохраняет свойство симметрии, только меньшего порядка.
Крошечка-Хаврошечка жалуется корове на свою несчастную судьбу в поле, находясь с ней наедине, и корова таинственным образом помогает ей справиться с работой. Что мы здесь можем отметить, а именно, действие происходит в поле в поле на котором произрастает зелёный росток, который даёт корм животному миру, получается что земное поле - это такая среда, которая организует рост растений и их разнообразие, или можно сказать так, что поле это такая действующая структура, которая определяет какая материальная субстанция на ней может образоваться. Вот как об этом сказано в Библии: “И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий”. (Быт.1:11-13).
По этому же принципу поля формируются живые организмы. Если посмотреть на клетки, например, человека, то у них у всех одинаковый геном, т.е они идентичны. Тогда откуда берутся различия между клетками в разных тканях? Вот здесь и работает принцип поля, дифференциация клетки (её специализация) происходит в зависимости от того в каком месте она оказывается в момент формирования зародыша и место будущего органа или ткани определяет тип клетки и её функцию и структуру. Клетки мышц будут производить белки мышечных волокон, которые будут сокращать мышцы, а клетки эндокринных желез будут производить гормоны, которые повлияют на скорость роста организма или обмен веществ. Несмотря на одинаковый набор генов, в клетках различных тканей включаются в работу разные гены.
В зависимости от того, к какой ткани относится клетка, будут различия в реализации генов. Клетки мышц будут производить белки мышечных волокон, которые потом приведут к сокращению мышц, а клетки щитовидной железы будут производить гормоны, которые повлияют на скорость роста организма или обмен веществ. Несмотря на одинаковый набор генов, в разных клетках работают разные гены.
По такому же принципу древние египтяне смотрели на звездное небо, и представляли мир космоса, находящийся по ту сторону земного неба, за горизонтом, что это есть бескрайнее поле в котором заложена сила рождать частицы материи. Так На папирусе (Papyrus of Khonsumes) есть рисунок, который через символы передаёт, как устроена окружающая вселенная. На нём в виде сферы изображена вселенная, две богини Нейт Южная и Нейт Северная (Нейт - мать Солнца) сеют в мир космоса зерно жизни, а небесные пахари вспахивают поле, а солнце совершает свой оборот по небесной сфере и тоже сеет частички света, давая силу упавшим в почву зернам. Здесь нужно понимать что поле изначально непригодно для произрастания зерна, оно не возделано, в нем всё хаотично перемешано, и это поле возделывают небесные пахари т.е. они приводят его в определенный порядок, удобный для произрастания зерна (зерно в земном понимании - это оплодотворенная клетка в которой соединено мужское и женское начало), зерно порождает и сеет разумная сила, а в зерне заложена потенция, обрести смысл и значимость своего существования, дать жизнеспособный плод.
Рисунок на папирусе через символы показывает бесконечность жизни. Здесь две богини Нейт Южная и Нейт Северная (Нейт - мать Солнца) сеют в мир зерно жизни, а небесные пахари вспахивают поле, а солнце совершает свой оборот по небесной сфере.
Из текста русской народной сказки видно, что ко Крошечке-Хаврошечке в приёмной семье относятся не как члену семьи, а как к рабыне, заставляют выполнять всю работу по хозяйству, а три большие сестры только у ворот сидят да на улицу глядят и ничего не делают. В сказке братьев Гримм Двуглазка член семьи, только в ней нет ничего особенного, она как все люди с двумя глазами, поэтому сестры относятся к ней с пренебрежением и постоянно её толкают, и унижают.
Давайте посмотрим, можно ли мысленно сопоставить отношением сестер к Крошечке-Хаврошечке и сестер в сказке братьев Гримм к Двуглазке с современной квантовой теорией поля, которая говорит об обменном взаимодействии между частицами.
Поле - материальная сущность которая характеризуется: массой, энергией, импульсом, скоростью, а частица есть проявление поля.
Обменное взаимодействие.
Электромагнитное взаимодействие: обменный процесс в котором заряженные частицы, перекидывают между собой электромагнитное поле т.е его частички (кванты) фотоны, которые и осуществляют это взаимодействие. Может происходить на бесконечно далёких расстояниях.
Электрослабое взаимодействие: обменный процесс, в котором заряженные частицы обмениваются между собой тяжелыми частицами это: z - бозон, +w - бозон, -w - бозон. Действует на коротком расстоянии.
