Найти тему
Школа Жизни

Блокада Ленинграда. Как появилась Дорога жизни?

   Мемориал «Разорванное кольцо» на 40-м км Дороги жизни Фото: Vitold Muratov. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0
Мемориал «Разорванное кольцо» на 40-м км Дороги жизни Фото: Vitold Muratov. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

В советское время о Дороге жизни писали и снимали фильмы, тогда еще недавнюю историю люди помнили, особенно ленинградцы. Прошло время, сменилось поколение, про войну стали говорить значительно меньше, а про блокаду — так и вовсе… Но забывать про это не следует.

8 сентября 1941 года немецкие войска вышли на берег Ладоги, окончательно отрезав Ленинград от «Большой земли». А уже 12 сентября первые две баржи, № 1214 и № 6207, которые везли 626 тонн зерна и 116 тонн муки, пришли к пристаням. Правда, причалы были еще не приспособлены к их приему, потому они остались на якоре недалеко от будущего порта.

А потом на Ладоге случился внезапный шторм. Одна баржа потонула у самого берега, а вторую волнами выбросило на сушу. С потонувшей баржи мешки с мукой вытаскивали водолазы. Вскоре руководству было доложено, что спасено почти все, что утонуло.

Четыре земснаряда на Ладоге со стороны Ленинграда работали круглосуточно. К концу сентября в бухтах Осиновец, Гольцмана и Морье были готовы причалы на 25 судов, к ним была подведена узкоколейка.

С Большой земли продовольствие в блокированный город транспортировалось так: по железной дороге до станции Волхов. Оттуда — до причала в деревне Гостинополье. И по реке Волхов суда шли до Ладоги. Затем — по озеру до Осиновца и соседних бухт на другой стороне озера. Оттуда груз переваливали на транспорт — до железной дороги. И по ней — прямо в Ленинград.

В сентябре грузы в блокадный город транспортировали 72 речных буксира и 100 речных барж, а также 5 озерных буксиров и 29 озерных барж.

   Буксир ведёт по Ладоге баржу. Сентябрь 1942 г. Фото: RIA Novosti archive, image #397 / Boris Kudoyarov, по лицензии CC BY-SA 3.0
Буксир ведёт по Ладоге баржу. Сентябрь 1942 г. Фото: RIA Novosti archive, image #397 / Boris Kudoyarov, по лицензии CC BY-SA 3.0

Уже только за сентябрь через Ладогу в город было доставлено около 26.000 тонн продовольствия и других грузов. Немцы вскоре поняли опасность этого транспортного пути и старались обстреливать и бомбить и суда, и порты погрузки и выгрузки.

Всего за осень 1941 года в Ленинград через Ладогу перевезли 60 тыс. тонн грузов, из них 45 тыс. тонн продовольствия. На Большую землю отправили 10,3 тыс. тонн грузов, и эвакуировали 33 тыс. ленинградцев и 20 тыс. военнослужащих. При этом от штормов и от действий противника только за первую навигацию потонули 5 буксиров и 46 барж.

Уже в октябре 1941 г. начались первые расчеты и исследования для прокладывания зимней дороги по льду Ладоги. 13 ноября был издан приказ начальника тыла Ленинградского фронта по прокладке пути от маяка Кареджи через озеро на мыс Осиновец.

   Дорога жизни, ноябрь-декабрь 1941 года. Фото: Germash19. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0
Дорога жизни, ноябрь-декабрь 1941 года. Фото: Germash19. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

Однако от маяка Кареджи проложить путь не удалось, подводные течения размывали лед, ветер его ломал. В итоге путь был проложен от Осиновца на острова Зеленцы и далее на Кобону и Лаврово.

15 ноября на лед Ладоги вышла первая группа солдат 88-го мостостроительного батальона, они разведывали путь через озеро. 16 ноября по разведанному пути пошла первая небольшая автоколонна с мукой. До Ленинграда дойти не смогли, примерно на середине пути увидели большую не замерзшую полынью, которую не сумели обойти. Колонна вернулась назад.

Первый конный обоз смог пройти только 21 ноября. Вскоре по окрепшему люду пошли уже грузовики. Военно-автомобильная дорога № 101 была открыта.

Увы, уже в первые недели эксплуатации дороги под лед провалились до сотни грузовиков. Оказалось, что езда большого количества груженых автомобилей заставляет лед озера колебаться в резонансе. От этого он ломался, возникали полыньи, в которых и тонули машины.

Наум Рейнов из Физтеха создал специальный прибор «прогибограф», который регистрировал колебания льда. Благодаря этому прибору удалось найти оптимальную скорость движения грузовиков по льду.

  • Оказалось, что для безопасного проезда грузовика с 1 тонной груза толщина льда должна быть не менее 20 см. И тогда было рекомендовано машинам двигаться со скоростью 35 км/час с интервалом не менее 70 метров.

За пять месяцев существования дороги, с 21 ноября 1941 года по 24 апреля 1942 в город было доставлено 361 тыс. тонн грузов (из них 262 тыс. тонн — продовольствия). Помимо продовольствия везли ГСМ, боеприпасы и многое другое. За это же время из города было эвакуировано более 550 тыс. человек.

   Движение транспорта по «Дороге жизни» в марте 1943 года Фото: добросовестное использование
Движение транспорта по «Дороге жизни» в марте 1943 года Фото: добросовестное использование

Летом 1942 года по дну Ладоги в блокированный город были проведены силовые кабеля, давшие Ленинграду электроэнергию, несколько телеграфных и телефонных кабелей, а также трубопровод, по которому город стали снабжать горючим.

Ледовая Дорога жизни в 1942 году была вновь открыта 22 ноября 1942 года. Она по-прежнему была смертельно опасной, но секреты проезда по ней были решены еще в зиму 1941−42 годов.

В январе 1943 года блокада была прорвана. Нагрузка на ВАД № 101 сильно уменьшилась. Но окончательно ледовая трасса была закрыта только в марте 1943 года.

Автор — Игорь Вадимов

Источник — ШколаЖизни.ру