Найти в Дзене
Рок на БиС

Рок-кладовая Александра Галина. RUNWAY. Южнокорейский психоделик-прог.

Южную Корею вполне можно считать экзотической страной, в том смысле, что корейские иероглифы под стать китайским и японским, то есть информацию о местной рок-сцене получать приходиться с большим трудом. Да и самих данных не так много, даже в корейских источниках. Особенно это касается прогрессив-рока. Но это не значит, что не нужно изучать музыкальный пейзаж этого региона.

Кроме того, не следует забывать о политическом моменте. Со времени разделения Кореи на Северную и Южную в последней началась череда пертурбаций. В 1972 году, благодаря военному перевороту, к власти пришел президент Пак Чон Хи, который «правил» вплоть до 1979 года, пока его не застрелил начальник ЦРУ корейской разведки. В этот период в стране неоднократно вводилось чрезвычайное положение, были запрещены демонстрации, многие СМИ, не говоря уже о рок-музыке. Так что дебютный альбом RUNWAY стал как бы первой ласточкой свободы и демократии.

Однако они были далеко не первой прог-командой в Южной Корее и, признаемся, не самой лучшей. Мельком упомянем грандов, работавших в этой области в начале 1970-х. Главным корейским проггером был, конечно, Шинг Юнг Хайун (Shin Joong Hyun), который еще с начала 1960-х исполнял рок-н-роллы, а в 1967-69 годах записал пару психоделических альбомов с DONKEYS, в 1970-м записался с THE QUESTIONS, в 1972-м работал с THE MEN (послушайте 10-минутную «Beautiful Rivers And Mountains» с одноименного альбома и поймете что к чему),

в 1974-м – с YUP JUNS, в 1980-х – с MUSIC POWER.

В ранних командах с участием Хайуна, который несомненно был и остается «крестным Отцом» корейского прог-рока, работало много интересных музыкантов, в том числе Ли Юнг Хва (Lee Jung Hwa), которая образовала PEARL SISTERS в 1968 году, исполнявших этнику, поп-музыку, соул, смешивая ее с психоделией.

Другой талантливой певицей из «конюшни» Хайуна была Лим Джунг Ми (Kim Jung Mi, правильнее транслитируется как Ким Чонми), которая в 1973 году начала сольную карьеру, смешивая психоделию с этникой.

Стоит отметить деятельность HE 6, которые выпустил свой первый альбом Vol. 1 (Grand Record GH 00009) в 1970 году. На нем был записан бит, сёрф и психоделия. Иногда музыканты добавляли партии флейты и органа, играли в основном инструменталы, но иногда и пели. Их значительным по масштабности произведением стала сюита «In-A-Gadda-Da-Vida», кавер калифорнийцев IRON BUTTERFLY, который был записан на альбоме HE 6 Go Go Sound ‘71.

Немного поэкспериментировали с психоделией DEVILS на своем дебютнике (Asia Record ALS-228, 10.01.1971).

Одним из первых корейских фолкеров, начавших вставлять психоделические элементы, был Си Ю Сиок (Seo Yoo Seok), выпустивший дебютник в 1971 году. До этого фолк-рок был более «попсовым», типа материала дуэта TOI ET MOI, выпустивших первый альбом в 1969 году. За ним последовал Хан Дай-Су (Han Dae-Soo), которого многие считают корейским Бобом Диланом, в 1974-75 годах он записал пару примечательных альбомов в стиле фолк-рок с использованием психоделии.

Среди вокалисток отметим Мун Пил Йеон (Mun Pil Yeon), известную под псевдонимом Moon, которая начала записываться в 1972 году и порой пела низким голосом, а также Ха Чон Вон (1974), обе в своей музыкальной палитре использовали много стилей, став родоначальницами направления K-pop.

В 1973 году JO BANG выпустили альбом Carols In The 70’s (Jigu Records JLS 120 783), который найти не так-то просто. На нем психоделия была замешана с соулом и фанком.

В 1977 году начало свою деятельность прог-трио SAN UL LIM, куда входили три брата, а иногда на клавишных им подыгрывала сестрица. Закончили записываться они в 1983 году.

В 1979 году начали активно работать SONGOLMAE (переводятся на англ. как PEREGRINE FALCON), которые прекратили свою деятельность в 1990 году. Что интересно, они умудрились в прог-рок даже диско привнести, потом перейдя в формат K-rock.

Другой формацией, более интересной по музыке и близкой RUNWAY по посылу, были LINUS со своим единственным альбомом (Jigu Records JLS-1201575, 08.07.1980), который найти не так то просто. Порадовали и LOCUST, также издавшие всего один альбом в 1981 году (Dae Seong Records DAS-0002) с женским вокалом, парящей гитарой и плотным органным саундом. Очень разнообразный и хороший альбом. Но вернемся к нашим героям.

RUNWAY несомненно тоже относятся к южнокорейскому прогрессивному року. Они выпустили всего один альбом в 1979 году, который в справочниках именуется как Whal Ju Loh, но он оставил свой след.

Обложка альбома предоставлена Александром Галиным
Обложка альбома предоставлена Александром Галиным

Сейчас он стал раритетом, хотя переиздание на CD найти еще можно. Ганс Покора оценил его в две звезды, но было это уже давно, так что пора сделать переоценку.

