Профессия стюардессы уже много лет окружена ореолом романтики. Люди мечтают о полетах над облаками, изящной форме и возможности видеть мир. Но за красивой оболочкой скрываются далеко не такие радужные будни, как это кажется со стороны. О том, с чем на самом деле сталкиваются бортпроводники, рассказала Анна, бывшая стюардесса. Она поделилась с журналистами рассказом о своей работе.
"Это не романтика, это тяжкий труд"
Анна, 25 лет, проработала стюардессой два года. Её рассказ начинается с того, как она переехала в Москву , решив связать свою жизнь с авиацией. Однако мечты о полетах и захватывающих путешествиях быстро развеялись.
"Мир я не увидела. Мне казалось, что стану частью команды и буду летать по всему миру. Но реальность такова, что на международные рейсы берут только опытных сотрудников. Я летала исключительно внутри России и ближнего зарубежья", – делится Анна.
По её словам, стюардессы, только начавшие карьеру, летают туда и обратно, проводя всё время в аэропортах и практически не покидая самолетов.
"Максимум, что можно увидеть, – это аэропорт через иллюминатор", – добавляет она с горькой иронией.
Рабочий график стал следующим испытанием.
"Работала по 4-6 дней в неделю, с вылетами в любое время суток. То утренний рейс, то ночной. Жить в таком ритме очень тяжело, мозг просто начинает "кипеть".
Стабильного времени для отдыха нет, и это истощает как физически, так и морально", – признается Анна.
О жилье и жизни в Москве
Москва – город возможностей, но также и город высоких расходов.
"Съём квартиры в столице – это непозволительная роскошь для рядовой стюардессы", – отмечает она.
Чтобы сократить время на дорогу до аэропорта и сэкономить деньги, многие бортпроводники объединяются и снимают квартиры в пригородах, таких как Лобня или Химки.
"На аэроэкспрессе или такси ездить дорого, а на общественном транспорте – это минимум два часа в одну сторону. Вся жизнь подчинена работе", – рассказывает Анна.
"К нам относятся, как к официантам"
Один из самых больших разочарований для Анны был в том, что её представление о роли стюардессы как спасателя и помощника в экстренных ситуациях оказалось наивным.
"Конечно, нас учат, как оказывать помощь и эвакуировать пассажиров, но ЧП случаются крайне редко, к счастью. В итоге основной фокус работы смещается на обслуживание. Пассажиры видят в нас официантов, от которых ждут только того, чтобы подать напитки или еду", – отмечает она.
Анна добавляет, что стюардессам уделяют большое внимание на обучение, обучая правильному общению с пассажирами, улыбкам и манерам.
"Но по факту, пассажиры часто относятся к нам, как к обслуживающему персоналу. В бизнес-классе нужно сидеть на корточках перед пассажиром, а в экономе – просто наклоняться", – жалуется она.
"Работа на земле лучше"
После нескольких лет работы Анна решила покинуть профессию.
"Когда меня стали ставить на дальнемагистральные рейсы с остановками в гостиницах, казалось, вот оно – мечта. Но довольно быстро понимаешь, что и в Хабаровске, и в Магадане достаточно побывать один раз, чтобы увидеть всё", – делится она.
Текучка среди бортпроводников велика.
"Зарплата не такая высокая, как многие думают. В компании остаются только любимчики руководства, те, кто дорос до международных рейсов, где действительно можно увидеть мир", – подчеркивает Анна.
Анна жалеет ли она о своём опыте? "И да, и нет. Я попробовала осуществить мечту и поняла, что это не мое. Это плюс. Но минус – здоровье подорвала. Сейчас я работаю на земле в авиационной сфере и счастлива спать по ночам", – говорит она.
Стюардессы других стран: не лучше
Интересно, что трудности стюардесс – не только российская особенность. В статье австралийского издания одна из американских бортпроводниц раскрыла шокирующие подробности работы в авиакомпании. Она рассказывала о сомнительном качестве питьевой воды на борту и о том, что санитарная обработка салона оставляет желать лучшего.
"Когда еда падает на пол, её часто просто подбирают и кладут обратно на поднос. А кондиционированный воздух на борту самолёта не полезен для здоровья", – утверждает стюардесса.
Усталость экипажа на постоянной основе – также большая проблема, что становится опасным фактором для полётов.
Работа мечты или вымысел?
Ещё одна стюардесса, Мария Ержина, проработала в небе 10 лет, налетав тысячи часов.
"Дешёвая еда, вода сомнительного качества, стрессы, хамство пассажиров – это всё часть работы стюардессы, и не только у нас", – рассказывает она.
По её словам, российские авиакомпании ничем не отличаются от зарубежных.
"Наш сервис не лучше, ведь зарплаты у стюардесс низкие", – подытоживает Мария.
К слову о пассажирах. Одни – милые и внимательные, другие – наоборот. "Одна женщина весь полет проговорила по "выключенному" телефону. Видимо, так она маскировала разговор сама с собой", – вспоминает она с улыбкой.
Условия работы бортпроводников: факты, о которых мало кто знает
- Частота санитарной обработки самолета оставляет желать лучшего. Многие стюардессы подтверждают: полы не всегда моют тщательно, а падающую еду могут просто поднять с пола и снова подать.
- Пассажиры часто не знают границ: в полетах случаются курьёзные ситуации, когда люди пытаются "уединиться" в туалетах или просят стюардесс устранить проблемы с погодой за иллюминатором.
- Бортпроводники и пилоты подвержены постоянной усталости, что, к сожалению, приводит к нарушению режима и даже злоупотреблению алкоголем.
Работа стюардессы – это не про романтику. Это тяжелый труд с постоянным стрессом, сложным графиком и низкой зарплатой. Перед тем как выбирать эту профессию, стоит хорошенько взвесить все "за" и "против".
А как вы относитесь к профессии стюардессы? Стоит ли выбирать эту работу, зная о всех трудностях? Делитесь своим мнением в комментариях!