Найти в Дзене
ВФокусе Mail

Как менялась МКАД: от «клевера» до направленного съезда

Оглавление

В пятницу, 6 сентября, мэр Москвы открыл многоуровневую развязку нового типа между Алтуфьевским шоссе и МКАД. Это событие оставило в прошлом морально устаревшие «клеверные развязки», хотя и они в свое время стали настоящим прорывом.

Источник: ТАСС
Источник: ТАСС

В пятницу, 6 сентября, мэр столицы Сергея Собянин открыл многоуровневую развязку нового типа между Алтуфьевским шоссе и МКАД. Это важное событие оставило в прошлом морально устаревшие «клеверные развязки», хотя и они в свое время стали настоящим прорывом. Вся история Московской кольцевой — это череда прорывов, постепенно превративших узкую неосвещенную дорогу, соединенную с примыкающими шоссе обычными перекрестками, как это было еще в конце 80-х, в современный автобан с прикрепленными’к нему «многоэтажными» развязками.

Замыкая круг

Строительство МКАД началось в 1956 году. Первый участок длиной 48 километров — от Ярославского до Симферопольского шоссе — открыли в 1960 году, и спустя два года транспортное кольцо замкнули. Первые машины поехали по новенькой дороге 5 ноября 1962 года. Конечно, в те годы дорога сильно отличалась от привычной нам многополосной трассы с развязками и эстакадами. Пропускная способность дороги была 36 тысяч автомобилей в сутки.

  • Сейчас, когда смотришь, как много машин стоит во дворах многоэтажных домов, эта цифра кажется смешной, но в те годы это была поистине большая дорога.

Вместе с возрастающим потоком машин приходилось меняться и МКАД. В 1970-е было принято решение увеличить пропускную способность до 50 тыс. Поэтому начиная с 1974 провели частичную реконструкцию. Местами дорогу расширили до трех полос в каждом направлении.

  • Следующим этапом развития стала масштабная реконструкция в 90-х. Стало понятно, что дорога нуждается в расширении не частично, а полностью.

Для начала в 1990—1991 годах дорожные полотно удалось немного расширить за счёт разделительной полосы в виде четырёхметрового газона — да, раньше на МКАД, как сейчас на Ленинградском проспекте, был такой по середине проезжей части. За его счет расширили существующие две полосы в каждом направлении и добавили обочину. Но получилось непредвиденное. Не имевшие ранее возможности обгонять друг друга водители начали вылетать на встречку, объезжая едущие медленнее них машины и провоцируя жуткие аварии в лобовое. Скорость на трассе снизилась в часы пик до 40 км/ч.

  • Чтобы наладить движение, власти разделили работы по реконструкции на несколько этапов. Для начала за несколько лет на МКАД установили освещение и барьеры, разделяющие встречные потоки.

И с 1995 года начались масштабные работы, затянувшиеся на три года. Дорожное полотно расширили до 50 метров, тем самым увеличив количество полос в каждую сторону до пяти; построили 76 мостов и путепроводом, возвели 49 надземных пешеходных переходов и 4 подземных; построили 47 развязок.

По некоторым оценкам, стоимость такой реконструкции составила на 1995 год 24 млрд рублей.

И начиная с 1998 года МКАД предстал перед москвичами таким, каким мы его знаем.

Реконструкция 2.0

С начала 2012 года на МКАД ведется активная реконструкция и строительство развязок. Это был грандиозный проект по замене «клеверных» развязок на многоуровневые. За 12 лет провели реконструкцию и строительство 22 развязок МКАД с общей протяженностью дорог свыше 180 км. Финальной точкой стало как раз открытие транспортного узла между Кольцом и Алтуфьевским шоссе. Устаревшую «клеверную» развязку заменили современными направленными съездами, такие, как уже показала практика, обладают значительно большей пропускной способностью.

Эта работа была одним из приоритетов развития транспортной системы Москвы.

  • Помимо реконструкции самих развязок были проведены комплексные мероприятия по расширению проезжей части МКАД за счёт строительства боковых проездов и переходно-скоростных полос, а также по развитию прилегающей улично-дорожной сети.

Эта работа была синхронизирована с реконструкцией вылетных магистралей внутри МКАД и на территории Московской области, что позволило существенно увеличить их пропускную способность и обеспечить полноценную интеграцию транспортной инфраструктуры Москвы и Подмосковья.

Прощай «клевер»

В рамках реконструкции старые развязки, построенные по схеме «клеверный лист», заменяют на эстакады и тоннели, которые не допускают пересечения транспортных потоков и более эффективно справляются с плотным трафиком.

Последней открытой развязкой стала развязка на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе.

Всего, чтобы обновить 22 развязки, потребовалось построить 180 километров съездов, эстакад, тоннелей и переходно-скоростных полос.

«Сегодня большое событие — мы закончили программу реконструкции на вылетных магистралях, развязках, которые пересекаются с МКАД. Всего 22 развязки. Это огромное сооружение, которое включает в себя тоннели, эстакады, мосты. Работы очень сложные, объемные. Проводились практически одновременно с движением автомашин, не останавливая его. И с большой перекладкой инженерных сооружений и коммуникаций. Сегодня открываем последнюю такую развязку на Алтуфьевском шоссе», — сказал мэр Москвы Сергей Собянин, открывая развязку МКАД с Алтуфьевским шоссе.

Реконструированные с 2012 года развязки:

  • Развязка с Ленинградским шоссе — обеспечила беспрепятственный съезд на МКАД и магистраль М-10 «Москва — Санкт-Петербург».
  • Развязка с Волгоградским проспектом — обеспечила беспрепятственный съезд на федеральную трассу М-5 «Урал». улучшила транспортную доступность микрорайона Жулебино и подмосковных городов Котельники и Люберцы.
  • Развязка с Мичуринским проспектом — улучшила транспортную доступность аэропорта «Внуково», районов Солнцево, Раменки и др.
  • Развязка с проспектом Маршала Жукова (Звенигородским шоссе) стала завершающим этапом реконструкции Звенигородского шоссе, обеспечив беспрепятственный съезд на федеральную трассу М-9 «Балтия».
  • Развязка с улицей Подольских Курсантов — обеспечила дополнительный въезд/выезд на МКАД из района Бирюлево Западное.
  • Развязка в районе улицы Молодогвардейская — обеспечила примыкание к МКАД северного обхода Одинцова и его связь с проспектом Багратиона.
  • Бусиновская развязка — обеспечила вход в Москву скоростной автодороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург».
  • Косинская развязка — обеспечила выезд с Московского скоростного диаметра на МКАД.
  • Развязка с Можайским шоссе — улучшила транспортную доступность ИЦ «Сколково» и г. Одинцово.
  • Развязка с Каширским шоссе — улучшила транспортную доступность аэропорта «Домодедово».
  • Развязка с Дмитровским шоссе — улучшила транспортную доступность района Северный, технопарка «Физтех».
  • Развязка с Профсоюзной улицей — обеспечила комфортный выезд на Калужское шоссе — главную транспортную артерию Новой Москвы.
  • Развязка с Ленинским проспектом — обеспечила комфортный выезд с Ленинского проспекта и увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.
  • Развязка с Рязанским проспектом — улучшила выезд из Москвы в подмосковный город Люберцы и увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.
  • Развязка с Бесединским шоссе — улучшила выезд на МКАД с Бесединского шоссе, а также транспортную доступность московских районов Марьино, Зябликово, Братеево и подмосковного села Беседы.
  • Развязка с улицей Генерала Дорохова — улучшила транспортную доступность ИЦ «Сколково», обеспечила комфортный въезд/выезд транспорта с проспекта Генерала Дорохова на МКАД.
  • Развязка на 40 км МКАД — улучшила выезд из пос. Коммунарка на МКАД, а также транспортное обслуживание пос. Газопровод, д. Мамыри и близлежащих СНТ.
  • Развязка с Волоколамским шоссе — улучшила транспортное обслуживание северо-западных районов Москвы и подмосковного Красногорска, а также увеличила пропускную способность Волоколамского, Пятницкого и Путилковского шоссе.
  • Развязка с Осташковским шоссе — увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.
  • Развязка с Липецкой улицей — обеспечила беспрепятственный выезд на федеральную трассу М-4 «Дон» и увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.
  • Развязка с улицей Верхние Поля — обеспечила беспрепятственный выезд с Южной рокады и увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.
  • Развязка с Алтуфьевским шоссе — увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.

Этапы развития МКАД по годам:

  • 1962 год — открытие Кольца — две полосы в каждую сторону.
  • 1974 год — расширение некоторых кустов дороги до трех полос.
  • 1991 год — первая реконструкция МКАД. Убрали разделитель с газоном, расширили полосы движения и обочину.
  • 1995 год — установка освещения и барьеров между направлениями движения, строительство развязок, мостов, пешеходных переходов.
  • 2012 год — начало масштабной реконструкции дороги и проекта по замене «клеверных развязок» на многоуровневые направленные съезды.
  • 2024 год — завершены реконструкция и строительство 22 развязок нового типа.