Найти в Дзене

Что такое йога на самом деле и какая она бывает? Восьмиступенчатая йога Патанджали и ее принципы

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами однажды сказал: "Йога вне религии. Йога – это знание. Йога – это реальный опыт, но в конце концов природа этого опыта религиозная, потому что йога должна привести нас к встрече с Богом. Если йога к этому не приводит, то грош ей цена. Если йога сводится в конце концов только к тому, что мы знаем только как ягодицы сжимать и копчик выстреливать вверх-вниз, то это еще не йога, это самый-самый … даже не первый шаг на пути йоги, а предварительный шаг." (Источник) Общее слово "йога" можно перевести с санскрита как "соединение". Йога помогает соединить душу, ум и тело, объединить духовное и материальное. Примечательно, что слово "карма" в переводе с санскрита означает "деятельность". Так, восьмиступенчатая ступенчатая практика йоги Патанджали, основоположником которой является великий мудрец Патанджали Муни, подобна лестнице, каждая ступень которой ведет к освобождению от "Майи", или иллюзии материального мира. Восьмиступенчатая йога Патанджали состоит из восьми ш

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами однажды сказал: "Йога вне религии. Йога – это знание. Йога – это реальный опыт, но в конце концов природа этого опыта религиозная, потому что йога должна привести нас к встрече с Богом. Если йога к этому не приводит, то грош ей цена. Если йога сводится в конце концов только к тому, что мы знаем только как ягодицы сжимать и копчик выстреливать вверх-вниз, то это еще не йога, это самый-самый … даже не первый шаг на пути йоги, а предварительный шаг." (Источник)

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами

Общее слово "йога" можно перевести с санскрита как "соединение". Йога помогает соединить душу, ум и тело, объединить духовное и материальное. Примечательно, что слово "карма" в переводе с санскрита означает "деятельность".

Так, восьмиступенчатая ступенчатая практика йоги Патанджали, основоположником которой является великий мудрец Патанджали Муни, подобна лестнице, каждая ступень которой ведет к освобождению от "Майи", или иллюзии материального мира. Восьмиступенчатая йога Патанджали состоит из восьми шагов, каждый из которых поднимает человека все выше на духовном пути.

"Восьмиступенчатой йогой занимаются для того, чтобы обуздать ум, чтобы сделать его другом и помощником в исполнении жизненной миссии. Заниматься йогой, не подчинив себе ум, — пустая трата времени; такие занятия рассчитаны только на внешний эффект. Человек, ум которого не обуздан, всегда живет бок о бок со своим злейшим врагом, а это значит, что вся его жизнь будет прожита зря. Склонность подчиняться приказам свыше заложена в природе живого существа. До тех пор пока ум человека остается непобежденным врагом, этот человек находится в подчинении у вожделения, гнева, алчности, иллюзии и т.д. Но, победив ум, человек добровольно соглашается исполнять волю Верховного Господа, который пребывает в сердце каждого как Сверхдуша (Параматма). Тот, кто занимается истинной йогой, должен установить контакт с Параматмой в своем сердце и следовать Ее велениям. Для того же, кто сразу вступил на путь сознания Кришны, нет ничего более естественного, чем подчиниться воле Господа:
«Тот, кто победил свой ум, уже достиг Параматмы, ибо обрел умиротворение. Такой человек не видит различия между радостью и скорбью, жарой и холодом, честью и бесчестьем» (Б.-Г., 6.7.)" ("Путешествие вглубь себя")
Патанджади
Патанджади

Ступени:

1) Яма

2) Нияма

3) Асана

4) Пранаяма

5) Пратьяхара

6) Дхарана

7) Дхьяна

8) Самадхи

-4

Ступени Яма и Нияма объединены общим смыслом: они представляют собой принципы этических и моральных норм, которые необходимо соблюдать не только начинающему йогу, но и любому члену общества.

  • 1. Ступень Яма включает в себя правила, регулирующие взаимодействие человека с окружающим миром. Опираясь на понимание того, что все наши слова, мысли и поступки так или иначе ведут к определенным последствиям, Ямы помогают человеку обрести гармоничные отношения с миром.

Существует пять основных принципов Ямы: 1) Ахимса, то есть ненасилие, 2) Сатья, то есть правдивость в отношении себя и других, 3) Астея, что значит неприсвоение чужого, неворовство; 4) Брахмачарья, умение контролировать свои чувственные желания, в частности в сексуальной жизни; 5) Апариграха, что значит нестяжательство, то есть свобода от жадности, накопительства, щедрость и непривязанность к материальным вещам.

  • 2. Нияма в свою очередь включает принципы, которые помогают человеку обрести качества, необходимые для гармонии с самим собой. Это 5 Ниям йоги:

1) Шауча – практика по поддержанию чистоты тела, ума и речи. Благодаря очищению на физическом и на ментальном плане, работа происходит как на грубом, так и на тонком уровне.

