Фильм "Личное счастье" режиссёра Леонида Пчёлкина вышел на экраны страны в 1977 году. Леонид Пчёлкин ещё только набирал режиссёрские обороты, ещё не были сняты "Кража", "Поздняя любовь", "Дети Солнца" и "Петербургские тайны". Зато уже был заказной, идеологически верный фильм "Моя судьба". "Личное счастье" снят в темпе и духе "Моей судьбы". Такая же многосерийная стерильная сага. Цензорам и подкопаться-то тут было не к чему. Фильм образцовый, снятый по присланным лекалам.
Лекала же простые - создать хронику современной семейной жизни, отображающую широкий круг интересов советского труженика. Только в этой картине ещё прибавилась военная тематика. Правда скукотища от просмотра иногда одолевала столь сильная, что руки непроизвольно тянулись к канистре с керосином, чтоб вылить на себя и поджечь.
Чтоб зритель не отрывался от экрана и не бежал в сарай за керосином, в фильм были приглашены звёзды. Звёздных актёров в картину позвали так много, что легче перечислить тех, кого не позвали. За такие фильмы ведущим актёрам хорошо платили, поэтому корифеи экрана сами охотно бежали в кадр. Часто даже не представляя, кого они будут в итоге изображать. Финансовый вопрос плюс надбавки за звания всё решал.
Накануне телезрители получили две подобных мылодрамы - "Семья Зацепиных" (1975) и "Семья Ивановых" (1976). "Личное счастье" вполне можно было назвать "Семья Дорошиных", ибо основное действо фильма развивается вокруг этой семьи.
Семья Дорошиных - образцовая семья. Советски "канонизированная", идеальная. Глава семьи, Павел Николаевич, в исполнении нашего киношного Жукова - Михаила Ульянова, получился таким же, как и многие его роли начальников. У него не только его экскаваторы на заводе строем ходят, но и вся семья. Семейный просмотр программы "Время" в 21.00, кефир на ночь и отбой. С утра отец начинает плющить своих троих детей и не особо любимую жену.
Жена Дорошина - бывшая партизанка, герой войны, в исполнении красивой, слишком молодой для роли Л. Чурсиной, преподаёт в университете литературу. Она со своим партизанским прошлым и по сей день в городе топ-персона. Мужа не особо любит, но крепкую семью одаривает своей женской лаской.
А любит героиню Чурсиной председатель горсовета, глава города, бывший партизан Алексей Трофимович. У них роман был ещё с войны, и платонически он длится и по сей день. Жена главы города - стерва и истеричка, но он её терпит и очень возвышенно относится к Насте Дорошиной (Чурсиной). Не человек, а кремень. При этом ещё и городом руководит очень умело. Конечно же такую роль дали Георгию Жжёнову.
Вообще на счёт "любит - не любит" в картине много вопросов и странностей. Все любови какие-то картонные. Самая странная пара в фильме это младшие из детей Дорошиных. У них что-то слишком нежные отношения. Там прямо любовь. Очень смазано и топорно объяснено, что вроде они не родные брат и сестра. Но трудно понять, кто из них приёмный, а кто родной. По-любому советское законодательство запрещало вступать в брак сводным братьям и сёстрам. В конце концов младший Дорошин, устав от приставаний и ухаживаний сестры, сбегает на БАМ.
Старший сын Дорошиных - Илья, просто повторение отца. Сильный, волевой, красивый как Бог, и уже не взирая на молодые годы занимает пост главного санитарного врача города. Конечно же эту роль доверил режиссёр Е. Киндинову. Он играл физика Бориса в предыдущем фильме Л. Пчёлкина "Моя судьба", и режиссёр позвал актёра, зная его потенциал. Он с первых же кадров саги влюбляется в артистку местного театра Ирину, которую встретил в лесной избушке. Двое заблудившихся персонажей полюбили друг друга с первого взгляда и вскоре поженились.
Но когда смотришь на любовь актёров, то не особо веришь им. Химии между ними не чувствуется. Холодный Киндинов и нелепо-романтичная Ирина в исполнении красавицы И. Печерниковой парой не смотрятся. Приходится им сильно нажимать на тюбик с чувствами, выдавливая из себя любовь.