Нейтрон распадается на протон + электрон + антинейтрино (Энрико Ферми)
В русской сказке взаимоотношения в семье имеют больше сходства с электромагнитным взаимодействием и Крошечку-Хаврошечку можно воспринимать как квант (фотон) поля, а в сказке братьев Гримм взаимоотношения в семье имеют сходство с электрослабым взаимодействием и Двуглазка может быть соотнесена с тяжелой частицей бозоном.
Далее в сказке мачеха с помощью Триглазки узнаёт тайну, как падчерица с помощью коровы выполняет, заданную ей, работу и это приводит её в неадекватное, безумное состояние и она приказывает старику зарезать корову.
Давайте попробуем разобраться в чём причина проявления злости в старухе из-за которой она совершает нелогичный поступок заставляет старика зарезать корову, которая создаёт ей материальные блага. Чтобы как-то это понять попробуем разобраться, что может подразумевает под собой слово “старуха”. Есть такие слова: разруха, рухнуть - то есть то, что разрушается или, можно ещё так сказать, что процесс хаоса преобладает над процессом созидания. У нас получилась следующая конструкция “ста-руха”, посмотрим, что может означать первая часть слова? Есть такие слова: стан, стоять, остановка, столб, остолбенеть, т.е. сочетание букв, образующих звук, “ст” создаёт представление о чём-то статичном, неподвижном. Сложив получившиеся понятия, получается, что слово старуха подразумевает под собой то, что остановилось в развитии и в нем преобладают процессы разрушения (старения). По всей видимости главенство в семье принадлежит хозяйке старухе, она посылает дочерей выглядеть тайну сиротки и они исполняют её приказания, старик исполняет её приказ зарезать корову. По сюжету сказки в образе хозяйки старухи показана неумолимая разрушительная сила хаоса, которая в своём высшем проявлении приводит к разрушению порядка или к смерти в живом мире. Но вся суть данной сказки в том, что смысл жизни человека заключён в его способности преодолеть силы хаоса и победить смерть, и в дальнейшем сюжете сказки этот смысл очень ярко раскрывается. Он состоит в том, чтобы родилось новое, старое должно умереть или, если подойти к этому философски, то в рассматриваемом объекте должен умереть старый смысл и родиться новый, а сам объект приобрести новое качество. При этом новое качество не может просто так появиться из старого, должен произойти некий процесс связанный с преодолением трудностей, с выходом на новый уровень силы или на более высокий энергетический уровень с более высоким уровнем порядка (организации).
Этот универсальный принцип, когда две абсолютно подобные субъекта, но противоположных по сути (как Шу и Тефнут, как Мужчина и Женщина) в процессе смешения рождают нечто подобное себе, но уже с новыми качествами и поле в котором появляется плод определяет его жизнеспособность.
В русской народной сказке, когда Крошечка-Хаврошечка из груды шерсти прядёт (скручивает) нить, видно что из одинаковых волос получается прочная нить с новыми свойствами которых нет у отдельно взятых волос. Здесь можно отметить, что при делении живой клетки, нить ДНК после репликации скручивается в хроматиду, подобно тому, как скручивают пряжу в нить.
В космосе этот процесс можно наблюдать при термоядерных реакциях, например, в недрах Солнца, где водород (H) превращается в гелий (He).
Протон-протонный цикл.
Сначала два атома водорода сливаются при высокой температуре и мощнейшей гравитационной силе и образуют дейтерий (ядро состоит из протона и нейтрона)
и тритий (ядро состоит из протона и двух нейтронов), которые в свою очередь сливаясь образуют гелий-3, затем сливаются два гелий-3 и образуется «нормальный» гелий-4 (два протона, два нейтрона), а два «лишних» протона улетают прочь. При этом процессе выделяется огромное количество энергии т.к. система становится более упорядоченной. Благодаря энергии, исходящей от Солнца, на Земле зародилась жизнь, которая научилась использовать эту свободную энергию для формирования своего тела и размножения.
В развитии жизни на Земле заложен тот же универсальный принцип, когда из слияния двух подобных противоположностей, половых клеток от женского и мужского организмов, рождается новый организм со своими индивидуальными качествами. В биологии этот процесс называется мейоз.
В живой природе есть наиболее простой способ размножения клеток (митоз) - это бесполое размножение при котором происходит деление материнской клетки на две одинаковые клетки.
Бесполое размножение является древнейшим и самым простым способом размножения и широко распространено у одноклеточных организмов, для него требуется меньше энергии и времени, а также не нужно искать полового партнёра, что способствует высокому темпу размножения. Благодаря этому типу клеточного делению многоклеточные организмы развиваются и регенерируют (то есть, по сути, восстанавливают утерянные клетки). В процессе эмбрионального развития деление митозом играет особенно важную роль, поскольку развивающемуся организму необходимо правильно заложить все ткани и органы.
К недостаткам такого способа размножения можно отнести, то что накапливаются вредные мутации и не происходит увеличения генетического разнообразия, что снижает приспособляемость организма к изменениям окружающей среды.
В цикле митоза у соматических клеток эукариотических организмов происходит образование двух дочерних клеток в процессе деления материнской клетки, при этом хромосомные наборы в которых такие же, как в материнской клетке.
В интерфазе клетка удваивает ДНК, накапливает АТФ, синтезирует белки веретена деления, удваиваются центриоли. Далее происходит процесс деления клетки, который принято разделять на 4 фазы:
1. Профаза - формируются хромосомы, разрушается оболочка ядра, центриоли расходятся к полюсам.
2. Метафаза - хромосомы выстраиваются по экватору, от центриолей к ним подходят веретена деления.
3. Анафаза - веретена деления растаскивают дочерние хромосомы к противоположным полюсам.
4. Телофаза - материнская клетка разделяется на две дочерние клетки.
Для того чтобы повысить способность организма быстро приспособляться к изменениям окружающей среды, нужно было повысить его способность к быстрому изменению структуры своего тела. Развитие и устройство организма заложено в его геноме и для того чтобы иметь возможность быстро изменять структуру и функции тела, нужно иметь разнообразие генетического материала (т.е. иметь в потенции создание разнообразных форм путём их рекомбинации).
Для того чтобы решить эту задачу, в процессе эволюции, у организмов в обычных (соматических) клетках появляется двойной набор хромосом, а при половом процессе образуются гаметы (половые клетки) с гаплоидным (одинарным) набором хромосом.
Этот процесс называется - мейоз. Мейоз отличается от митоза тем, что проходит в две стадии, в первой - Мейоз 1 происходит удвоение генетического материала и синтез белка, внём различают 4 стадии: Профаза 1 - образуются хромосомы, Метафаза 1 - хромосомы располагаются по экватору происходит кроссинговер (хромосомы, доставшиеся от матери и от отца, обмениваются с генетическим материалом, происходит образование нового порядка расположения генов в ДНК, что приведет к рождению организма с новыми свойствами), Анафаза 1 - хромосомы расходятся к полюсам, Телофаза 1 - образуются две дочерние клетки с одинарным набором хромосом.
В Мейозе 2 тоже различают 4 фазы, процессы в которых протекают также, как и митозе это: Профаза 2, Метафаза 2, Анафаза 2, Телофаза 2, в результате деления образуются 4 гаплоидных клетки.
После того как коровушку-матушку зарезали повествование сказки разворачивается в несколько иной плоскости, как мы уже заметили ранее из умершего старого должно родится нечто новое. Так как корова символизировала богиню Нейт, которая рождает Солнце, далее следует кратко рассмотреть, чем являлось для древних египтян рожденное ей Солнце и через какие символы в древнем Египте люди изображали действующую силу Солнца.
Они видели как движется Солнце и своими лучами, своей энергией согревает влажную землю, пробуждает спящее в ней зерно, которое прорастает зеленым ростком и тянется зелёными листочками опять же к солнцу. Поэтому они изображали Солнце в виде круга с лучами которые заканчиваются ладошками. Солнце или бог Ра своими руками возделывают почву, взращивают зеленые растения, которые дают пищу животным и людям, ещё Солнце в лучах-руках держит знак Анх, который символизирует вечную жизнь. Получается, что солнце символ жизни и плодородия, и чтобы призвать к себе в помощь эту жизненную силу, древние египтяне изображали её в материальных символах. Они считали, что сам бог присутствует присутствует в этих изображениях, и через них можно напрямую к нему обратиться. Для того, чтобы божество оказало свою милость и помощь людям, совершались молебны в которых прославлялось данное божество и приносилась жертва посредством которой люди доказывали преданность своему божеству.
Зеленый росток папируса или колос, которые имели длинный цилиндрический стебель похожий на луч солнца, стали у древних египтян символом силы, дающей жизнь.
Далее этот символ зеленого ростка утвердился в храмовой архитектуре в форме колонн с капителями в виде стилизованного изображения распустившейся метелки папируса.
