Найти тему
Просто психология

Сепарация в гештальт-терапии: путь к истинной зрелости.

Сепарация – это процесс отделения ребёнка от родителей и других значимых взрослых. Он начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни. В гештальт-терапии сепарация рассматривается как один из ключевых аспектов личностного роста и развития.

В современном мире период зависимости ребёнка от взрослых может быть довольно длительным. Хотя в 18 лет человек формально становится взрослым, он часто продолжает учиться и материально зависеть от родителей. После окончания учёбы ему может потребоваться время, чтобы поработать и набраться опыта, а также вырасти в профессии, чтобы обрести независимость. Однако зависимость от родителей не ограничивается только материальной сферой, поскольку обеспечивающие ребёнка родители часто считают себя вправе контролировать его. Этот контроль может продолжаться и после достижения материальной независимости, ведь для некоторых родителей их дети остаются детьми навсегда.

В терапии запросы на сепарацию редко озвучиваются прямо. Косвенно речь о ней может идти, например, когда человек хочет устроить свою личную жизнь, но его выбор не одобряет мама или папа. Или же когда он сталкивается с нарушением границ в своей семье. При работе с этой темой важно понимать, что как зависимость, так и сепарация – это взаимный процесс. И границы вряд ли удастся установить до тех пор, пока не произойдёт внутренняя сепарация, а это сложный, кризисный и длительный процесс, к которому нужно основательно подготовиться.

В процессе сепарации человек учится осознавать себя как отдельную от других личность, заявлять о своих чувствах, потребностях и границах, критически пересматривать установки, усвоенные от родителей. С одной стороны, это конфликтный процесс, поскольку семейная система сопротивляется изменениям. С другой стороны, сепарация позволяет сделать отношения с родителями более яркими и глубокими, поскольку отделение делает возможным взаимодействие и взаимообогащение разных, но близких друг другу личностей.

Иногда в терапии могут вскрываться факторы, которые препятствуют сепарации. Например, не отделяясь, человек может пытаться спасти своих родителей от экзистенциального кризиса опустевшего гнезда (переживание родителей, связанное с покиданием дома детьми). Или же отделению могут мешать такие установки, как «мир опасен» и «не высовывайся». В редких случаях ребёнок может замещать собой фигуру партнёра для одинокого родителя. В других случаях, выбирая зависимость, человек может спасаться от ответственности за свою жизнь.

Для успешной сепарации важно, чтобы человек обладал необходимыми для неё ресурсами, то есть не только сильным желанием, но и возможностями. Поэтому в психотерапии параллельно с сепарацией прорабатываются другие связанные с ней темы, такие как детские обиды, страхи, неуверенность в себе, нехватка навыков заботы о себе и самостоятельной жизни.

Гармоничный процесс сепарации происходит посредством постепенного освоения роли взрослого человека. Сепарируясь, человек прощается со своим детством и юностью, учится заботиться о своём внутреннем ребёнке. Продвигаясь по пути взросления, он осознаёт и те возможности, которые этот путь ему открывает. Например, быть более свободным, больше самому выбирать, решать, как сложится его жизнь, быть себе надёжной опорой.

Пройденный процесс сепарации позволяет стать более самостоятельной личностью.
Пройденный процесс сепарации позволяет стать более самостоятельной личностью.

Дисгармоничный процесс сепарации может выражаться в резких всплесках и откатах. Например, человек может резко захотеть уехать от родителей и прервать с ними все контакты, а затем обнаружить, что не справляется с этой ситуацией и вынужден вновь просить у них помощи. Ещё одной формой псевдосепарации является застревание человека в роли требовательного ребёнка, который хочет, чтобы родители считали его взрослым, но не спешит отвечать за свои поступки и самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Псевдосепарация возникает тогда, когда к реальной сепарации есть серьёзные препятствия, с которыми нужно разбираться индивидуально. В первую очередь, она указывает на неразрешённый внутренний конфликт, за которым может стоять проблема поиска себя и своей идентичности, либо какая-то веская причина, по которой зависимость сейчас кажется безопаснее, чем свобода. Учитывая эти обстоятельства, можно двигаться в сторону частичной сепарации, что уже значительно облегчит ситуацию.

Отсутствие сепарации приводит к тяжёлым и конфликтным отношениям с родителями, поскольку естественная потребность взрослого человека психологически отделиться и жить своей жизнью в этих условиях фрустрируется. Не реализуясь, это стремление находит выход в агрессии, ссорах и фоновом недовольстве близкими.

Затянувшийся процесс сепарации может чувствоваться, как пародоксальная чужеродность в своем доме
Затянувшийся процесс сепарации может чувствоваться, как пародоксальная чужеродность в своем доме

Главным преимуществом сепарации становится психологическая зрелость. Сепарируясь, человек завершает в терапии обиды на взрослых и признаёт, что они не были идеальны, но сделали для него всё, что могли. Развенчивая грандиозные и «всемогущие» образы родителей, он понимает, что они – вполне обыкновенные люди, со своими достоинствами и недостатками. А значит, они могли ошибаться в прошлом и могут придерживаться иных взглядов на что-то сейчас, но это никак не должно мешать строить свою жизнь иначе.

Если тема сепарации Вам близка, буду рад, если в качестве психолога вы выберете меня.