И ведь что удивительно: Киндинов и Печерникова четырьмя годами ранее очень неплохо изображали любовь, играя главные роли в производственном фильме "По собственному желанию" - притче о любви кузнеца к балерине.
А вот где настоящая химия пробивает аж до мурашек, так это в паре Ирина Печерникова - Олег Даль. Герой Олега Даля получился такой театральный Ефремов. Он и ведущий актёр, и без пяти минут главный режиссёр местного театра. Циник, бабник, талант. Даль всё время обнимает Печерникову. И как приобнимет её в кадре, то сразу видишь родство душ актёров. Хотя по роли они антагонисты. Правильная и замужняя героиня Печерниковой конечно же отталкивает талантливого ухажёра. В конце концов Олег Даль, назначенный главрежем театра, выгоняет героиню Печерниковой из театра. И оно понятно. Он её привёз из Тьмутаракани, многому научил, сделал актрисой, а она его отвергла и ещё обнажила перед ним его бездарность как драматурга, гневно отвергнув написанную героем Даля пьесу.
Наверно самый шикарный момент фильма, когда Олег Даль и Ирина Печерникова в кадре изображают Фигаро и Сюзанну. Всего пять минут. Но это смотрится прекрасно! Так и хотелось воскликнуть: "Кончайте эту партизанско-производственную туфту и покажите весь спектакль целиком!".
Многие зрители ради этих двух актёров в основном и смотрели пятисерийный фильм. Ведь они неоднократно снималась вместе. Все помнят их сильнейший дуэт в телефильме "Герой нашего времени", в "Варианте Омега". Даль и Печерникова последние годы жизни О. Даля были очень дружны. Ирина даже посодействовала тому, чтобы Олега взяли в труппу Малого театра. Два одиночества, два самородка встретились и поняли друг друга. Встретились и просто по-человечески дружили.
Именно Ирина Печерникова привела Даля на эту роль, уговорив Пчёлкина снять сложного Даля в роли режиссёра Канавина. Но герои своего времени, мечущиеся души Даля и Печерниковой, вскоре поняли, в какую фальшивую скукотищу их завлекли. В итоге они оба сбежали со съёмок. Даль - первым, а за ним Печерникова. Режиссёру со сценаристом пришлось переписывать на ходу сюжет. Фильм и без того валился на бок, а тут грозил совсем развалиться.
В итоге в середине третьей серии Даль и Печерникова исчезают. Героине Печерниковой придумали легенду, что она уехала в Москву к подруге, окончившей ГИТИС, и пытается устроиться в московский театр, а вот дальнейшая судьба редиски-режиссёра, горе-драматурга Канавина была сценаристом без объяснений опущена.
В фильме помимо любовной, партийной, производственной тем, раскрывается тема прошедшей войны. В городе Привольске, где происходит действие фильма, санитарный врач Дорошин пытается закрыть винные царские склады. Бывшие пособники нацистов оживляются. Они понимают, что если уничтожат склады, то почему-то непременно наткнутся на фашистский архив, который спрятан в подземелье. Там десятки герметичных коробок. И как их никто раньше не заметил?
Две крысы, два пособника эсэсовцев - герои А. Голобородько и Е. Лебедева, пристроившиеся в мирной советской жизни, пытаются замести следы своих преступлений.
Вся тема с архивом и с оборотнями невероятно скучная и нелепая. Режиссёр больше на словах, чем визуально показал, как два приспешника врагов архив каким-то образом вывезли на дачу к директору винзавода, где они его собираются сжечь. Но тут все их происки пресекаются бдительными героями. Санитарный врач Дорошин бросается под пули гнусных врагов, защищая жизнь секретаря горсовета. Откуда взялся пистолет - не ясно. До рокового выстрела о нём и слышно не было. Причём, что удивительно, в кадре милиция появляется на несколько секунд в самом конце драматичной сцены. Откуда они взялись - никто не понял. Герои пытались справиться своими силами, и к стражам правопорядка не обращались.