Еще одна архитектурная форма, которая впервые была создана в Египте - это обелиск, который символизировал собой луч солнца.
Форма пирамид была создана по образцу чёрного камня пирамидиона, который символизировал, первый участка суши (холм) - бен-бен, который появился из первичных вод Нуна.
Верхняя часть, в форме пирамиды — пирамидион, представляла собой лучи солнца, падающие на землю, обычно она покрывалась золотом или электрумом (сплав золота и серебра).
Далее этот символизм, который зримым образом передаёт суть животворящей силы невидимого бога Солнца Ра, перешел и на живую природу в виде эрегированного фалоса, что видно на многих древнеегипетских изображениях.
В древней славянской культуре Солнце также, как и в древнеегипетской играло решающую роль в формировании мировоззрения человека. Это можно наблюдать на примере сохранившихся народных традиций и праздников, которые во многом связаны с солярным циклом. Возьмём к примеру праздник “Масленица” или по другому “Проводы русской зимы”, который был приурочен ко дню весеннего равноденствия в северном полушарии планеты. Праздновать начинали за неделю до дня весеннего равноденствия и ещё неделю после него продолжались народные гуляния, во всё это время работа по дому практически прекращалась, из жидкого теста каждый день пекли блины — символы нового солнца. Древние славяне верили, что в это время землю посещает Ярило — бог весеннего солнца, плодородия и страсти, его также его почитали как покровителя земледельцев.
Славяне также через видимые символы общались с невидимыми богами, просили у них помощи через совершение определенных ритуалов посредством которых показывали богам свою просьбу. Вкопанный в землю столб с надетым на него колесом к которому были привязаны цветные ленточками, символизировал солнце (коло) с исходящими от него лучами (колышками). Девушки водят хоровод, держа в руках цветные ленточки, которые изображают лучи от, набирающего силу, весеннего солнца, и тем самым они показывают, что движение жизни продолжается и её энергия созрела в них для продолжение рода. Сжигается чучело старухи зимы, показывая тем самым что старое, которое уже выполнило свою роль в цикле времен природы, должно уйти, уступив место новому, молодому, зарождающемуся движению.
Для того чтобы поскорее прогнать холод, жгли костры и спускали с горок и холмов горящие колеса, играли, устраивали кулачные бои, флиртовали и развлекались, почитая таким веселым образом Ярилу — бога солнца, плодородия, продолжения рода и жизни вообще.
Сакральный смысл языческой Масленицы это воскрешения и обновления Земли и природы — поистине космических масштабов. По древнеславянским верованиям, за эти две масленичные недели огонь Даждьбога покидал небо, набравшись в Сварге сил за долгую зиму и приходил к спящей Земле и согревал ее, пробуждая к жизни богиню Лелю. В начале праздника Лель появлялась в образе юной девушки, но в сам день весеннего равноденствия становилась румяной, дородной женщиной. Дитя-солнце из Хорса постепенно превращалось в Ярилу — молодого человека. Как видно из мифа юноша и девушка проходят испытания, как и вся здешняя природа, переживая долгую холодную зиму, и достойно преодолев этот смертоносный период, становятся взрослыми т.е. способными к зарождения новой жизни, рождению детей и их воспитанию.
Ещё древние славяне отмечали праздник “Красная Горка”, когда наступала оттепель и появлялись пригорки свободные от снега. В этот день люди прославляли Ярилу — языческое божество весеннего солнца и плодородия, и Ладу — богиню веселья и любви. В этот праздник влюблённые пары устраивали свадьбы, а одинокие молодые люди искали свою вторую половину.
Праздник “Красная горка” символически очень схож с египетским мифом о сотворении первого холма суши Бенбен, который был согрет упавшими на него первыми лучами солнца и который стал прообразом обелисков, пирамидионов и четырёхгранных пирамид.
Для дальнейшей полноты картины сравним, как времена года влияют на сельскохозяйственную деятельность на территории древнего Египта и на территории России. Можно отметить следующий факт, что там и там сезон засухи сменяется сезоном обилия влаги, в который осуществлялись работы по выращиванию урожая. В Египте сезон обилия влаги начинался с разливом нила, в середины августа и египтяне отмечали это событие, как ежегодный праздник Вафа эль-Нил в течение двух недель, начинающийся с 15 августа.
Разлив Нила был поэтически описан в мифах как слезы Исиды, оплакивающей Осириса, когда его убил брат Сет и связывался с восходом звезды Сириус.
