Найти в Дзене

Предложение для Управления образования администрации города Прокопьевска о введении в школьную программу некоторых исторических фильмов

Предложение для Управления образования администрации города Прокопьевска о введении в школьную программу фильмов - Богдан Хмельницкий и Иван Грозный - часть 1 (городское отделение КПРФ г. Прокопьевска) Учебники по гуманитарным предметам написаны недостаточно понятно, а так же недостаточно правильно иллюстрированы. Т.к. эти учебники написаны недостаточно понятно и недостаточно правильно иллюстрированы - поэтому они вызывают небольшой интерес для тех кто читает эти учебники. Т.к. вызывать большой интерес для изучения может то что понятно, например изучение текста на совершенно незнакомом языке не вызовет интерес а может даже вызвать отвращение к процессу изучения данного текста. Одним из недостатков неправильной иллюстрации учебников по гуманитарным предметам является то, что эти иллюстрации не достаточно интересны. Что же является следствием слабого интереса и плохого понимания текста учебника? Этим следствием является плохое усвоение изученного текста. Что относится к понятию плохое

Предложение для Управления образования администрации города Прокопьевска о введении в школьную программу фильмов - Богдан Хмельницкий и Иван Грозный - часть 1 (городское отделение КПРФ г. Прокопьевска)

Учебники по гуманитарным предметам написаны недостаточно понятно, а так же недостаточно правильно иллюстрированы. Т.к. эти учебники написаны недостаточно понятно и недостаточно правильно иллюстрированы - поэтому они вызывают небольшой интерес для тех кто читает эти учебники. Т.к. вызывать большой интерес для изучения может то что понятно, например изучение текста на совершенно незнакомом языке не вызовет интерес а может даже вызвать отвращение к процессу изучения данного текста. Одним из недостатков неправильной иллюстрации учебников по гуманитарным предметам является то, что эти иллюстрации не достаточно интересны. Что же является следствием слабого интереса и плохого понимания текста учебника? Этим следствием является плохое усвоение изученного текста. Что относится к понятию плохое усвоение? Это непонимание и не запоминание. Это очень коротко не развернуто об одном из недостатков нынешней системы образования – о непонятных текстах в учебниках и о том, что иллюстрации в них так же не особо качественные т.к. если более детально и доказательно разбираться, то это очень долго будет по времени а тема этой статьи совсем другая – это фильмы. Для того чтобы тексты учебников лучше усваивались можно использовать такой способ подачи материала как просмотр фильмов. Те фильмы о которых пойдет речь как раз и являются такими фильмами которые содержат тексты учебников в виде изображения или звука. Есть ли смысл учащимся изучать то, что они потом все равно забудут? Есть. Но какой это смысл. Смысл в том, что они из всего то, что есть в школьной программе по гуманитарным предметам запомнят и будут хранить в своей памяти лишь только всего на всего один процент. И если вы будете честными сами перед собой и перед другими то согласитесь с этим. Зайдите в автобус и спросите у 20 присутствующих пассажиров – например - Александр Македонский с кем например воевал, а римская империя сколько времени назад существовала, не кто такой Отто Фон Бисмарк, а правильнее – чем известен или что сделал для Германии Отто Фон Бисмарк , а о чем стихи Тютчева, а что вы можете сказать о клетке человеческого тела, есть ли у вас какие-нибудь хотя бы приблизительные сведения о клетке человеческого тела - и из присутствующих и пяти человек не наберется кто хотя бы приблизительно ответит на эти вопросы . Да, конечно вполне возможно что примерно 2, 3 человека смогут ответить приблизительно либо точно на эти вопросы. Т.е. для них изучение гуманитарных предметов пригодилось, а остальные которым это изучение не пригодилось это кто? Жертва. Так получается. Жертва! - потому что зря проходили эту учебную программу. А ведь это базисная информация из истории и анатомии. Например Римской империи посвящена наверное аж целая 6 часть учебника по истории древнего мира и в этой 6 части постоянно фигурируют даты имеющие отношение к римской империи. Порою информация является абсолютно незапоминающейся, например, это междоусобные войны в древнерусских княжествах. Кто-нибудь хоть одно имя назовет если не любитель истории? Нет конечно. А почему? Да потому что имен великое множество в средневековой истории России и конфликтов совсем незначительных в ней очень много. Другое дело поход Батыя в северо-восточную Русь – конфликт другого масштаба и имя громкое. Был бы хороший фильм про междоусобные войны, то запомнилась бы информация из школьной программы. А почему? Потому что все эти сведения о междоусобной войне в тексте учебника стали бы интересными и понятными т.