Появление этой яркой и необычной книги следует считать сенсацией нынешнего литературного года. Эффект неожиданности проистекает не только от того, что ее автор – наша землячка и то, что в ней описываются события 2014 и 2023 годов в Донецке. Он происходит еще и от того, что осмелилась написать об этом историк и журналист, активно трудящийся на ниве Мельпомены. За плечами Валерии – классическое историческое образование. Она изучала в Университете современную историю Балкан. Позже активно проявляла себя в театральной критике. А еще занимается информационным обеспечением петербургской Мельпомены. Точнее сказать, одного из весьма популярных коллективов.
И вот перед нами – ее литературный дебют, рассказывающий о том, о чем думает нынче любой человек, говорящий и мыслящий по-русски. Из всего потока нынешней русскоязычной прозы, в которой так или иначе затронута тема исторической драмы, которая на наших глазах разыгрывалась на Украине и вокруг нее, пожалуй, только повесть Валерии Троицкой (хотя по объему текст далеко выходит за рамки этого литературного жанра) может быть с честью и достоинством отнесена к актуальной художественной прозе. При этом мы понимаем, что у Захара Прилепина есть иная стезя в отношении современной истории Донбасса – документальная публицистика.
В «Донецком море» соблюдены законы повествования и обрисовки характеров, здесь порывы публицистических намерений строго сдерживаются автором. Это, действительно, история одной семьи, жившей в Донецке. Именно через судьбы этих героев и прошел тот разлом, который вполне может быть определен в номинации «гражданская война». И это не фигура речи, а горькая фиксация того, как некогда хлебосольная и по-славянски родная республика оказалась разорванной надвое в угоду политическим интриганам и «укронацистам», возжаждавшим оторвать друг от друга два братских народа с общими корнями и общей судьбой.
Не дело критика описывать геополитический контекст образца 2014 и 2023 годов. Мы все видели своими глазами и можем четко сформулировать собственное отношение к произошедшему и происходящему. Именно данное обстоятельство и освобождает Валерию Троицкую от необходимости описывать все этапы того, что происходило и происходит нынче на Донбассе и вокруг него. Она взяла за основу «мысль семейную», но весь ход ее повествования выводит читателей на ту самую «мысль народную», нынче столь важную. Так когда-то гениально открыл Лев Толстой сопряжение частной судьбы отдельного человека с теми трагическими катаклизмами, в которые он оказывается втянут, быть может, и против своей воли и соответствующего хода обыденной жизни.
Валерия предпослала основному тексту эпиграф, лучше всего характеризующий будоражащую автора идею о преобразующей силе Русской весны – «Посвящается Донбассу, который заставил нас стать собой». А дальше и начинается рассказ о семействе Ковалевых, в котором есть отец и мать, дочь Катя и сын Ромка. Сначала мы читаем скромные страницы дневника Кати, школьницы выпускного класса, а затем продолжается рассказ о той самой весне 2014 года, когда стало ясно, что добром и миром преодолеть украинский разлом никак не удастся. В сюжет «втянуты» родные и близкие семейству люди, у каждого из которых – свой взгляд на происходящее. И при всем единстве их позиции в отношении противостояния с «украми» мы вдруг обнаруживаем небольшую трещину, которая прошла через внешне дружное семейство жителей Донецка.
Похоже, что Валерия Троицкая сама сталкивалась с подобными драматическими обстоятельствами, когда ближайшие родственники оказывались по разные стороны баррикад. Не дай бог, если такое случается…Даже думать об этом страшно, а уж читать про подобное – еще ужаснее. Самое невероятное, что именно мама Кати Лариса провоцирует разрыв в семье, уезжая из Донецка в Украину и увозя с собою младшего сына Ромку. Катя остается с отцом, которого зовут Олег, но который среди ополченцев получает позывной «Капитан». Дальнейшее не стоит описывать в данном тексте. Вы должны прочесть повесть сами. Как человек, трижды побывавший в Донецке в 2019-2020 годах, могу свидетельствовать: Валерия написала абсолютную правду о настроениях дончан и об обстановке, в которой им приходилось уже тогда жить и бороться.
Ее авторская воля оставляет за пределами текста восемь лет жизни Кати и сразу сталкивает нас, читателей, с реалиями жизни и борьбы Донбасса образца 2023 года. Может быть, стоило рассказать и про прошедшие годы. Но таково было решение Валерии Троицкой, решившей сконцентрироваться на том, то произошло с главными героями рассказанной истории одной семьи. Смею вас заверить, что той развязки, которая предложена в «Донецком море», вряд ли кто-нибудь ожидал. Но настроение тревоги и ощущение опасности для тех героев, на чью сторону встанет читатель, будет только усиливаться по мере приближения к финалу повести. Пересказать это невозможно. Хотя возможно узнать о том, почему повесть названа «Донецкое море». На этот счет у меня есть одно соображение. Дело в том, что в нашем городе неожиданно для себя я обнаружил кафе под названием «Кальмиус». Это имя реки, которая протекает в столице Донбасса. Сейчас кафе закрыто. Но тогда, когда оно работало, в него можно было зайти и увидеть фотографии прекрасного города Донецка, напоминающие о том, что это город миллиона роз. Все это было когда-то.
Нынче нам известны другие реалии этого драматического и сурового житья-бытия. И судьба Кати Ковалевой, выучившейся на филолога и ставшей медсестрой в местной больнице, лучшее свидетельство того, что слова эпиграфа были приведены не зря. В иных сетевых рекомендациях относительно новинок литературы есть такая жесткая, повелительная формулировка: «обязательно к прочтению». Думаю, что ее нужно разместить и на обложке последующих изданий этой искренней и потому волнующей повести.
Сергей Ильченко