Осирис в ладье справа и его жена Исида в образе коровы со звездой Сириус между рогов в ладье слева.
На территории России сезон засухи совпадает с периодом зимних холодов, когда вода находится в замёрзшем состоянии и не доступна для потребления растениями, поэтому в этом регионе распространены хвойные, ксероморфные растения, адаптированные для сохранения воды в зимний период. Окончание зимнего сезона народ отмечал, празднуя Масленицу, которая приходится на день весеннего равноденствия примерно на 20 марта и отмечается 2 недели, неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после него.
Праздники Вафа эль-Нил и Масленица разделены примерно половиной года, т.е. когда в Египте собирали урожай, то на территории России готовились к посевным работам.
Время сбора урожая в долине реки Нил происходило в период с апреля по июнь, в зависимости от погоды, а сельскохозяйственные работы начинались во второй половине сентября.
Шему — сезон сбора урожая (март — май). К этому времени урожай созревал, и крестьяне начинали его уборку. Важно было успеть собрать весь урожай до того, как Нил снова затопит поля.
Далее, обращаясь к сюжету сказки, мы видим что старуха приказывает зарезать корову, Крошечка-Хаврошечка бежит к своей благодетельнице в надежде, что корова найдет способ, как избежать такой участи. Корова спокойно выслушивает девушку, она уже знает, что так и должно случиться потому что она, как великая богиня, прозревает будущее. Она успокаивает Крошечку-Хаврошечку и даёт наставления, что ей, красной девице, делать когда любимой коровы не станет. Девушка не должна есть мясо зарезанной коровы, а должна собрать её косточки, завязать их в платочек, в саду рассадить, корову не забывать и каждый день водою косточки поливать. Здесь нужно обратить внимание, как корова обращается к Крошечке-Хаврошечке, она называет её “красная девица”, а это означает, что ребенок вырос и это уже не маленькая девочка, а половозрелая девушка готовая готовая к вступлению в брак и к материнству, т.е. она не зелёная ягода, а уже красный, созревший плод. Девушка качественно изменилась и по древним обычаем должна пройти обряд инициации т.е. войти в своё новое качество, через преодоление определенных испытаний, пройдя которые, она бы этим подтвердила свой новый статус. Какое же испытание должна пройти Крошечка-Хаврошечка давайте в этом разберемся. Корова дала девушке давольно-таки не простое наставление, которое нужно каждый день выполнять, ещё при этом голодать, не есть мяса и да и вообще из этого наставления не понятно какую награду или выгоду получит девушка всё это выполнив. Что же тогда имела в виду корова, давая такое задание своей подруге, какие качества она хотела чтобы в ней проявились? Делать такую работу, не ожидая за неё награды, можно только тогда, когда в сердце живет любовь и вера в слово тобой любимого существа. Девочка видела, наблюдая за природой, что из плодов, которые упали с деревьев на землю, потом из их косточек вырастают такие же деревья. Наша героиня настолько любила свою благодетельницу да ещё и по своей детской наивности верила, что из косточек коровы посаженных в землю снова возродится её подруга. Опять вспомним тот факт, что в Древнем Египте был очень сухой климат и поэтому садовнику требовалось очень больших усилий для ежедневного орошения плодовых деревьев.
Чтобы глубже понять смысл сказки давайте опять вспомним как древние египтяне понимали смысл окружающего мира.
Мир сотворен, рождено Солнце мир распадается на две ипостаси: Нун и Наунет - мужское и женское. Атум - предвечное божество, сотворившее мир, вычихивает бога - Шу (покровитель: воздуха, дыхания, жизни) и выплёвывает богиню Тефнут (покровительница: огня и влаги) они близнецы, они тождественны и равны. Их единство и гармония противоположностей порождает весь зримый и незримый мир.
Боги близнецы, брат и сестра Шу и Тефнут.
Боги Шу и Тефнут, в свою очередь, рождают бога Геба - покровителя земли и богиню Нут - покровительницу видимого неба.
Картина сотворенного мира по представлению древних египтян. Здесь вверху богиня Нут символизирует видимое небо (горизонт), внизу бог Геб символизирует Землю. В центре плывет ладья миллионов лет, на ней бог Шу со страусиным пером, он же отец Геба и Нут, слева от него Ма́ат (ег. mˤ3t, копт. me, mei — «правда») — древнеегипетская богиня истины, справедливости, закона и миропорядка, которая руководит звёздами.
Из этой картины мира мы видим, что у земли - мужское начало, а у неба - женское.