к. была бы проведена параллель с этими же сведениями о междоусобной войне - в самом фильме, который заинтересовал посмотревших его и отложился в памяти. У нас есть благоприятная возможность использовать например исторические художественные фильмы повышенного экстра-класса но мы ее не используем. Какие фильмы можно отнести к фильмам экстра-класса? Их всего 4. Это Александр Невский 1938 г., Иван грозный часть 1 1945 г., Иван грозный часть 2 1958 г., и Богдан Хмельницкий 1941г. Стоит ли включать фильм Александр Невский в школьную программу? Правильный ответ – нет, конечно. Дело в том, что в нем 90 процентов информации – это ложь, т.е. то чего не было в действительности. Делает ли эта ложь этот фильм плохим? Нет, не делает. Это один из самых лучших фильмов в истории человечества. Подробно об этом нет времени говорить, об этом можно очень легко найти информацию в интернете. И вот ведь в чем невезение – текст и иллюстрации посвященные теме ледового побоища очень легко запоминаются. Во всех учебниках параграф посвященный Александру Невскому, невской битве, ледовому побоищу приблизительно на 4 страницах – запоминается невероятно легко. Этому частично способствует возможно уже кем то из учащихся ранее просмотренный фильм, а так же громкие имена, события и другие сведения – и эти сведения повторяются только один раз на протяжении всего учебника по истории России с 9 по 17 век, что делает эти сведения на 4 х страницах исключительными, неповторяющимися, уникальными и поэтому запоминающимися. Даже без предварительного просмотра фильма под названием Александр Невский и без легенды вокруг этого имени и без легендарных событий и фактов связанных с этим именем - сам по себе этот текст на 4 страницах является очень запоминающимся, интересным. Просто он такой есть этот текст на 4 х страницах. Этот параграф можно сравнить например с параграфом посвященному теме - на какие племена делились восточные славяне и кто были соседями восточных славян. Интересного фильма на эту тему нет, но этот параграф посвященный этой теме был и есть очень доступным для восприятия или например параграф посвященный восстанию под предводительством Степана Разина – вот где то ли вдоль Яика то ли Волги ходил мятежный то ли казак то ли просто бедняк и собирал таких же как он бедняков как он сам и чуть ли не угрожал власти самого царя, имя царя нам неизвестно но Степана Разина наверное перехитрили и силой более технично оснащенной армии победили войско Степана Разина а самого его казнили – это знают очень многие и на самом деле это неплохие знания по истории. Почему такие мизерные и примерные т.е. неточные знания например о восстании Степана Разина - это более менее нормальное усвоение сведений об этом отрезке истории? Об этом потом можно будет сказать или написать в другой статье - чтобы не удлинять продолжительность этой статьи. Этот параграф на 4 страницах всегда будет одним из наиболее понятных и доступных во всей исторической школьной программе. Так же запоминанию способствует масштабность, значение изложенного в параграфе - тот якобы факт, что это была попытка завоевать крестоносцев чуть ли не четверть всей Руси т.е. чуть ли не всю северо-западную часть Руси. Беда только в том, что большей части этих событий вовсе не было, да и вообще было что то совсем другое по масштабам менее значимое. Следовательно, вывод какой – не включать этот фильм в школьную программу. Тем более этот фильм очень популярен и его все равно будут смотреть.

Теперь речь дошла и до фильма Богдан Хмельницкий. Да действительно этот фильм не такой популярный, известный как фильм Александр Невский. Но делает ли это его хуже. Нет, не делает. То, что этот фильм находится на таком же высоком художественном уровне как произведение искусства высшего пилотажа можно убедиться если просто включить этот фильм и посмотреть его. Самое удивительное в этом фильме то что почти каждая его часть которая длится 5 минут т.е. почти любые 5 минут взятые совсем случайно уже сами по себе представляют короткое произведение искусства имеющее очень высокий уровень качества и вот такими короткими произведениями искусства имеющими очень высокий уровень качества наполнено это произведение искусства высшего пилотажа.

