Автор Сергей В.
Не помню точно когда, но последние лет 7 в рыболовных трипах я двигаюсь из категории рыболовов поймал -отпустил в другой многочисленный отряд поймал -съел. Вот и поездки свои дальние рыболовные планирую уже не только за спортивным интересом , но и с точки зрения привезти домой и есть потом с удовольствием вкусную дикую рыбу. Поэтому и не тянет так на Кольский с его дорогущими лагерями и отпусканием всех пойманных лососей. Хорошо, что Россия большая и мест много.
Так и оказался на Сахалине . Сначала по симе , потом по горбуше и вот услышал про тунца. Последние несколько лет он массово стал попадаться у берегов острова. Вместе с ним заходят лакедра (желтохвост) и корифена (махи-махи , дорадо). Но их значительно меньше.
Одни ищут объяснение этому феномену в глобальном потеплении, другие в изменившимся теплом течении со стороны Японии, точные причины неизвестны , но тунец подходит и его ловят. Это голубой тунец, размеры от 10 до 50+ кг, самое оно для спортивной рыбалки. Причем рыбалки не только традиционным троллингом но и взаброс по котлам , как ладожского окуня.
И хотя по вкусовым качествам для меня мясо тунца далеко не на первых местах , желание побороться с рыбой которая весит немногим меньше тебя очень привлекало.
Ну, желание то желание, а как его осуществить ?
Самое простое- это вписаться за деньги с теми кто возит на такую рыбалку. Тут еще нужно иметь в виду, что все эти тунцовые пляски происходят в открытом море которое не всегда спокойно и высоковероятностный прогноз возможен лишь на 2-3 предстоящих дня.
Начал обзванивать Сахалинских тунцеловов . Все предлагали забронировать место на катере далеко заранее. На мой вопрос , а если в море будет шторм в этот день ? Отвечали – вернем деньги. Тут еще нужно учитывать, что летние месяцы это высокий сезон на острове и билеты по вменяемым ценам вместе с арендой жилья нужно покупать хотя бы за месяц до вылета.
Все это вместе ,а также совсем недешевые цены на тунцовые трипы с Сахалинскими аборигенами подтолкнули к мысли о покупке своей лодки и мотора и отправке на далекий остров. Выбор комплекта тоже отдельная история , скажу , что остановился на нерегистрате . Лодка НДНД 380 и тоха 9,9 которая легим движением руки превращается в 18 (или наоборот)
Это максимальный вес который я один могу грузить в /из машины и подкатывать на транцевых колесах/тележке к воде. Долго сомневался смогу ли в одно лицо, но силы есть пока – смог.
Подготовка началась за два месяца почти до предполагаемой поездки. Лодка , мотор куплены и с дополнительными вещами отправлены до места назначения. Чуть не подвела транспортная компания , но все таки успела- мотор прибыл за 3 дня до моего прилета.
А вот два major crafta прибудут уже после моего возвращения в СПб (СДЭК – спасибо, чтоб тебе пусто было)
Тут стоит отметить , что если бы не мой приятель из Южного (так местные называют Южно -Сахалинск) из всей этой затеи ничего бы не получилось. Лодку мотор и прочее барахло нужно было получить и где то хранить . Гаражей в аренду в Южном почему то не сдают , а арендовать контейнер для хранения 0,5 кубометра вещей не очень выгодно .
Но, почти все ,кроме спинов, доехало, прилетел и я .
Разложили на травке лодку , накачали , сдули , сложили
Мотор я почти обкатал на даче , поэтому убрали все в багажник арендованного KIA Sportage – заняло почти все место со сложенными сиденьями . И разошлись в предвкушении завтрашних полевых /морских испытаний.
Назавтра не очень рано ( джетлаг небольшой все же был) выехали в сторону моря .
Морская рыбалка привлекает меня особенно, хотя я и чуть не утонул в Финском подростком , и яхта наша сгорела на Баренцевом , все равно тянет.
Через почти два часа дороги выгрузились на берег. До моря метров 30 . Сначала крутой спуск и дальше по песочку. Принципиально не принимая помощь товарища , в одно лицо выгрузил лодку , мотор, накачал и на транцевых колесах докатил до воды. Тяжеловато, но терпимо . Загрузили лодку , пошли. Задача у нас была в этот день дообкатать мотор, посмотреть как все работает и , конечно, порыбачить.
Лодка бодренько бежала в море а мы также бодренько крутили головами во все сторны в надежде увидеть котлящего тунца.