Почему именно так? Геб, как мужское начало, даёт семя, а Нут даёт яйцо и при их соединении образуется плод ( зеленый росток) который должен укорениться, пойти в рост и принести плод. По своей сути зеленый росток в процессе своей жизнедеятельности соединяет в себе земное (минералы, воду) и небесное (кванты света, солнечную энергию). Такое представление о развитии жизни в Земном растительном мире отразилось и на представлении древнего египтянина о том, как протекает и развивается жизнь человека. Растение, созревая, даёт плод, наполненный питательными веществами, который, попадая в землю, прорастает в тот же вид, что и породившее его материнское растение. Такой же цикл и у человека, он рождается из оплодотворенного яйца, в течении жизни растёт наполняется жизнью, определенными духовными ценностями, в результате становится “зерном”, которое после его физической смерти, должно прорасти в небесном поле в духовное тело, если в нем накоплено достаточно жизненных сил, а именно духовных ценностей. Например в Ветхом Завете так говорится про смерть Авраама: “и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему” (Быт.25:8). Так, наблюдая за окружающей природой, древние египтяне пришли к мысли, что люди во главе с фараоном должны помогают богам бороться с хаосом и через это обретут вечную жизнь по другую сторону неба.
В русских былинах образ богатыря-хлебопашца Микулы Селяниновича очень близок по смыслу с образом Геба - египетского бога земли, такие характерные образы ярко показывают, что именно мужское начало неразрывно связано с плодородием земли.
Далее по тексту сказки видим, что Хаврошечка исполнила всё, что корова ей завещала; она голодом голодала, но мяса её в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, правда то что ожидала девушка не случилось, из коровьих косточек не возродилась её любимая корова, а выросла удивительная яблонька. Яблочки на которой наливные, листья переливаются золотые, веточки гнутся серебряные и никто из мимо проходящих ничего более красивого и чудесного в жизни не видел.
Этот сюжет удивительно сходен по смыслу с мифом об Осирисе и Исиде, давайте кратко вспомним его содержание.
У Геба и Сет родились дети: старший Осирис, потом его сестра Исида, брат Сет и сестра Нефтида. Осирис берет в жены Исиду, а Сет берет в жены Нефтиду. Осирис научил людей земледелию, даёт египтянам законы, при нём зарождается культура, искусство, религия. Бог Сет стал повелителем ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, порождал мужскую сексуальную силу, кроме Нефтиды имел ещё несколько жен.
Как известно мир стремится к гармонии и к совершенству, пытаясь привести в симметрию два противоположных начала, в нашем случае мужское и женское, но весь смысл существования и развития жизни заключен в этом движении к идеальной симметрии и вероятно если она будет достигнута, то и сама жизнь прекратит своё существование. В мире людей это противоречие порождает борьбу, страсти, чувства и в конечном счёте выбор между добром и злом.
Так происходит и в мифе об Осирисе, жена Сета Нефтида очарована красотой Осириса, она, принимает образ Исиды и вступает с ним в интимную связь, в результате у неё рождается ребенок Анубиса. Она боится, что если муж узнает, что у неё ребенок от Осириса, то он его убьёт этого ребенка. Нефтида бросает Анубиса в камышах на берегу Нила, там его находит Исида и заботится о нём как о родном сыне. Сет узнаёт о поступке жены и порыве мести убивает брата Осириса и сначала пытается утопить его тело в саркофаге в водах Нила, но Изида находит этот саркофаг извлекает из него тело мужа и прячется с ним в болотах в Египте. Сет снова находит тело своего обидчика разрубает его на множество кусков и разбрасывает их по египетской земле. Исида и Анубис по кускам собирают тело Осириса, и когда оно было собрано, Исида с помощью своих чар оживляет мумию и превратившись в самку коршуна — птицу Хат, обнимает крыльями Осириса, произносит волшебные слова и зачинает ребенка бога Гора. На этом злоключения Исиды не заканчиваются Сет продолжает её преследовать чтобы уничтожить потомство Осириса и она в виде коровы скрывается в болотах Нижнего Египта и там рожает сына Гора на плавучем острове Хеммис. Гор, став взрослым, побуждаемый духом отца, побеждает Сета и воскрешает отца, дав ему проглотить свое око. Но Осирис не желает оставаться на земле он становится повелителем в звёздном царстве Дуат, которое находится по другую сторону видимого неба и куда после смерти попадают души умерших. Земной трон занимает его сын Гор.