Вообще в фильме совершенно топорно построен сюжет. Все пять серий зритель постоянно натыкается на какие-то заборы и тупики. Сюжетные линии обрываются, характеры героев не раскрываются. Смотришь фильм только ради знакомых лиц, которые столь любимы, что прощаешь им всё.
Режиссёр Леонид Пчёлкин ещё неоднократно докажет свой профессионализм, проявит свой талант. Сценарист Афанасий Салынский написал сценарии ко многим удачно воплощенным фильмам. Что же произошло на съёмках картины, что всё получилось так тухло и нелепо?
Почему-то актёры сильно не попадают в возраст своих героев. Чурсиной во время съёмок всего 37 лет, а её, даже особо не застарив, показывают 55-летней тёткой. Её киношному сыну Киндинову по фильму 25 лет, а актёру на самом деле 32 года. Получается, что киношная мама на 5 лет старше своего киношного сына.
Та же история с двумя предателями. Евгений Лебедев вполне соответствует возрасту фронтовика-партизана. А его партнёру по злодеяниям А. Голобородько на 21 год меньше. Голобородько очень старались застарить на экране, но его осанка и высокий рост выдают в нём молодого мужчину 38 лет. Почему режиссёр не подобрал возрастного актёра на роль предателя - непонятно.
Подобная пара - Татьяна Пельтцер - Лев Дуров. Это добрые соседи экранных молодожёнов. "Всесоюзная бабушка" нашего кино изображает героиню, пережившую четырёх мужей и живущую с пятым - бывшим жокеем Кукошей. Если древность Т. Пельтцер не бросается в глаза, то древность бывшего жокея Кукоши выглядит странно. Дуров младше Пельтцер на 30 лет. Хотя накануне съёмок этого фильма Дурова подобным же образом застарили в "Отроках во вселенной".
Много странного в фильме. Странная свадьба в партизанской избушке с одним случайно встреченным гостем, без родителей и друзей. Причём этим гостем стал председатель горкома, бродящий в одиночестве в лесу. Один и без свиты, непонятно что там делающий. Смешно он отыскал кружку в избе, которую заначил видно ещё в 1943 году. А то бы молодожёны отметили бракосочетание, глотая шампанское из горла.
Странное желание старушки (Пельтцер) прописать в квартиру молодожёнов после 2 месяцев знакомства. Более трезвомудрый Кукоша отговаривает старушку. Но она настойчива. Молодожёны, как истинно советские люди, от такого подарка отказываются. Хотя до конца не показано как они отказались. Сюжет это не объяснил. А бабуля возьми да помри...
Киндинова даже жаль: такой фактурный гренадёр в кадре несёт какую-то пургу или детский лепет вместо речей мужа. И Ириша прямо как патока, вся такая приторная, тоже как ребёнок всё время что-то лепечет. Ириша по сути бросила своего Илью, уехала не попрощавшись. Он же спокоен как танк. Весь погружён в историю с винзаводом.
Странная история с семьёй Радуна (героя Е. Лебедева), прихвостня фашистов. У человека образцовая семья, замечательная жена и дочери. Он бросил Сочи и примчался скрывать следы своих преступлений в город юности, и никто даже не дёрнулся из близких. Только его старший сын-композитор, случайно занесённый судьбой в Привольск, пытается разобраться. Постно и скучно.
Олег Даль наверно сбежал ещё и потому, что услышал фамилию - Дорошин. Его первая жена Нина Дорошина оставила в его душе не самые лучшие воспоминания. Но это конечно шутка. А вот почему фильм назвали "Личное счастье" так и осталось главной тайной.
Возможно режиссёр и сценарист в процессе переписок сценария потеряли ход сюжетных линий. Слишком их было много. Вот и у них всё смешалось в голове. И у зрителя тоже.
Нелепый до изумления фильм - и по идее, и по сюжету, и творческой реализации. Это просто какая-то диверсия против советского кино. Даже смотреть неловко, насколько всё глупо, неестественно и ходульно.
Фильм не спасают ни звёздные актёры, ни режиссёр с хорошим послужным списком, ни маститый сценарист. Загадка. Да и только.