Вопрос происхождения Рюрика уже много лет является объектом споров - причём в большей степени политических, чем исторических. Объявляя русского князя «норманном» и (в их понимании) «германцем» фанаты германцев (сами нередко германского происхождения) выводят из этого историческую основу своей идеологии превосходства германцев над славянами и «право» господства германцев над славянами. Но прежде, чем ломать копья над историей приглашения Рюрика и объявлять его германцем, нужно внимательно анализировать сам текст летописи.
Повесть временных лет начинает повествование о приглашении Рюрика в 862 году словами:
«И ркоша поищемъ сами в собѣ кнѧзѧ иже бы володѣлъ нами и рѧдилъ по рѧду по праву» - Ипатьевская летопись
Важной частью, которая обычно игнорируется сторонниками германского происхождения Рюрика, является фраза «поищемъ сами в собѣ кнѧзѧ» - предшествующей словам «иже бы володѣлъ нами». Фанаты германского господства обычно читают эти слова мельком и как «поищем себе князя» (будто славяне искали себе нового хозяина). Но летописи пишут однозначно, что приглашающие Рюрика ищут князя не «себе» - а в собѣ, то есть из своих сородичей. И если учесть, что два приглашавших Рюрика племени (Словене и Кривичи) явно идентифицируются как славянские, то и князя эти племена искали из числа славян. Русские летописи подчёркивают это: ПВЛ акцентирует внимание (причём в княжеских списках), что жители Приильменья ищут князя «иже бы володѣлъ нами и рѧдилъ по рѧду по праву» - то есть управлял в соответствии с нормами права приглашающих его племён. И если двое из этих племён славянские - то естественно в соответствии с славянскими правовыми нормами. Кроме того, примечательна здесь ситуация с Кривичами: изучая это славянское племя, можно выйти на искомую прародину Рюрика, куда и слали гонцов. Дело в том, что это древнее славянское племя обнаруживается далеко не только в Приильменье. Кроме верхнего Поднепровья - района современной Смоленской области России - Кривичи обнаруживаются в славянском Полабье - страны славянского союза ободритов. Это деревня Kritzow (Кричов) и город Crivitz (Кривич) в районе современного севера Германии - в 9 веке здесь жили славяне ободриты. Можно было бы пройти мимо этого известия, если бы не скопление в этом же районе славянских топонимов, типичных российскому Приильменью: здесь же мы находим Wolthoff (Волхов), Woltckow (Волхов), Woltkow (Волхов) - и собственно русских топонимов. В указанном районе есть топонимы с корнем рус: собственно Ruse (Русь), Roscow (Росков), Rosengard (Русинград), Rosow (Росов), Rossin (Руссин или Россин), Rossow (Россов), Russenfeld (Русское поле), Rosenow (Русинов или Россинов), Ruthen (Русин), Rothen (Росин), Rothener See (Русское озеро), Rosewitz (Русовичи) - причём топонимы славянские. Примыкающий к этому району остров Рюген немцы ещё в 16 веке именовали Russenland (Русь) - на острове и сейчас существуют Rusewase и Ruschvitz/Ruskovici (Русковичи).
У ободритов мы находим и варягов - славянское племя вагров.
Кроме топонимики на сообщение славянского Приильменья и славянского Полабья указывает и культура. Науке хорошо известно про существование значимой связи между ободритами и восточнославянской Русью.
Молчанова А. А.:
"С ободритами связывается сусковско-дзедзицкая и мекендорфская керамика, которая обнаружена на Трувором городище, Рюриковом городище, в Старой Ладоге, Новгороде и Городке на Ловати. Фельдбергская керамика связывается с вильцами и ранами (население острова Рюген) и встречается с середины VIII века в Старой Ладоге, в древних слоях Новгорода, Рюриковом городище и Городке на Ловати."
Вот сообщение про Городок на Маяте (основан не позднее начала VI века) - славянское городище к северу от Ладоги (северный форпост Ладожского городища).
Еремеев И. И. Исследования в Восточном Приильменье:
"На фоне других приильменских городищ укрепления Городка на Маяте выглядят очень мощными. Обстоятельством, мешавшим изначально распознать наличие вала, стало то, что он был возведён на склоне городищенского холма и являлся не столько валом, сколько своеобразной пристройкой к пологому склону, придавшей последнему крутизну. Как недавно выяснилось , сходный приём был применён при строительстве крепости Рюрикова Городища. В бассейне оз. Ильмень фортификационные сооружения, построенные в технике поперечных накатов, исследованы впервые. Многочисленные параллели обнаруживаются достаточно далеко от Приильменья - на западнославянских городищах VIII-X вв. Польши и Восточной Германии"
Можно говорить о едином этнокультурном пространстве. Причём эта общность является результатом не миграции славян с запада на восток - в район России, - как считалось ранее, а наоборот миграции славян с северо-запада современной России на запад через Пруссию в район Полабья двумя веками ранее приглашению Рюрика (в 7 веке). На это указывает и ранее освоение славянами региона Псковской и Новгородской областей России - славяне фиксируются здесь уже в районе 3-4 века нашей эры.
В нескольких км севернее Ладоги существует Любшанское городище, на территории которого обнаружены следы ранней земледельческой деятельности: два являются экстремально древними (279+-70 г н.э. и 469+-35 г н.э.), остальные образуют почти непрерывную последовательность VI - VII веков.
Городская среда, землепользование и сельское хозяйство в средневековой Ладоге и её округе (по палинологическим и карпологическим данным):
"По нашим данным время культивирования пшеницы и ржи на месте Любшанского городища приходится на середину - третью четверть I тысячелетия н.э (500-750 года). Это совпадает со временем её распространения в Приильменье. Учитывая близкую хронологию и состав культивируемых злаков, можно полагать, что земледелие распространялось в Поволховье и Приильменье почти одновременно в ходе единого этапа расселения славян."
Указывает на это и более древнее нахождение городищ в районе российского Приильменья аналогичных полабским.
Еремеев И. И.:
"Ранняя датировка перекладных внутривальных конструкций ставит множество неожиданных вопросов. На Руси самым ранним укреплением такого рода (до раскопок Городка на Маяте) считался Городец под Лугой, вал которого датирован X в. (...) Истоки техники древнерусских перекладных укреплений исследователи всегда искали в решетчатых валах славянских городищ междуречья Вислы и Эльбы. В процессе накопления источников, совершенствования методики датировки (особенно дендрохронологических анализов) стало ясно, что основная масса городков на территории Германии и Польши IX-XI вв. Тем не менее этого хронологического диапозона вполне хватало для поддержания идеи о западнославянском происхождении перекладных конструкций на Руси. Укрепления Городка на Маяте, датирующиеся первой половиной VII в., не позволяют ставить вопрос о западнославянских заимствованиях"
Вобщем, у полабских славян и жителей российского Приильменья было много общего.