Не увидели. Зато на горизонте разглядели две лодки . Конечно же двинули к ним посмотреть , что делают, спросить. Оказалось- ловцы трески.
Меня очень интересовало , что за рыбу помимо тунца и других тропических пелагических рыб можно поймать ?
Оказалось, не так и много в тех местах. Это треска и камбала .Камбалу ловят у берега местные на резиновых лодочках. Размер ладошечный , бывают и крупные.
Треска на глубинах ± 100 м , ее еще найти нужно. Размер трески около 5кг , попадаются и крупнее рыбы. Снасти абсолютно те же , что у нас . Даже пилькеры норвежские продаются.
Да, подошли – у рыбака на кукане плавают 5 тресочек , поймал с утра . Останавливаться не стали , у нас и снастей на треску не было. Дальше тунцов искать.
Встретили троллингистов . У них «0» . Еще походили – ничего . Двинули обратно. По дороге замерили скорость . Почему то навигатор показывал 18 км/час . Переставляли мотор на разные дырки, пересаживались, все равно скорость почти не менялась . Только потом разобрались. GPS сбросил первоначальные настройки и стал показывать английские мили в час. Вот так бывает …
После рыбалки я опять в одно лицо вынул лодку , снял мотор и раздельно лодку на транцевых а мотор на тележке закатил в горку к машине. Тяжело но терпимо.
На следующий день пообщавшись с местными тунцеловами поехал еще в одно место. Вроде бы, троллингисты ловили и даже несколько котлов видели.
Опять, конечно проспал и с учетом дороги , сборов был в 11 ч на воде. Пошел сразу на ± 100м глубину попробовать треску (пилькер и ставку купил днем раньше), а потом посмотреть по ситуации.
Тут нужно сказать , что южная часть Сахалина довольно близка к Японии а потому погран. зона и т.д. и т.п. Лодку с мотором нужно регистрировать у пограничников – тот еще квест. А потом перед каждым выходом отзваниваться сообщая свои данные и номер уведомления и соответственно сообщать о прибытии назад.
Но это еще ладно- главное всем мелколодкам дают разрешение на двухмильную зону от берега , а это совсем ниочем. Следовательно, даже официально, имея номер уведомления и зарегистрировав свою лодку у погранцов ты все равно в большинстве случаев нарушитель. Конечно, штраф небольшой , но на третий раз вместе со штрафом прилетают неприятные сюрпризы в виде отказа разрешения на оружие (для охотников) и еще что либо подобного.
С такими мыслями вышел в море после сборки лодки. Дойдя до 50 м глубины (примерно) начал пробовать ловит треску. Эхолот Практик который взял с собой , чтобы был хотя бы какой нибудь ,максимально показывал глубину 25 м , поэтому смотрел изобаты на сухопутной карте.
Попробовал треску – ничего. Пошел дальше . Головой , конечно, крутил на 360 град , но ничего не увидел. Метрах на 70 стали попадаться бычки .Весом поменьше кг. Они на Сахалине вместе с красноперкой (угаем)и мелкой камбалой относятся к беспонтовым рыбам и их , обычно, выкидывают
Прошел до 100 м глубины – бычки. Где то на 130 м наконец клюнула треска. По ощущениям – 3-5 кг . Шла тяжело, все таки безынерционная катушка и кастинговый спиннинг не очень предназначены для глубоководного slow jigging.
Пока вытаскивал, уже в мыслях решал, что буду делать -–на ужин пожарю или срежу филе и заморожу. Тут она и сошла.
Дальнейшие упражнения с пилькером на глубине приносили результаты в виде бычков да и то редко.
Вот , клюнул очередной и я его не спеша вытаскиваю. В описании катушки написано 1,02 м за один оборот ручки. Значит крутить больше ста раз.
И тут услышал всплеск. Я уже про тунца и думать забыл поэтому сразу не придал значения . Снова всплеск который уже увидел. Метров 40 от лодки , вполне в пределах заброса. А у меня бычок и еще оборотов 50 катушки. Тут , конечно, адреналин в кровь , руки затряслись , бычок быстрее наверх пошел. А вот и метров 20 от лодки вода забурлила. Конечно , когда вынул , переставил приманку все стихло. Но понял, что не тем занимаюсь и стал внимательней осматривать поверхность. Да и тюлени которых видел не одного сигнализировали о наличии рыбы. Эти кабачки там где нет рыбы не плавают.
Мин через 30 увидел метров за 100 прыгающих тунцов. На фоне неба/моря казались черными. Естественно, туда на полном газу. Но подошел- все стихло и на мои забросы никто не отозвался. Так и пошел обратно.
А обратно час на сборы , почти два на дорогу и еще еду готовить .
На следующий день обещали ветерок 2-6 м/с Для моря это уже критично. Да и местные тунцеловы не советовали ехать. Но на одном из прогнозов ветер был слабый , поэтому поехал. После тунца ловить в море горбушу с берега совсем не хотелось.
Те же почти 2 часа дороги и я на месте . А там уже стояли три машины местных . Две с прицепами . Значит на рыбалку приехали раньше меня. Море тихое . Накачался , пошел.
На горизонте катера троллингистов . Подошел к одному – ба , да это кастеры как и я . Удочки с попперами и стиками. Перекинулись парой слов . Они видели один котел, но ничего не взяли. Посоветовали быть осторожнее так далеко от берега . У них большой катер, а меня могут погранцы прихватить . А как осторожнее ? Быстроходный пограничный катер догонит в любом случае.
Закинул воблер на дорожку , иду , смотрю во все стороны.
Увидел тюленя . Ага , где то здесь рыба .
Вот небольшой ветерок поднял маленькие волны. Интересно наблюдать такое на море : Здесь гладкая поверхность ,только медленно поднимаются и опускаются большие пологие волны как будто море дышит. А через 20 м полоса взлохмоченной ветрком воды . А дальше опять гладко.
И вот среди этих небольших волнишек показалось, что какие то рыбы спину из воды показывают. А может только показалось . Так и не понял. Иду дальше . И тут уже явно вижу , что плавится рыба недалеко от лодки. Хватаю спин , заброс поппера , атака – есть ! Сопротивляется , но не как тунец- послабее . Подвожу к лодке – корифена !
И рядом вторая . Прям как наши окуни – одного тащишь , а еще парочка сопровождает.
Нельзя сказать , чтобы сильно давила – все таки снасть мощная , на тунца расчитана. Но подвести к лодке не давала. Так и крутился я за ней , а она круги нарезала вокруг лодки. Минут через 10 начала уставать.
Как брать ее в одно лицо ? Был липгрип , но про него не подумал. Для такой крупной рыбы был заготовлен гарпун с отстегивающимся наконечником.
И вот , подвожу рыбу , перекладываю удочку в левую руку , в правой гарпун, он тяжелый , собака. Удар – мимо , рыба пугаясь отходит. Хорошо, зацепилась надежно. Вторая попытка- попал в бок , гарпун не смог пробить рыбу, но она закровила. Уже хорошо. Наконец с третьей или не помню с какой попытки удачно ударил, пробил жаберную крышку и через жабры насквозь.
Выдохнул. Моя рыба.
Затащил в лодку – явно больше 10 кг.
В пакет , чтобы не испачкала все. Тут , конечно, можно было и домой , но кто ж так сделает ? Я – нет.
Подошли два рыбака на такой же лодке как у меня . Только мотор китайский . Я бы на таком в море не пошел. Они ничего не видели с утра. Показал им рыбу , рассказал как поймал. Тут же умчались на поиски корифен. Я тоже продолжил рыбалку.
Через час увидел небольшие всплески – кинул поппер. При проводке атака рыбы. Половив GT , тунцов , луцианов в тропиках могу приблизительно оценить размер рыбы по всплеску/ выходу на поверхностную приманку. Так вот этот всплеск был такой же как я со своими 77 кг прыгнул бы с лодки в воду. Точно не корифена . Тунец , и хороший тунец . Кг 50 где то.
Ну , конечно, руки затряслись, адреналин…
Но, продолжения не последовало.
Опять встретил рыбаков на такой же лодке .Они видели , выход, атаку но поймать не смогли.
Ну а дальше на берег , фото , сборы, дорога домой
. А в квартире еще предстояла работа .
Корифен я еще на запчасти не раскладывал . Но рыба как рыба , голова странной формы . С помощью филейного ножа и пилы от Victorinox справился.
Запеченая в духовке голова - объеденье!
Сашими – обалденное !
Жареная тоже хороша .
Ну и в завершение : место интересное . Где еще в мире можно ловит в один день тропических тунца , корифену , желтохвоста вместе с северной треской ?
Но море есть море . В последующие три дня дул ветер и на воду было не выйти. Два раза с надеждой приезжал и смотрел с берега на барашки.
Готовлюсь теперь к следующей поездке . Там еще кету в море можно половить . Лодка пригодится.
Опубликовано на сайте ПКР в разделе Блоги