Найти тему

Что такое йога на самом деле и какая она бывает? Восьмиступенчатая йога Патанджали и ее принципы

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами однажды сказал: "Йога вне религии. Йога – это знание. Йога – это реальный опыт, но в конце концов природа этого опыта религиозная, потому что йога должна привести нас к встрече с Богом. Если йога к этому не приводит, то грош ей цена. Если йога сводится в конце концов только к тому, что мы знаем только как ягодицы сжимать и копчик выстреливать вверх-вниз, то это еще не йога, это самый-самый … даже не первый шаг на пути йоги, а предварительный шаг." (Источник)

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами

Общее слово "йога" можно перевести с санскрита как "соединение". Йога помогает соединить душу, ум и тело, объединить духовное и материальное. Примечательно, что слово "карма" в переводе с санскрита означает "деятельность".

Так, восьмиступенчатая ступенчатая практика йоги Патанджали, основоположником которой является великий мудрец Патанджали Муни, подобна лестнице, каждая ступень которой ведет к освобождению от "Майи", или иллюзии материального мира. Восьмиступенчатая йога Патанджали состоит из восьми шагов, каждый из которых поднимает человека все выше на духовном пути.

Патанджади
Патанджади

Ступени:

1) Яма

2) Нияма

3) Асана

4) Пранаяма

5) Пратьяхара

6) Дхарана

7) Дхьяна

8) Самадхи

-4

Ступени Яма и Нияма объединены общим смыслом: они представляют собой принципы этических и моральных норм, которые необходимо соблюдать не только начинающему йогу, но и любому члену общества.

  • 1. Ступень Яма включает в себя правила, регулирующие взаимодействие человека с окружающим миром. Опираясь на понимание того, что все наши слова, мысли и поступки так или иначе ведут к определенным последствиям, Ямы помогают человеку обрести гармоничные отношения с миром.

Существует пять основных принципов Ямы: 1) Ахимса, то есть ненасилие, 2) Сатья, то есть правдивость в отношении себя и других, 3) Астея, что значит неприсвоение чужого, неворовство; 4) Брахмачарья, умение контролировать свои чувственные желания, в частности в сексуальной жизни; 5) Апариграха, что значит нестяжательство, то есть свобода от жадности, накопительства, щедрость и непривязанность к материальным вещам.

  • 2. Нияма в свою очередь включает принципы, которые помогают человеку обрести качества, необходимые для гармонии с самим собой. Это 5 Ниям йоги:

1) Шауча – практика по поддержанию чистоты тела, ума и речи. Благодаря очищению на физическом и на ментальном плане, работа происходит как на грубом, так и на тонком уровне.

2) Тапас, что переводится как «накал». Действительно, тапас подобен внутреннему жару и является одним их самых многогранных санскритских понятий индийской философии. Его можно понимать как "гореть устремлением к достижению цели, «стремление освободиться от оков невежества и греха». Тапас – это акт самоотречения, самопожертвования йогина, благодаря которым сжигается его эгоизм и зависимость от чувств, от кармы. Так, аскеза и самодисциплина являются второй ступенью Ниямы.

3) Сантоша – благодарность за то, что имеешь.Так, ненакопительство Ямы может трансформироваться в благодарность за уже имеющееся. Это довольство и удовлетворенность тем, что уже имеешь. Интересно, что этот принцип очень перекликается с цитатой Лао-Цзы, автора великого древнекитайского текста Дао Дэ Цзина принципом: "знать достаточность – это и есть богатство".

4) Свадхьяя, что значит самообразование. Это включает изучение себя и своего внутреннего мира, а также изучение священных писаний с целью обретения мудрости и понимания духовных ценностей.

5) Ишвара Пранидхана – посвящение своих действий и заслуг Всевышнему. Когда человек не привязан к плодам своего труда, но занимается деятельностью на благо Всевышнего, также видя его присутствие в окружающем мире.

  • 3. Ступень Асана, третья ступень йоги Патанджали. Асана означает "удобная поза с прямым позвоночником". Такая практика выполнения асан, описанных в йоге, очищает тонкие энергетические каналы, помогая человеку обрести стабильность ума и тела, подготовив сознание для медитации.
  • 4. Пранаяма. Прана – это жизненная энергия человека. Так, дыхательная практика Пранаямы позволяет управлять Праной, жизненной энергией. Упражнения Пранаямы применяют для очистки тонкого тела от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии.
— задержка дыхания (кумбхака); — различные замки тела (бандха); — дыхание уджайи («победоносное дыхание»); — бхастрика («дыхание мехов»); — капалабхати («дыхание, очищающее череп»); — сурья бхедана («пронзающее солнце дыхание»); — успокаивающий бхрамари («жужжащий как пчела») (Источник)

"Цель четвертого этапа Восьмиступенчатой йоги Патанджали – начать осознавать и напрямую контролировать энергию, чтобы затем перенаправить её вовнутрь." (Источник)

  • 5. Пратьяхара. Пятая ступень, Пратьяхара, это отрешение пяти чувств от объектов чувственного восприятия. Это помогает человеку научиться контролировать и перенаправлять энергию. Так она не уходит во внешний мир через органы чувств, а устремляется вовнутрь, поднимая сознание человека.
  • 6. Дхарана, что переводится как удержание. Это длительная концентрация внимания на каком-либо объекте, способность непрерывно фокусировать свое внимание на этом объекте. Такая практика позволяет успокоить и обуздать ум, осознанно направляя его в нужные потоки.
  • 7. Дхьяна, или медитация. Это "видение умом", "интуитивное видение", созерцание, выход за пределы ума. Практика Дхьяны обозначает вхождение сознания практикующего в более объемное, возвышенное состояние. В нем человек видит мир целым и способен познавать его не только рационально-эмпирическим, но и интуитивным путем.
Будда в Дхьяне
Будда в Дхьяне

"Во время Дхьяны усиливается способность ума проникать в суть тонких различий между объектами и в глубинные слои подсознания, что в свою очередь приводит к объединению видящего и видимого. Нужно приложить большую ясность ума, наблюдая за объектом и предметом, чтобы обнаружить их общие черты." (Источник)

  • 8. Самадхи. Это состояние единения со Всевышним, возникающее в результате медитативного расширения сознания. В нем приходит осознание Единства, а разделенность и двойственность мира растворяются в тишине ума, в ощущении завершенности. Индивидуальность йога при это сохраняется. Практикующий на этой ступени слился с аспектом своей истинной природы. Человек осознает свое качественное тождество с Абсолютом, но не количественное. Примечательно, что "... наша индивидуальность, всё что мы знали и кем мы были сохраняются, восприятие мира и себя в нём меняется полностью. Осознавая себя всепронизывающим Сознанием, мы одинаково воспринимаем себя, как в своём теле, так и в сотнях, тысячах окружающих; мы знаем их мысли, как свои собственные; мы знаем, что было, есть и будет, и гораздо, гораздо больше." (Источник)

. . .

Считается, что пройдя все эти ступени человек способен освободиться от рабства своих чувств, очистив "зеркало ума" и осознать свою истинную Высшую природу, став по-настоящему счастливым в духовном блаженстве.

Йога
3388 интересуются