Миф об Осирисе опять же тесно связан с цикличностью сельскохозяйственных работ, которые напрямую зависели от разлива Нила, которое повторялось из года в год в одно и то же время, принося с собой плодородный ил и обильную влагу.
Разлив Нила начинается с середины июля, когда в центральной Африке начинается сезон муссонных дождей с июня по сентябрь. Древние египтяне связывали начало разлива Нила с восходом утром над горизонтом звезды Сириус, в древности это событие могло совпадать с днём летнего солнцестояния 22 июня, в настоящее время восход Сириуса сместился и наблюдается на 43 дня позже, примерно 19 июля. Своего максимума разлив нила достигает в сентябре, почти месяца уровень воды остается неизменным, а затем начинает идти на убыль, пока в декабре-январе река не входит в свое обычное русло. С апреля по Май сезон весенних дождей, река разливается и ускоряет течение. С приближением лета уровень воды в Ниле спадает и в начале июня Нил становится вдвое уже.
С июня по Июль Нил мелеет из-за жары, когда огромное количество воды испаряется.
С середины апреля до середины июня египетская земля в ожидании нового разлива Нила кажется умершей. Египет много дней подряд остаётся под палящими лучами солнца, с Сахары его обдувает горячий ветер, серая пыль покрывает засыхающие деревья, кое-где видна чахлая зелень, а вокруг сухая бесплодная земля вся изрезанная трещинами.
Считается что Сет хитростью убил Осириса в 17 день месяца Афир (то есть,13 ноября по григорианскому календарю) на 28 году правления или жизни Осириса, когда Солнце было в Скорпионе. Он изготовил богато украшенный саркофаг сделанный специально по размеру брата и когда случился пир предложил Осирису его примерить. Когда тот лег в саркофаг, заговорщики подбежали, захлопнули крышку, заколотили ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом и затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса. Убийство Осириса, произошло в то время когда в Египте начинали посев зерна и это злодеяние символически оказалось очень схожим с “похоронами” зерна в землю, пропитанную водами Нила, и для древних египтян Осирис стал тем, кто оживляет своей силой брошенные в землю зерна. Как мы видим из мифа, события на этом не закончились, Исида, найдя тело мужа в водах реки, прячет его в зарослях камыша в болотах Нила, в это время происходит небольшой весенний паводок вода в Ниле подымается. Далее в Египте наступает период летней жары, вода в Ниле значительно убывает, земля высыхает и покрывается глубокими трещинами. В это время Сет находит спрятанное в камышах тело Осириса, разрубает его на куски и разбрасывает их по Египту. Здесь мы можем опять заметить, как символически связано разрубание тела Осириса на множество частей с видимым растрескиванием сухой земли на куски. Богиня Исида верна своему мужу, не отчаивается, она идет по земле Египта и по кускам собирает тело Осириса, тело собрано, в предрассветное небо всходит звезда Сириус, происходит зачатие Гора и начинается разлив Нила.
Древние египтяне, наблюдая за этим природным кругом событий, сформировали своё религиозное мировоззрение что человек, как созревшее зерно, по смерти должен в гробу (саркофаге) лечь в землю и с помощью бога Осириса прорасти зеленым живым ростком в новом Небесном Царстве. Поэтому для древнего египтянина смысл жизни был в том, чтобы строго соблюдать установленный богами миропорядок, за которым следит богиня Маат, в результате стать жизнеспособным (тучным) зерном чтобы прорасти в новом звёздном мире.
Возвращаясь к сказке, можно вспомнить братьев Гримм, откуда у них в повествовании появилась козочка. Обратимся опять же к мифу об Осирисе, когда он стал царем загробного мира, он победил хаос смерти и Осирис говорит о себе: “Я - Птахово зерно, я - Непри”. Птах одна из ипостасей бога Ра - его тело, Непри суть зерно, его жизненная сила.
Бог Осирис с бараньими рожками на которых он держит солнце и корону, символизирующую, что в нем дыхание жизни, которое он даёт умершим. В нем явился овен Иуфра, который есть символ ночного Солнца, того Солнца которое освещает мир по ту сторону видимого неба, тот мир куда души людей уходят по своей смерти. Осирис, как бог победивший смерть, стал для древних египтян проводником в этот день будущей жизни, который для нас, сегодня живущих на земле, как тёмная, непроглядная ночь и который даст свой свет человеку, когда он оживет в вышнем, звездном, загробном мире.
