Южную Корею вполне можно считать экзотической страной, в том смысле, что корейские иероглифы под стать китайским и японским, то есть информацию о местной рок-сцене получать приходиться с большим трудом. Да и самих данных не так много, даже в корейских источниках. Особенно это касается прогрессив-рока. Но это не значит, что не нужно изучать музыкальный пейзаж этого региона.
Кроме того, не следует забывать о политическом моменте. Со времени разделения Кореи на Северную и Южную в последней началась череда пертурбаций. В 1972 году, благодаря военному перевороту, к власти пришел президент Пак Чон Хи, который «правил» вплоть до 1979 года, пока его не застрелил начальник ЦРУ корейской разведки. В этот период в стране неоднократно вводилось чрезвычайное положение, были запрещены демонстрации, многие СМИ, не говоря уже о рок-музыке. Так что дебютный альбом RUNWAY стал как бы первой ласточкой свободы и демократии.
Однако они были далеко не первой прог-командой в Южной Корее и, признаемся, не самой лучшей. Мельком упомянем грандов, работавших в этой области в начале 1970-х. Главным корейским проггером был, конечно, Шинг Юнг Хайун (Shin Joong Hyun), который еще с начала 1960-х исполнял рок-н-роллы, а в 1967-69 годах записал пару психоделических альбомов с DONKEYS, в 1970-м записался с THE QUESTIONS, в 1972-м работал с THE MEN (послушайте 10-минутную «Beautiful Rivers And Mountains» с одноименного альбома и поймете что к чему),
в 1974-м – с YUP JUNS, в 1980-х – с MUSIC POWER.
В ранних командах с участием Хайуна, который несомненно был и остается «крестным Отцом» корейского прог-рока, работало много интересных музыкантов, в том числе Ли Юнг Хва (Lee Jung Hwa), которая образовала PEARL SISTERS в 1968 году, исполнявших этнику, поп-музыку, соул, смешивая ее с психоделией.
Другой талантливой певицей из «конюшни» Хайуна была Лим Джунг Ми (Kim Jung Mi, правильнее транслитируется как Ким Чонми), которая в 1973 году начала сольную карьеру, смешивая психоделию с этникой.
Стоит отметить деятельность HE 6, которые выпустил свой первый альбом Vol. 1 (Grand Record GH 00009) в 1970 году. На нем был записан бит, сёрф и психоделия. Иногда музыканты добавляли партии флейты и органа, играли в основном инструменталы, но иногда и пели. Их значительным по масштабности произведением стала сюита «In-A-Gadda-Da-Vida», кавер калифорнийцев IRON BUTTERFLY, который был записан на альбоме HE 6 Go Go Sound ‘71.
Немного поэкспериментировали с психоделией DEVILS на своем дебютнике (Asia Record ALS-228, 10.01.1971).
Одним из первых корейских фолкеров, начавших вставлять психоделические элементы, был Си Ю Сиок (Seo Yoo Seok), выпустивший дебютник в 1971 году. До этого фолк-рок был более «попсовым», типа материала дуэта TOI ET MOI, выпустивших первый альбом в 1969 году. За ним последовал Хан Дай-Су (Han Dae-Soo), которого многие считают корейским Бобом Диланом, в 1974-75 годах он записал пару примечательных альбомов в стиле фолк-рок с использованием психоделии.
Среди вокалисток отметим Мун Пил Йеон (Mun Pil Yeon), известную под псевдонимом Moon, которая начала записываться в 1972 году и порой пела низким голосом, а также Ха Чон Вон (1974), обе в своей музыкальной палитре использовали много стилей, став родоначальницами направления K-pop.
В 1973 году JO BANG выпустили альбом Carols In The 70’s (Jigu Records JLS 120 783), который найти не так-то просто. На нем психоделия была замешана с соулом и фанком.
В 1977 году начало свою деятельность прог-трио SAN UL LIM, куда входили три брата, а иногда на клавишных им подыгрывала сестрица. Закончили записываться они в 1983 году.
В 1979 году начали активно работать SONGOLMAE (переводятся на англ. как PEREGRINE FALCON), которые прекратили свою деятельность в 1990 году. Что интересно, они умудрились в прог-рок даже диско привнести, потом перейдя в формат K-rock.
Другой формацией, более интересной по музыке и близкой RUNWAY по посылу, были LINUS со своим единственным альбомом (Jigu Records JLS-1201575, 08.07.1980), который найти не так то просто. Порадовали и LOCUST, также издавшие всего один альбом в 1981 году (Dae Seong Records DAS-0002) с женским вокалом, парящей гитарой и плотным органным саундом. Очень разнообразный и хороший альбом. Но вернемся к нашим героям.
RUNWAY несомненно тоже относятся к южнокорейскому прогрессивному року. Они выпустили всего один альбом в 1979 году, который в справочниках именуется как Whal Ju Loh, но он оставил свой след.
Сейчас он стал раритетом, хотя переиздание на CD найти еще можно. Ганс Покора оценил его в две звезды, но было это уже давно, так что пора сделать переоценку.
