Шрамы украшают любого мужчину, даже если ему более 500 лет.
Нет, нет, АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА не царапал свой портрет. Его изувечила дочь владельца аптеки, где находилась картина: ей казалось, что неизвестный на портрете постоянно следит за ней.
По крайней мере, так гласит легенда.
Это "Портрет неизвестного" (1465) и смотрит он, скорее, на зрительницу нежели на зрителя , да и шраму любого мужчину только украшают
Вообще, именно да Мессина показал миру и, в частности, венецианцам КАК виртуозно можно орудовать масляными красками: лицо обращено навстречу падающему слева свету, его тонко моделируют прозрачные тени, которые постепенно сгущаются к краям картины и становятся совсем непроницаемыми на заднем плане.
Глаза живо мерцают и смотрят искоса - несколько игриво, хитро и, безусловно, самоуверенно (он явно не страдал от нехватки женского внимания - грубый, щетинистый, надменный, - дамы во все времена любили "плохих" мальчиков).
Современные рентгеновские методы исследования показали, что техника живописи и красочные тона портретов да Мессины идентичны по технике нидерландской живописи (это я молчу про типичный для Северного Возрождения темный глубокий фон - именно этот фон выделяет абрис лица так, будто перед нами раскрашенная скульптура, а не плоское изображение).
Но метода художника имеет свои, грубо говоря, итальянские особенности: рисунок максимально, по тем временам, упрощен и обобщен.
Невозможно определить, к какому сословию принадлежат модели художника: хотя да Мессина "писал портреты не рыбаков, а баронов", как совершенно справедливо отметил 1953 году Роберто Лонги, парируя на популярное в то время утверждение, будто перед нами портрет пирата с сицилийского острова Липари (захватывает, но маркетинг провалился), высокое положение героев никак не представлено миру (у нидерландцев и германцев все иначе - там пиршество деталей и подробностей, феерия побрякушек и мехов).
Более того, посмотрите на этот искрящийся, хрустящий как снег в феврале, белый воротник (разве такой белый может быть у моряка?!), складки которого настолько графичны, что, диву даешься. Вот она скульптура.
И вот она - архитектоника, тонко подчеркнутая двумя черными линиями рубашки.
Ничего лишнего у да Мессины нет. Только лицо.
И только эта до невозможности красноречивая улыбка. Улыбка, в которой нет тайны в леонардовском смысле, все предельно ясно и открыто. И с легким ароматом архаики - той самой архаической улыбки, призванной придать камню жизнь.
Именно да Мессина стал первым, кто, задолго до Леонардо, открыл выразительность улыбки и она у него намного честнее и убедительнее, нежели у великого титана эпохи Высокого Возрождения. Но, так уж вышло, что Париж притягивает внимание много больше, чем далекая Сицилия, да и маркетинг всему голова в мире искусства.
Рецепт да Мессины до невозможности прост и виртуозен - точка зрения чуть снизу, то есть портретируемые, в том числе и наш сегодняшний друг, глядят на нас свысока.
Почему? Потому что это люди уже новой гуманистической эпохи - времени, когда на место Бога был поставлен человек, который и стал мерилом всех вещей.
И человек этот может быть только монументальным.
И только спокойным.
И смотреть только свысока, как смотрит на нас Бог.
Даже если этот Бог не брит и после бодуна
Антонелло да Мессина – первый итальянский художник, добившийся успеха в масляной технике
До середины XV века большинство итальянских художников безальтернативно использовали темперу. Попытки «приручить» масляные краски были не самыми успешными. Так продолжалось до тех пор, пока не появился Антонелло да Мессина, обогативший традиционную итальянскую живопись элементами фламандского стиля.
Антонелло Да Мессина первым в Италии стал успешно применять масляные краски, сделал элементы пейзажа одним из главный элементов композиции, усовершенствовал искусство станкового портрета. Он ярко продемонстрировал преимущества масляной живописи, положив тем самым начало одному из главных течений изобразительного искусства Западной Европы.
Факты и авантюрная версия Вазари
Точная дата рождения Антонелло да Мессина неизвестна. Большинство источников указывают на то, что он родился в 1430-м году в сицилийском городе Мессина (отсюда и прозвище – да Мессина). Обучался в провинциальной школе, где в отличие от большинства художественных центров Италии основными ориентирами были голландские методы живописи.
В своде биографий Джорджо Вазари нашлось место и Антонелло да Мессине, вот только история, которая в ней представлена, больше похожа на авантюру, а не на реальное жизнеописание. Согласно Вазари да Мессина отправился в Брюге, где учился у знаменитого Яна ван Эйка, от которого и позаимствовал технику масляного письма. Однако голландский живописец умер в 1441 году, когда Антонелло было всего 11, так что учиться у Ван Эйка он никак не мог.
Вероятней всего, Да Мессина никогда не выезжал за пределы своей страны, а технику работы маслом почерпнул у голландцев, которые могли быть связаны с кругом художников, близкими к Ван Эйку и работавшими в своё время на территории Фландрии в 1-й половине XV века.
«Звездный час» Антонелло
В то время практически все итальянские живописцы использовали темперу, и масло было для них абсолютной новинкой. Те немногочисленные эксперименты в масляной технике, которые производились до 1570-х годов, были скорее спонтанными и далеко не самыми успешными.
И тут наступает «звездный час» Антонелло да Мессины! За неполных 2 года (с 1575-го по 1576-й) он создал ряд революционных на то время произведений, которые спустя время будут признаны шедеврами мировой живописи.
Уже одного того, что он распространил и внедрил в итальянское искусство гораздо более богатую, гибкую, подвижную и артистичную технику, достаточно, чтобы его имя осталось в истории. Однако это не единственное достижение Антонелло да Мессина. Он проявил себя как разносторонний мастер станковой живописи и один из лучших портретистов XV века. По мнению специалистов портреты да Мессины несмотря на внешнюю скромность по реалистичности превосходят работы самого Ботичелли, который в известной степени считается новатором этого жанра.
Окружающая среда и тщательная проработка деталей
Гармония между главными героями и средой, в которой они находятся, – ещё одно замечательное новшество Антонелло. В отличие от безликости, фантастичности, нелогичности, декоративности и монументальности окружающей обстановки, изображаемой в то время итальянскими художниками, планы произведений Антонелло целостны, хорошо проработаны и созвучны сюжету.
Так, в картине «Святой Иероним в келье» изображен осмысленный интерьер, в котором чётко прослеживается нидерландское влияние на мировоззрение художника – в частности, множество интерьерных деталей.
На фоне целостного архитектурного пространства с готическими колоннами, сводом и церковным нефом, показан кабинет с обилием книг, рукописей, коробок и тарелок на полках. На полу изображены сосуды, на стене – полотенце. Предметы проработаны очень тонко и скрупулёзно – только у голландских живописцев можно было научиться столь пристальному вниманию к вещам и позаимствовать манеру передачи деталей.
Не менее искусно выполнен пейзаж в картине «Распятие», в котором чувствуется связь персонажей с окружающей их средой. И это при том, что на втором плане изображены окрестности Венеции, а не просторы Земли Обетованной.
«Святой Себастьян»
Интересно показана трагическая сцена в картине «Святой Себастьян», где главный герой, которого пронзили стрелами, абсолютно спокоен и не выказывает страданий. А солнечная природа и беззаботные люди на заднем плане словно подчёркивают безмятежность и равнодушие Себастьяна к физической боли, который знает, что пострадал за правду. И эта уверенность придает ему силы. Благодаря прогрессивной технике масляной живописи, Антонелло да Мессина удалось точно передать воздушную перспективу и игру солнечных лучей.
Портреты
Самого пристального внимания заслуживают портреты да Мессины, где масляная техника проявляет себя во всей красе. Сначала кажется, что по сравнению с великолепием цветовых оркестров «Святого Себастьяна» и «Алтаря Святого Кассиана» погрудные изображения на практически черном фоне выглядят скупо. Но лишь до тех пор, пока мы не начнем всматриваться в картины.
И первое, что бросается в глаза – ювелирная точность цветовых и светотеневых акцентов. Это и темно-красное, как бы страстное, свечение головного убора, и гармоничное сочетание белой полоски рубахи со смугловато-телесным тоном кожи, и тонкая моделировка прозрачных теней, которые постепенно сгущаются к краям картины и становятся непроницаемыми на заднем плане.
Но самое главное новаторство Антонелло в портретном жанре – изображение лиц. Впервые в европейской живописи персонажи наделены осмысленным взглядом. Кажется, что они смотрят на зрителя и ведут с ним немой диалог. Лица очень индивидуальны, по ним можно угадать характер и настроение героев: жёсткость и непоколебимость, пытливость и искренность, лукавство и иронию, надменность и пренебрежение.
Используя богатый спектр формальных приёмов и психологических характеристик, мастер изображает портретируемых осязаемо трёхмерно, в динамичном 3-хчетвертном повороте, контрапосте. Это уже не робкие шаги портретного жанра, а вполне сложившийся тип портретного искусства, уходящего корнями в нидерландскую живопись, но в итоге дающий чисто итальянскую концепцию.
Антонелло да Мессина, как всегда, точен в мелочах, но исходит из крупного объёма. Каждая деталь – от структуры шеи до ноздрей носа, складок губ и волосков бровей тщательно прописаны, но все они сочетаются с общей формой, из которой Антонелло, подобно скульптору, создаёт объём.
Антонелло Да Мессина, конечно, был большой талант, благодаря чему ему удалось «обуздать» довольно сложную для многих живописцев того времени технику. К счастью, в наши дни художники имеют большое преимущество, ведь с помощью комплексной методики, в которой объединены преимущества масла, темперы и акварели, можно создавать реалистичные портреты, пейзажи, натюрморты и другие художественные произведения, не имея исключительного таланта.
«Аннунциата» Антонелло да Мессина — шедевр мирового искусства
Мессина считается одним из первых итальянских художников, которому удалось преодолеть недостатки темперной живописи с помощью масляных красок. Конечно, и до него живописцами предпринимались попытки смешения жидкого лака с темперой, однако именно прославленному уроженцу Мессины удалось добиться схожих с Яном ван Эйком по колориту и долговечности масляных красок.
Сюжет полотна
«Аннунциата» является блестящим примером того, как даже небольшая по своим размерам (всего 45 х 34,5 см) картина, написанная маслом по дереву, способна сохранить свой цвет. Благодаря контрасту с темным фоном свет проникает в сознание зрителя, создавая таинственный и даже мистический эффект.
Интимность сюжета — возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа — подчёркивается композиционным выбором художника. Перед нами предстает Богоматерь во всей её непорочности и духовной чистоте. О благочестии Богородицы свидетельствует как синяя накидка — мафорий, являющийся одновременно четкой трапециевидной границей рисунка, так и само молитвенное состояние, в котором запечатлена Дева Мария, что подчёркивается молитвословом, расположенным на пюпитре.
Минимальное количество объектов — Дева Мария, стол, пюпитр, молитвослов — заставляет нас воспринимать картину эмпирическим путём. За счёт малой композиционной насыщенности уменьшается область прямо обозначенного и увеличивается область подразумеваемого. «Аннунциата» является примером обращения художника ко внутреннему миру зрителя, заставляет нас проникнуть в суть картины и прочувствовать её. Антонелло да Мессине удалось запечатлеть в вечности блаженное мгновение, которое он предлагает нам пережить вместе с Девой Марией.
О чём говорят детали
Находясь в умиротворённом состоянии, молодая девушка оказывается чем-то отвлечена от молитв, взгляд её падает в левый нижний от зрителя угол. Архангел Гавриил является единственным источником света, озаряющим картину. Взгляд Девы Марии не сфокусирован, он лишь обращён в сторону источника света, что создает впечатление идеального, бестелесного образа, явившегося ей. Этот образ она пытается осознать, напряжены все органы чувств молодой девушки.
С источником света явился лёгкий ветерок, который переворачивает страницы молитвослова и который Богоматерь стремится прочувствовать, выставляя вперёд правую руку. И это «самая красивая рука, которую я когда-либо видел в искусстве», как сказал именитый искусствовед XX века Роберто Лонги. По необъяснимым причинам на этом исследователи творчества Антонелло да Мессина обычно останавливаются.
На наш субъективный взгляд, анализ деталей позволяет предположить, что помимо источника света и дуновения ветра Дева Мария также почувствовала сладостный аромат, который источает явившийся ей в бестелесной форме архангел Гавриил. Сладкий аромат в христианстве принято расценивать как божественную благодать в ответ на молитвы просящего. Если мы обратим внимание на слегка сведённые губы и едва заметно расширившиеся ноздри, то найдём достаточно подтверждений нашему предположению.
Более того, когда мы улавливаем веяние ветра и хотим им насладиться (на картине этому свидетельствует выставленная вперёд рука), то естественным образом делаем глубокий вдох. Улыбающиеся глаза Богоматери, а также значение благовещения в христианском мировосприятии наталкивают на мысль, что после вдоха губы Девы Марии растянутся в благоговейной улыбке. А значит, она почувствовала сладостный аромат и благословение Господне.
Геометрия картины
«Аннунциата» представляет собой превосходный образец своей эпохи. В ней нашли своё воплощение лучшие образцы линейного стиля: каждый объект имеет чёткий контур. Все элементы картины объединены общим смысловым единством, однако воспринимаются раздельно, лишь дополняя друг друга, но не образуя нерушимую совокупность, которую мы найдём в более поздних картинах барочной живописи.
Несмотря на наличие перспективы, открывающейся в изображении стола и пюпитра, мы вынуждены констатировать образец плоскостного стиля, для чего достаточно обратить внимание на край стола, идущий параллельно нижнему срезу картины, а также отсутствие второго плана, в связи с чем невозможно устремить взор вглубь картины. Наоборот, художник стремился всё внимание зрителя поглотить первым планом, используя тёмный фон для усиления контраста.
Хрестоматийная линейность прослеживается и в параллельных прямых другого края стола и расположенного на нём пюпитра, линиях лба и губ, в чётко перпендикулярных им линиях носа и даже в складке плата, расположенной ровно посередине лба Девы Марии. Складка делит картину пополам, образуя две абсолютно симметричные и равнозначные по смысловой нагрузке половины. Так, левая часть, более светлая сторона с акцентом на правой руке, полностью компенсируется наличием пюпитра и молитвослова в более тёмной правой стороне.
Почему «Аннунциата» — шедевр мирового искусства?
«Аннунциата» Антонелло да Мессина полностью заключена сама в себе: строгость тектонической формы не вызывает сомнения. Картина полностью эстетически замкнута, вся её плоскость проистекает из изображения Богоматери. Имея главный элемент в виде Девы Марии, мы индуктивным путём получаем дополнительные сведения, обращаясь к деталям: по выставленной руке и переворачивающейся странице молитвослова приходим к выводу о дуновении ветра, по расфокусированному взгляду — к выводу о бестелесности архангела, по кончикам губ и ноздрей — о вдыхании аромата и т. д. Иными словами, мы судим об общем, опираясь на детали, а не выводим общее из совокупности деталей. Учитывая минимальное количество объектов на картине, мы можем сделать вывод, что это множественное единство, а не целостное.
Наконец, «Аннунциата» являет собой безусловную ясность. Сказанное отнюдь не означает, что подготовленный и случайный зритель получат одинаковый объём информации от визуального контакта с описываемым произведением искусства. Однако восприятие картины не осложнено никакими средствами выразительности, ни один из элементов не ускользает от зрителя, отсутствуют дополнительные смыслы, свет подчеркивает форму, а не минует главное, падая на второстепенное, каждая линия находит своё логическое завершение.
Следует согласиться с Джорджо Вазари, автором жизнеописания Антонелло да Мессины, в том, что великий художник достоин почетного места в истории развития живописи «за новизну колорита и красоту фигур, которые к тому же были им хорошо нарисованы», а также «за то, что он ввез в Италию способ писать маслом…благодаря этому изобретению художники со временем достигли такого совершенства, что смогли изображать свои фигуры почти что живыми».
Действительно, во многом именно благодаря использованию масляных красок Антонелло да Мессина удалось добиться такой колористической выразительности в изображении удивительного синего плата богородицы, а также скрупулёзно проработать светотени, черты лица и рук Девы Марии, что делает «Аннунциату» шедевром мирового искусства.
Антонелло да Мессина. Мадонна с Младенцем (Соляная Мадонна). 1460-69
Явление трех ангелов Аврааму, ок. 1460-1465.
Распятие, ок. 1455.
Мадонна с Младенцем, ок. 1460-1469.
Новое часто рождается на стыке двух традиций и Антонелло да Мессина был поистине великим новатором. Фламандскую живописность он соединил с крепким итальянским рисунком и стал одним из тех мастеров, из чьего творчества развилось впоследствии искусство высокого Возрождения. В его картинах много деталей, очень тщательно (я бы даже сказал, натуралистично) выписанных, но от них не рябит в глазах, как от деталей на работах, скажем, Карло Кривелли. У него нет той жесткости, того напряжения, которыми отличается манера многих великих кватрочентистов, от Пьеро делла Франчески до Луки Синьорелли, вместо них - мягкость, спокойствие и гармония, даже в трагических сценах, вроде Св. Себастьяна.
Мадонна с Младенцем, фрагмент полиптиха, ок. 1473
Распятие, 1475
Распятие, ок. 1475.
Христос, поддерживаемый ангелами, 1470-е
Христос, поддерживаемый ангелом, ок. 1475-1476.
Св. Иероним в келье, ок. 1475.
Себастьяна (ок. 1478 г.)
Это идиллическое спокойствие и мягкость, ставшие столь характерной чертой живописи высокого ренессанса отличают творчество не только Антонелло, но и ряда других его современников, в частности, Джованни Беллини и Перуджино.