Справа налево: Амон, Ра-Хорахте, Птах - один бог в трёх ипостасях.
Амон - имя бога, Ра - лицо бога, Птах - тело бога.
Бог солнца Ра великий андрогин проявляется в четырех ипостасях:
Хепри (скарабей) - утро,
Сокол (Ра) - полдень,
Атум (завершенный) - вечер,
Иуфра овен - ночное Солнце.
Сокол - символ солнца - его муж. начала.
Кобра Иарет - символ Солнца - его жен. начала.
Крошечка-Хаврошечка выполнила всё, что наказала ей коровушка-матушка, в результате выросло чудесная яблоня, да такая какую в этом мире никто не видал, яблочки на ней висят наливные, листва шумит золотая, веточки гнутся серебряные.
Давайте подумаем, что может скрываться за таким образом? Конечно можно представить, что это осень: тут вроде бы и листочки золотые, и веточки покрыты инеем гнутся серебряные, и плоды наливные, но такая картина привычна для взора, каждый год осень встречает человека своей красой, своими плодами и не приводит его в ступор. Как можно видеть, в нашей сказке происходит нечто необычное по своему виду и красоте, поэтому можно сделать предположение, что описываемое событие с выросшей в саду яблоней, происходит в другом более прекрасном мире. Вспомним наказ коровы не есть её мясо, какой ещё может быть в этом наказе смысл, связанный с обрядом древних египтян. Осирис был похоронен в саркофаге, так в дальнейшем древние египтяне, памятуя это событие, хоронили умерших в саркофагах. А что такое саркофаг по своей сути - это то, что поедает мясо (др.-греч. σαρκοφάγος, sarkophágos — плоть поедающий) - разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати. Поэтому корова и даёт девочке такое наставление не есть её мясо, чтобы не обратиться в гроб наполненный нечистотами. Здесь можно вспомнить слова евангелиста Матфея: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония” (глава 23, стихи 23-28).
Исходя из вышеприведенного, можно сделать такой вывод, что чудесная яблонька выросла в другом загробном мире, по ту сторону неба, в прекрасном саду где царствует сам Осирис. По представлениям древних египтян Осирис не просто встречает умерших в царстве мертвых, но он ещё и судья вместе с богиней истины Маат, он наблюдает, как кладут сердце умершего на одну чашу весов, а на другую - страусиное перо богини Маат и если весы уравновешиваются, то из этого следовало, что человек вел праведную жизнь, не нарушал установленного богами порядка, жил и работал так чтобы мир вокруг него становился более гармоничным, упорядоченным, более прекрасным. Если весы не приходили в равновесие человек не становился достойным войти в царство Осириса, его сердце съедал страшный зверь по имени Аммит.
Далее читаем в сказке: “Случилось раз – девушки гуляли по саду” и в это время по полю ехал барин - богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек: «Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет». Все три сестры бросились к яблоньке, пытаются наливные плоды сорвать, но ничего у них не получается, они уж и прыгали, и сучьями пытались достать, только руки изодрали, да косы у них порасплетались запутались. А когда подошла к яблоньке Крошечка-Хаврошечка веточки с наливными яблоками сами к ней опустились, барин увидел всё происходящее, понятно ему стало, кто какой в жизни плод сотворил. “Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать”.
Дочитав сказку мы видим, что Крошечка-Хаврошечка удачно выходит замуж и всё у неё хорошо, но если вглядеться глубже в смысл повествования, то можно понять что последнее действие происходит уже не в этом, а в горнем мире, на суде в царстве умерших и за этим судом наблюдает Осирис. Здесь на весах взвешивается сердце человека, как наливной плод, созревший от тех дел, что творил человек в земной жизни. Мы видим в этой сказки, что всё воздаётся по делам и по вере человека, Крошечка-Хаврошечка поверила корове, свою любовь к ней показала ежедневными делами и её сердце преисполнилось жизнью, как чудесное наливное яблоко. Сам Осирис взял её в жены т.е. сделал девушку подобной себе бессмертной богиней и ввел в Дуат - царство добра, мира и гармонии.
Что же можно сказать про трёх сестёр, которые так и не смогли сорвать наливное яблоко, только то что в загробном мире уже поздно изменить свою участь, так как уже нет материального тела, а только бесплотная душа в которой живут и управляют ей те чувства, которыё созрели в материальном теле на Земле.
*******************************************************************************
Особая благодарность Виктору Викторовичу Солкину за его лекции о Древнем Египте.