2) Тапас, что переводится как «накал». Действительно, тапас подобен внутреннему жару и является одним их самых многогранных санскритских понятий индийской философии. Его можно понимать как "гореть устремлением к достижению цели, «стремление освободиться от оков невежества и греха». Тапас – это акт самоотречения, самопожертвования йогина, благодаря которым сжигается его эгоизм и зависимость от чувств, от кармы. Так, аскеза и самодисциплина являются второй ступенью Ниямы.

3) Сантоша – благодарность за то, что имеешь.Так, ненакопительство Ямы может трансформироваться в благодарность за уже имеющееся. Это довольство и удовлетворенность тем, что уже имеешь. Интересно, что этот принцип очень перекликается с цитатой Лао-Цзы, автора великого древнекитайского текста Дао Дэ Цзина принципом: "знать достаточность – это и есть богатство".

4) Свадхьяя, что значит самообразование. Это включает изучение себя и своего внутреннего мира, а также изучение священных писаний с целью обретения мудрости и понимания духовных ценностей.

5) Ишвара Пранидхана – посвящение своих действий и заслуг Всевышнему. Когда человек не привязан к плодам своего труда, но занимается деятельностью на благо Всевышнего, также видя его присутствие в окружающем мире.

  • 3. Ступень Асана, третья ступень йоги Патанджали. Асана означает "удобная поза с прямым позвоночником". Такая практика выполнения асан, описанных в йоге, очищает тонкие энергетические каналы, помогая человеку обрести стабильность ума и тела, подготовив сознание для медитации.
  • 4. Пранаяма. Прана – это жизненная энергия человека. Так, дыхательная практика Пранаямы позволяет управлять Праной, жизненной энергией. Упражнения Пранаямы применяют для очистки тонкого тела от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии.
— задержка дыхания (кумбхака); — различные замки тела (бандха); — дыхание уджайи («победоносное дыхание»); — бхастрика («дыхание мехов»); — капалабхати («дыхание, очищающее череп»); — сурья бхедана («пронзающее солнце дыхание»); — успокаивающий бхрамари («жужжащий как пчела») (Источник)

"Цель четвертого этапа Восьмиступенчатой йоги Патанджали – начать осознавать и напрямую контролировать энергию, чтобы затем перенаправить её вовнутрь." (Источник)

  • 5. Пратьяхара. Пятая ступень, Пратьяхара, это отрешение пяти чувств от объектов чувственного восприятия. Это помогает человеку научиться контролировать и перенаправлять энергию. Так она не уходит во внешний мир через органы чувств, а устремляется вовнутрь, поднимая сознание человека.
  • 6. Дхарана, что переводится как удержание. Это длительная концентрация внимания на каком-либо объекте, способность непрерывно фокусировать свое внимание на этом объекте. Такая практика позволяет успокоить и обуздать ум, осознанно направляя его в нужные потоки.
  • 7. Дхьяна, или медитация. Это "видение умом", "интуитивное видение", созерцание, выход за пределы ума. Практика Дхьяны обозначает вхождение сознания практикующего в более объемное, возвышенное состояние. В нем человек видит мир целым и способен познавать его не только рационально-эмпирическим, но и интуитивным путем.
Будда в Дхьяне
Будда в Дхьяне

"Во время Дхьяны усиливается способность ума проникать в суть тонких различий между объектами и в глубинные слои подсознания, что в свою очередь приводит к объединению видящего и видимого. Нужно приложить большую ясность ума, наблюдая за объектом и предметом, чтобы обнаружить их общие черты." (Источник)

  • 8. Самадхи. Это состояние единения со Всевышним, возникающее в результате медитативного расширения сознания. В нем приходит осознание Единства, а разделенность и двойственность мира растворяются в тишине ума, в ощущении завершенности. Индивидуальность йога при это сохраняется. Практикующий на этой ступени слился с аспектом своей истинной природы. Человек осознает свое качественное тождество с Абсолютом, но не количественное. Примечательно, что "... наша индивидуальность, всё что мы знали и кем мы были сохраняются, восприятие мира и себя в нём меняется полностью. Осознавая себя всепронизывающим Сознанием, мы одинаково воспринимаем себя, как в своём теле, так и в сотнях, тысячах окружающих; мы знаем их мысли, как свои собственные; мы знаем, что было, есть и будет, и гораздо, гораздо больше." (Источник)
«Человека называют йогом (мистиком), когда он благодаря полученному знанию и осознанию природы духа обрел полное удовлетворение; про него говорят, что он утвердился в самоосознании. Такой человек находится на трансцендентном уровне и полностью владеет собой. Для него нет разницы между галькой, самоцветами и золотом» [Б.-г., 6.8]. ("Путешествие вглубь себя")

. . .

Считается, что пройдя все эти ступени человек способен освободиться от рабства своих чувств, очистив "зеркало ума" и осознать свою истинную Высшую природу, став по-настоящему счастливым в духовном блаженстве.