Сепарация – это процесс отделения ребёнка от родителей и других значимых взрослых. Он начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни. В гештальт-терапии сепарация рассматривается как один из ключевых аспектов личностного роста и развития.
В современном мире период зависимости ребёнка от взрослых может быть довольно длительным. Хотя в 18 лет человек формально становится взрослым, он часто продолжает учиться и материально зависеть от родителей. После окончания учёбы ему может потребоваться время, чтобы поработать и набраться опыта, а также вырасти в профессии, чтобы обрести независимость. Однако зависимость от родителей не ограничивается только материальной сферой, поскольку обеспечивающие ребёнка родители часто считают себя вправе контролировать его. Этот контроль может продолжаться и после достижения материальной независимости, ведь для некоторых родителей их дети остаются детьми навсегда.
В терапии запросы на сепарацию редко озвучиваются прямо. Косвенно речь о ней может идти, например, когда человек хочет устроить свою личную жизнь, но его выбор не одобряет мама или папа. Или же когда он сталкивается с нарушением границ в своей семье. При работе с этой темой важно понимать, что как зависимость, так и сепарация – это взаимный процесс. И границы вряд ли удастся установить до тех пор, пока не произойдёт внутренняя сепарация, а это сложный, кризисный и длительный процесс, к которому нужно основательно подготовиться.
В процессе сепарации человек учится осознавать себя как отдельную от других личность, заявлять о своих чувствах, потребностях и границах, критически пересматривать установки, усвоенные от родителей. С одной стороны, это конфликтный процесс, поскольку семейная система сопротивляется изменениям. С другой стороны, сепарация позволяет сделать отношения с родителями более яркими и глубокими, поскольку отделение делает возможным взаимодействие и взаимообогащение разных, но близких друг другу личностей.
Иногда в терапии могут вскрываться факторы, которые препятствуют сепарации. Например, не отделяясь, человек может пытаться спасти своих родителей от экзистенциального кризиса опустевшего гнезда (переживание родителей, связанное с покиданием дома детьми). Или же отделению могут мешать такие установки, как «мир опасен» и «не высовывайся». В редких случаях ребёнок может замещать собой фигуру партнёра для одинокого родителя. В других случаях, выбирая зависимость, человек может спасаться от ответственности за свою жизнь.
Для успешной сепарации важно, чтобы человек обладал необходимыми для неё ресурсами, то есть не только сильным желанием, но и возможностями. Поэтому в психотерапии параллельно с сепарацией прорабатываются другие связанные с ней темы, такие как детские обиды, страхи, неуверенность в себе, нехватка навыков заботы о себе и самостоятельной жизни.
Гармоничный процесс сепарации происходит посредством постепенного освоения роли взрослого человека. Сепарируясь, человек прощается со своим детством и юностью, учится заботиться о своём внутреннем ребёнке. Продвигаясь по пути взросления, он осознаёт и те возможности, которые этот путь ему открывает. Например, быть более свободным, больше самому выбирать, решать, как сложится его жизнь, быть себе надёжной опорой.
Дисгармоничный процесс сепарации может выражаться в резких всплесках и откатах. Например, человек может резко захотеть уехать от родителей и прервать с ними все контакты, а затем обнаружить, что не справляется с этой ситуацией и вынужден вновь просить у них помощи. Ещё одной формой псевдосепарации является застревание человека в роли требовательного ребёнка, который хочет, чтобы родители считали его взрослым, но не спешит отвечать за свои поступки и самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Псевдосепарация возникает тогда, когда к реальной сепарации есть серьёзные препятствия, с которыми нужно разбираться индивидуально. В первую очередь, она указывает на неразрешённый внутренний конфликт, за которым может стоять проблема поиска себя и своей идентичности, либо какая-то веская причина, по которой зависимость сейчас кажется безопаснее, чем свобода. Учитывая эти обстоятельства, можно двигаться в сторону частичной сепарации, что уже значительно облегчит ситуацию.
Отсутствие сепарации приводит к тяжёлым и конфликтным отношениям с родителями, поскольку естественная потребность взрослого человека психологически отделиться и жить своей жизнью в этих условиях фрустрируется. Не реализуясь, это стремление находит выход в агрессии, ссорах и фоновом недовольстве близкими.
Главным преимуществом сепарации становится психологическая зрелость. Сепарируясь, человек завершает в терапии обиды на взрослых и признаёт, что они не были идеальны, но сделали для него всё, что могли. Развенчивая грандиозные и «всемогущие» образы родителей, он понимает, что они – вполне обыкновенные люди, со своими достоинствами и недостатками. А значит, они могли ошибаться в прошлом и могут придерживаться иных взглядов на что-то сейчас, но это никак не должно мешать строить свою жизнь иначе.
Если тема сепарации Вам близка, буду рад, если в качестве психолога вы выберете меня.