Да, действительно исторические сведения из фильма выходят за пределы школьной программы по изучению восстания Богдана Хмельницкого т.е. эти сведения из фильма являются более расширенной программой по изучению восстания Богдана Хмельницкого и это недостаток. Другим недостатком является то, что в фильме отражены только первые этапы восстания Хмельницкого, а последующие этапы в фильме не отражены и посмотревший фильм о них не будет иметь понятия. Единственное, что он поймет, безошибочно угадает это то, что восстание было благополучно завершено, Запорожье а может быть еще и какая то часть Украины вошли в состав российского государства. И что теперь делать? Не включать фильм в школьную программу? Нет, конечно. Пусть лучше у учащихся хотя бы дополнительные сведения не включенные в школьный параграф останутся в памяти чем никакие. После школы многие учащиеся утратят, даже те кто учился на пятерки по истории, почти все полученные ими знания по истории. Так пусть хотя бы эти останутся, конечно, не самые важные, но яркие. И конечно небольшое количество тех кто отучился, ориентируясь на свои яркие воспоминания от просмотра, например, начнут изучать вообще всю историю. Процент таких будет невелик, но может оказаться важен. Учащиеся на самом деле многое узнают из фильма и многое закрепят в своей памяти - эти сведения по истории могут быть и не озвучены в фильме и как бы не видны, но они присутствуют в нем – и этот фильм на самом деле является крайне информативным, богатым на исторические сведения.

Видимо для показа фильма в классе на доске необходимы будут кинопроекторы а они скорее всего в каждой школе сохранились и может быть даже используются. Либо могут быть использованы современные проекторы если таковые имеются в школах. Необходимо учитывать и понимать тот фактор, что при увеличении, а тем более при сильном увеличении громкости звука, звук может получить очень сильные искажения. Это особенно касается музыки в видео, но что касается человеческой речи в видео, то такое увеличение громкости звука не сильно будет искажать речь в видео. Поэтому необходимо выбрать оптимальную громкость звука – чтобы и громко было на весь класс и чтобы звук не получил сильные искажения. Богдан Хмельницкий идет по времени один час 48 минут. Продолжительность одного урока – 45 минут. Просмотр фильма необходимо осуществить на 2 уроках. Т.е. у фильма будет просмотрено только полтора часа. А 18 минут этого фильма не будут просмотрены. Рано или поздно очень многие этот фильм досмотрят до конца. Если у вас есть возможность вы должны составить текст к фильму, распечатать этот текст на каждого ученика и перед просмотром на уроке по истории дать ученикам эти распечатанные тексты. Текст должен быть написан ко всему фильму до самого его конца, несмотря на то, что в классе будет показана только часть этого фильма т.к. часть учащихся продолжит просмотр фильма. Написание текста ко всему фильму до самого его конца важно! в связи с тем, что в большинстве случаев любая часть единого целого запоминается проще если понятно все единое целое-целиком - в котором одинаково понятны все части этого единого целого. Эти распечатанные тексты должны будут находиться рядом с учащимися во время просмотра фильма. Эти тексты должны быть им отданы навсегда, а для следующих учащихся необходимо будет распечатать те же самые тексты, но уже на другой бумаге и так же должны быть им подарены. Учащимся особо изучать текст не желательно т.к. это будет выглядеть не как урок по истории т.к. в фильме присутствует то что мы не можем проверить было ли это в действительности, но этот текст должен присутствовать - для того чтобы они могли лучше понять сам фильм в том числе и то что мы не можем проверить было ли это в действительности. Наличие этого текста необходимо для того чтобы были усвоены исторические факты отраженные в фильме которые лучше всего могут быть усвоены если вложены в фильм который им станет более понятным благодаря его полной расшифровке. Если все же учащиеся будут игнорировать информацию отраженную в тексте или относится к ней поверхностно то в любом случае эти тексты пригодятся - если не на уроке то когда-нибудь потом.

Вот текст ориентируясь на который можно составить полный текст к фильму. Вот полезная ссылка в которой есть диалоги к этому фильму и описание того что происходит в этом фильме - https://wikids.ru/story/bogdan-khmelnitskiy-ch1-nachalo-vosstaniya

Это небольшая вводная часть. Речь Посполитая в 17 веке включала в себя территории современной Украины, Белоруссии, Польши и Литвы. В этом государстве польский народ являлся доминирующей (господствующей) нацией. Польский народ имел больше прав, чем все остальные народы населявшие территорию этого государства. Элита польского народа являлась угнетателем всех народов населявших ее территорию. Так же угнетателями своих же собственных народов являлись элиты этих народов. Например, угнетателем украинского народа помимо польской элиты являлась так же и украинская элита.