Hans Pokora - австрийский коллекционер пластинок, который опубликовал серию книг о пластинках.Он называет ее - RECORD COLLECTORS DREAM и нумерует: 1001, 2001, 3001, вплоть до 8001 (пока). Каждая его книга содержит: название лейбла, страну, музыкальный стиль, каталожные номера, фото и оценку. БиС.
Я любил тебя с самого начала (Loved From The Beginning) (3’57)/Ты (You) (2’21)/Думая о друге (Thinking Of A Friend) (4’02)/Вспомнить (Reminiscing) (4’32)/Кто-то пришел (Someone Come) (4’40)//Танец в масках (Mask Dance) (3’09)/Пропущенный круг (A Missing Circle) (3’02)/Наша молодость (Our Youth) (2’53)/Поездка (Talo) (10’14)
Чжи Док Ёп (Ji-Deok Yeop) – guitar; Ким Чен Тхэ (Kim Jong-Tae) – keyboards; Пак Хон Ир (Park Hong-Il) – bass; Пэ Чхоль Су (Bae Cheol-Soo) – vocals, drums.
Начнем с того, что группа называется RUNWAY, а не RUN WAY, хотя это название тоже фигурирует, но оно появилось благодаря тому, что первый виниловый пресс был напечатан с ошибкой. Сам термин относится к взлетно-посадочной полосе в аэропортах и это неспроста, потому что группа образовалась в Корейском аэрокосмическом университете под руководством поющего барабанщика Пэ Чхоль Су.
В августе 1978 года на первом фестивале пляжной песни Dongyang Broadcasting Beach, проходившем на пляже Ёнпо, он получил награду за исполнение песни «Я жил, не зная мира» и стал знаменитым. В октябре того же года на втором фестивале песни Университета культурного вещания Пэ получил серебряную медаль за «Talchum», в конце концов подписав контракт с Jigu Records и выпустив альбом, собрав вместе несколько музыкантов. Его соратниками стали Чжи Док Ёп (гитара), Пак Хон Ир (бас) и Ким Чен Тхэ (клавишные).
Что сразу было заметно после прослушивания альбома, так это то, что корейский язык оказался вполне приемлемым в рок-контексте и не раздражал. Вокалист словно разбил каждую песню на короткие слоги с соответствующим ударением на каждом слоге, сохранив не только мелодию, но и ритм. Того же метода придерживался и Шинг Юнг Хайун.
Стоит отметить качественную работу гитариста, сумевшего создать свой уникальный мелодичный саунд, иногда уходя в импровизации. При этом Чжи не чурался применять и различные эффекты. Заметно и влияние англо-американского хард-рока конца 1960-х и начала 1970-х годов. К примеру, «Я любил тебя с самого начала» явно построена на риффе из «In-A-Gadda-Da-Vida» IRON BUTTERFLY, а в «Пропущенном круге» используются аккорды из «Smoke On The Water» DEEP PURPLE. Но это свидетельствует лишь о приемственности.
Игру гитариста хорошо дополняют басист и клавишник, использующий одну из моделей фирмы Yamaha. Чжи написал три песни, а Ким Чен Тхэ написал текст для одной песни («Talchum»). В сочинении остальных задействованы сторонние, тоже студенты авиационного института. Ли Ин Су написал тексты для шести песен, а Ра Вон Чжу написал тексты для двух песен и сочинил пять песен. Забавно, но лидер группы, барабанщик и вокалист, не принял участие в сочинении ни одной композиции. Получается, что этот альбом – результат долгой совместной работы музыкального сообщества нескольких студентов, не только музыкантов группы.
На альбоме есть и медленные композиции, например, красивая баллада «Вспомнить» с гитарным арпеджио и эффектом фленджера поверх медленного ритма. За ней следует более быстрая «Должно быть кто-то пришел» с фанковым шаффл-ритмом и сложными аккордами. Лично мне больше всего понравилась вещица «Танец в масках» с мистическим окрасом.
Завершает альбом эпическая 10-минутная композиция «Поездка», которую можно было бы сравнить с «Child In Time» по грандиозности. Как правило при исполнении таких вещей все в зале встают и зажигают свечи или зажигалки, качаясь в такт песни. В ней применена необычная последовательность аккордов, в которой Си появляется после Ми (Em) и Соль в прелюдии.
Подводя итог, скажем что у получился весьма непростой, интересный по музыке альбом конца 1970-х годов с элементами романтизма и психоделии, Чувствуется влияние англо-американского рока, итальянского и французского. Это ранний вариант инди-психо, который напрашивается на сравнение с корейским трио SAN UL LIM. Песни гармоничные, эмоциональные, хорошо сыграны с помощью электрогитары, органа, баса и барабанов.
В общем альбом стал интересным заделом в южнокорейском прог-роке, однако в том же 1979 году Пак Хон Ир и Ким Чен Тхэ покинули команду, чтобы сосредоточиться на учебе, и группа распалась.
Автор статьи, редактор - Александр Галин. Дополнительная редактура, вставка музыкальных фрагментов - БиС
Предыдущие материалы по теме:
Авторы дзен-канала "Рок на БиС" читают книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress