Найти тему
Галопом по кино

«Зелёные цепочки» (1970) – пацаны уделывают чекистов

На самом деле, конечно, они действуют сообща, но по фильму получается, что пацаны проделали всю основную работу, а чекисты пришли на готовенькое! Но обо всём по порядку!

Название этого фильма в моём детстве было на слуху, вот только сам фильм я сегодня почему-то посмотрел впервые. Помню, шёл он в кинотеатре. А почему помню, сейчас расскажу. Раньше киноафиши рисовали гуашью на холсте, и какой-то хулиган наслюнявил палец и пририсовал «хвостик» к букве «п», сделав из неё букву «л». Афиши портить нехорошо, но я почему-то каждый раз по-дурацки улыбаюсь, когда вспоминаю эту испорченную афишу.

Конец лета – начало осени 1941 года, немцы подошли к Ленинграду. Ребята возвращаются в город из пионерского лагеря, бредя по дороге вместе с беженцами. Двое друзей, Мишка и Стёпка знакомятся с попутчиком, дядей Петей.

-2

Дядя Петя на фронте потерял руку, а во второй руке он тащит тяжёлый чемодан. Он рассказывает, что в чемодане – ценная геологическая коллекция камней. Пацаны вызываются помочь с чемоданом, так как рука у дяди Пети одна, и она не железная.

И тут некстати начинается немецкий авианалёт. В суматохе дядя Петя теряется, и чемодан остаётся у мальчишек. Родители заставляют пацанов отнести чемодан в стол находок, но во дворе Мишка и Стёпка встречают своего приятеля Ваську, который совсем не такой правильный пионер, как они сами,

-3

Васька этот – ушлый тип, и даже тайком покуривает. Васька сходу предложил заглянуть в чемодан: а может, там записка с адресом имеется? И ребята открывают чемодан…

Естественно, внутри никакие не камни, а кое-что покруче! И ребята накрывают крупную шпионскую сеть с немецким диверсантом во главе!

-4

Фильм смотрится отлично, «на одном дыхании». Естественно, надо делать скидку при просмотре на то, что снят он для детей, так как по ходу фильма парнишек будет сопровождать невероятное везение и удача. В реальной жизни вряд ли такие события могли произойти, всё бы закончилось куда как печальнее.

Родственный по сюжету фильм – снятый по Гайдару «Судьба барабанщика». Помните старика Якова? «Старый дуб ещё пошумит…»

-5

Павел Луспекаев играет милиционера, но при этом называет себя чекистом. Я в советской униформе образца 1941 года не слишком силён, но у него две шпалы в петлицах, и он представляется майором. Это, скорее всего, киноляп, допущенный в 1970 году: у милиции и НКВД была своя система званий, и две шпалы означали звание старшего лейтенанта (милиции или госбезопасности соответственно).

-6

Позабавила присказка, с которой Васька продаёт отцовский пиджак на рынке: «Отец бьёт фрица – зачем же добру пылиться?»

-7

Ну и самая неправдоподобная сцена в фильме – это когда герой Луспекаева делает из Мишки Шарапова, внедряя его в банду малолетних преступников, помогающих диверсантам.

-8

Во-первых, это неэтично, использовать детей для поимки вооруженных шпионов. А, во-вторых, Мишка не годился для этой роли, так как вражеский шпион знал его в лицо. И стоило им где-то случайно пересечься, Мишка сразу бы исчез, и никто его больше бы не увидел.

-9

Я бы, наверное, изменил сценарий следующим образом: ушлый Васька втёрся бы в доверие к хулиганам по собственной инициативе, без приказа сверху. Да он и гораздо больше смахивает на хулигана, к тому же покуривает. С Мишки же можно открытку рисовать про советских пионеров. Вряд ли хулиганы ему бы на самом деле поверили.

-10

Вот такую сценарную прореху я подметил. Кто-то скажет: «А ну, не трожь грязными руками светлые фильмы нашего детства! Ты кто такой? Мы тебя не звали! Иди ты…» Да ладно вам, дайте поиграть в сценариста и режиссёра, ну что вам, жалко, что ли?

В остальном же – всё отлично, бодро, интересно. Фильм заканчивается на оптимистической ноте, и лишь потом, после просмотра, ты вспоминаешь, что у этих ребят всё самое страшное было впереди: голодная ленинградская зима 1941-1942 года, пережить которую суждено было далеко не всем.

В общем, если кто-то не смотрел этот фильм – рекомендую, очень хороший!

Список всех кинообзоров (здесь интересно!)

Статья содержит кадры из фильма «Зелёные цепочки» (1970).