Это продолжение вводной части. В фильме с первых секунд начинается католическое богослужение и поэтому такой вариант – вводная часть о вероисповеданиях в Речи Посполитой. Доминирующим вероисповеданием в государстве являлась католическая религия. Поляки были католиками. Украинцы были православными. Католики имели больше прав, чем представители других вероисповеданий. Представители других вероисповеданий ущемлялись в своих правах по причине принадлежности их к другому вероисповеданию. Украинцы являлись православными, а представители православного вероисповедания ущемлялись в наибольшей степени.

Да, действительно, чтобы составить этот текст к фильму придется потрудиться и обидным будет то что не будет являться обязательным его изучение и этот текст будет как вспомогательное средство и на будущее - для того чтобы этим текстом воспользовались. Но если мы действительно хотим повышения и закрепления знаний у учащихся и у тех кто в будущем отучится в школах то составление этого текста и введение в школьную программу этого фильма является необходимостью.

Далее идет описание того что происходит в фильме без подробностей т.к. это не входит в школьную программу. Католическая церковь. Идет богослужение. Органист исполняет церковную музыку на органе. Детский женский хор исполняет церковное песнопение.

Это диалоги из фильма. Да, действительно, диалоги из фильма в тексте не имеют отношения к школьной программе, но ведь мы и не будем заставлять учащихся изучать эти диалоги, а на этот текст внимание обращать они будут лишь по желанию, но присутствовать это текст рядом должен. Дело в том что школьная программа и то что выходит за ее пределы отраженные в этом фильме лучше запомнятся и закрепятся в памяти если весь фильм будет понятен.

Потоцкая - Кто этот высокий рыцарь?

Адам Кисель (Адам Кисель - политический и военный деятель Речи Посполитой ) - Неужели вы не знаете, это Чаплинский. Он уничтожил хутор Хмельницкого, убил его сына и увез жену.

Потоцкая - Да? Он прекрасен.

Адам Кисель – Да.

Первый казак (Часть запорожских казаков служила в войске Речи Посполитой и эти казаки относились к привилегированному многочисленному сословию – шляхте – представители которого отличались по положению в обществе) - Да нет, нет, не туда смотришь, вон там у колонны

Второй казак - Ах эта бледная пани рядом с Чаплинским, неужели он не мог найти себе жену среди католичек

Первый казак - Она католичка, она шляхтянка

Второй казак - Я ему не завидую

Первый казак – Чего?

Второй казак - Он убил сына Хмельницкого

Чаплинский (Даниэль Чаплинский - польский шляхтич, занимавший различные должности) - На пятый день мы поведем Богдана на аркане как пса, до самой Варшавы

Елена (Гелена) Чаплинская (польская шляхтянка) - На пятый? Дай бог

Чаплинский - В ночь уничтожил его хутор и забрал тебя. Сечь Запорожскую уничтожим в 5 дней

Елена Чаплинская - Если б я не захотела, ты б не взял меня

Даниэль Чаплинский совершил разбойничье нападение на село в котором жил Богдан Хмельницкий, его слуги избили до полусмерти сына Хмельницкого (по другим сведениям сына Богдана Хмельницкого убили и эта версия нашла отражение в фильме) , а так же он выкрал Гелену и впоследствии женился на ней.

Священнослужитель католической церкви обращается к командному составу войска Речи Посполитой, к шляхте – «Христиане! Вам поведать мы должны, что схизмат (еретик, православный, раскольник т.е. отошедший от истинной религии после раскола в 1054 г. единой церкви на православную и католическую, термин схизмат употреблялся католиками в отношении православных) Хмельницкий бежал на Сечь. Он разослал хлопов (крепостные крестьяне) по всей Украине скликать (созывать) чернь (представители социальных низов имеющие невысокий уровень духовного развития) на запорожье! Он собирает войско, чтоб поднять меч против Речи Посполитой!» Богдан Хмельницкий рассылал казаков из запорожья по всей территории Украины для того чтобы недовольные польским засильем социальные низы перебирались из своих мест на территорию запорожья и пополняли численный состав войска запорожского.

Для того чтобы учащиеся не спутали исторические факты с вымыслом и неподтвержденными сведениями в фильме то в этом тексте к фильму необходимо выделить красным цветом тот текст сведения которого имели место быть в реальной действительности, а черным – вымысел и неподтвержденные данные. В этом тексте должно содержаться замечание, что означает красный цвет текста и обычный черный цвет текста. Вот это замечание - Красный шрифт содержит текст сведения которого имели место быть в реальной действительности т.е. взяты из исторических источников и подтверждены исторической наукой.

Подобный текст если есть возможности желательно написать либо к 2 м частям фильма Иван грозный, либо если таких возможностей нет то только к 1 части этого фильма. Первая часть длится 1 час 35 минут. Большой беды не будет, если не будут просмотрены оставшиеся примерно 5, 10 и более минут. Текст хотя бы к первой части фильма важен так же и по той причине, что не всегда понятно, что говорят герои фильма Иван Грозный. В связи с этим этот фильм в двух частях является гораздо более сложным для восприятия, чем фильм Богдан Хмельницкий и Александр Невский. Есть еще фильм Степан Разин 1939 г. И его диалоги являются еще менее понятными. Несмотря на колоритность фильма, выразительность интонаций героев, хорошую игру актеров, хорошую музыку и т.д. фильм смотреть почти невозможно т.к. непонятно о чем вообще говорят в этом фильме. Даже если бы Фильм Степан Разин был бы с понятными диалогами героев этот фильм все же уступал бы по своим качествам вышеперечисленным фильмам . И поэтому этот фильм не нужен в школьной программе. Нет смысла показывать тот фильм для понимания которого необходимо непрерывно обращать внимание на текст этого фильма. А показывать этот фильм без текста это просто показывать красивые картинки не содержащие смысла. Да, герои очень колоритны и выразительно говорят, но вот о чем они говорят учащимся, будет непонятно. Это не относится к фильму Иван Грозный и для понимания его смысла нет нужды непрерывно глядеть в текст т.к. большая часть диалогов этого фильма звучит все же понятно. Содержание фильма Иван Грозный соответствует школьной программе отраженной в учебнике по истории России т.е. ничего особо такого лишнего, что не содержится в тексте учебника, такого в этом фильме почти нет и это плюс этого фильма. Тема из фильма сама по себе очень значимая, всегда актуальная – тема правления Ивана Грозного и в этом фильме отражено очень много важных сведений и поэтому сведения из фильма не входящие в школьную программу лишними не будут. Какие-то спорные моменты не перетягивая ни на чью сторону можно не раскрывать в тексте к этому фильму, текст должен быть объективным и не должен содержать оценок каким был Иван Грозный хороший или плохой и каковы были его реформы хорошими или вредными для страны. Если что то явно не соответствует тому что было в реальной действительности значит об этом нужно написать в этом тексте к фильму.

Для того чтобы учащиеся смогли посмотреть фильмы они скорее всего будут искать их на ютубе и вот это может показаться удивительным, но у первой и второй части фильма Иван Грозный очень тихий звук. Мало того что этот фильм трудный для восприятия и в нем не всегда понятно о чем говорят герои этого фильма так у этого фильма еще и тихий звук. С фильмом Богдан Хмельницкий такой проблемы нет, а вот с Иваном Грозным есть. Поэтому в конце текста к фильмам необходимо поместить ссылку на канал – советская музыка и другое. Вот эта ссылка https://www.youtube.com/channel/UCH0AjrLBwZc4khbF_WGD3NQ Дело в том, что если учащиеся будут искать этот фильм на ютубе, то не выйдут на фильмы с нормальным звуком на этом канале. С чем это связано. Это связано с тем что если учащиеся будут набирать т.е. печатать на ютубе зайдя на ютуб например - Иван Грозный фильм, то они вполне возможно не выйдут на эти фильмы а выйдут на первые попавшиеся – у которых очень много просмотров, лайков и комментариев, но у которых тихий звук. Почему так может произойти? Это связано с таким понятием как алгоритмы ютуба. Это отдельная тема и коротко можно объяснить это дело вот как – когда зайдя на ютуб человек начинает печатать то что он хочет найти, то у него будут выходить в первом списке только то что продвигается автоматической системой алгоритмов ютуба, а то что очень плохо продвигается - то это выйдет либо на 30 м месте в нижнем ряду либо вообще может такое видео не показаться. Если вас смущает то что этот канал имеет отношение к прокопьевскому городскому отделению кпрф, то вы можете тогда просто скачать эти видео на этом канале и разместить их где-нибудь у себя, например, в какой-нибудь группе в контакте, а в конце текста к фильмам дать ссылку на эту группу и может быть в самом тексте пояснить присутствие этой ссылки тем, что звук в этих фильмах приведен в нормальное состояние.

Секретариат прокопьевского городского отделения КПРФ - Барабанщиков В.В., Бедарев Е.Б., Митрофанов К.В.