Hans Pokora - австрийский коллекционер пластинок, который опубликовал серию книг о пластинках.Он называет ее - RECORD COLLECTORS DREAM и нумерует: 1001, 2001, 3001, вплоть до 8001 (пока). Каждая его книга содержит:  название лейбла, страну,  музыкальный стиль, каталожные номера, фото и оценку. БиС.
Whal Ju Loh (1978) - Run Way скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

Я любил тебя с самого начала (Loved From The Beginning) (3’57)/Ты (You) (2’21)/Думая о друге (Thinking Of A Friend) (4’02)/Вспомнить (Reminiscing) (4’32)/Кто-то пришел (Someone Come) (4’40)//Танец в масках (Mask Dance) (3’09)/Пропущенный круг (A Missing Circle) (3’02)/Наша молодость (Our Youth) (2’53)/Поездка (Talo) (10’14)

Чжи Док Ёп (Ji-Deok Yeop) – guitar; Ким Чен Тхэ (Kim Jong-Tae) – keyboards; Пак Хон Ир (Park Hong-Il) – bass; Пэ Чхоль Су (Bae Cheol-Soo) – vocals, drums.

Начнем с того, что группа называется RUNWAY, а не RUN WAY, хотя это название тоже фигурирует, но оно появилось благодаря тому, что первый виниловый пресс был напечатан с ошибкой. Сам термин относится к взлетно-посадочной полосе в аэропортах и это неспроста, потому что группа образовалась в Корейском аэрокосмическом университете под руководством поющего барабанщика Пэ Чхоль Су.

В августе 1978 года на первом фестивале пляжной песни Dongyang Broadcasting Beach, проходившем на пляже Ёнпо, он получил награду за исполнение песни «Я жил, не зная мира» и стал знаменитым. В октябре того же года на втором фестивале песни Университета культурного вещания Пэ получил серебряную медаль за «Talchum», в конце концов подписав контракт с Jigu Records и выпустив альбом, собрав вместе несколько музыкантов. Его соратниками стали Чжи Док Ёп (гитара), Пак Хон Ир (бас) и Ким Чен Тхэ (клавишные).

Что сразу было заметно после прослушивания альбома, так это то, что корейский язык оказался вполне приемлемым в рок-контексте и не раздражал. Вокалист словно разбил каждую песню на короткие слоги с соответствующим ударением на каждом слоге, сохранив не только мелодию, но и ритм. Того же метода придерживался и Шинг Юнг Хайун.

Стоит отметить качественную работу гитариста, сумевшего создать свой уникальный мелодичный саунд, иногда уходя в импровизации. При этом Чжи не чурался применять и различные эффекты. Заметно и влияние англо-американского хард-рока конца 1960-х и начала 1970-х годов. К примеру, «Я любил тебя с самого начала» явно построена на риффе из «In-A-Gadda-Da-Vida» IRON BUTTERFLY, а в «Пропущенном круге» используются аккорды из «Smoke On The Water» DEEP PURPLE. Но это свидетельствует лишь о приемственности.

Игру гитариста хорошо дополняют басист и клавишник, использующий одну из моделей фирмы Yamaha. Чжи написал три песни, а Ким Чен Тхэ написал текст для одной песни («Talchum»). В сочинении остальных задействованы сторонние, тоже студенты авиационного института. Ли Ин Су написал тексты для шести песен, а Ра Вон Чжу написал тексты для двух песен и сочинил пять песен. Забавно, но лидер группы, барабанщик и вокалист, не принял участие в сочинении ни одной композиции. Получается, что этот альбом – результат долгой совместной работы музыкального сообщества нескольких студентов, не только музыкантов группы.

На альбоме есть и медленные композиции, например, красивая баллада «Вспомнить» с гитарным арпеджио и эффектом фленджера поверх медленного ритма. За ней следует более быстрая «Должно быть кто-то пришел» с фанковым шаффл-ритмом и сложными аккордами. Лично мне больше всего понравилась вещица «Танец в масках» с мистическим окрасом.

Завершает альбом эпическая 10-минутная композиция «Поездка», которую можно было бы сравнить с «Child In Time» по грандиозности. Как правило при исполнении таких вещей все в зале встают и зажигают свечи или зажигалки, качаясь в такт песни. В ней применена необычная последовательность аккордов, в которой Си появляется после Ми (Em) и Соль в прелюдии.

Подводя итог, скажем что у получился весьма непростой, интересный по музыке альбом конца 1970-х годов с элементами романтизма и психоделии, Чувствуется влияние англо-американского рока, итальянского и французского. Это ранний вариант инди-психо, который напрашивается на сравнение с корейским трио SAN UL LIM. Песни гармоничные, эмоциональные, хорошо сыграны с помощью электрогитары, органа, баса и барабанов.

В общем альбом стал интересным заделом в южнокорейском прог-роке, однако в том же 1979 году Пак Хон Ир и Ким Чен Тхэ покинули команду, чтобы сосредоточиться на учебе, и группа распалась.

Автор статьи, редактор - Александр Галин. Дополнительная редактура, вставка музыкальных фрагментов - БиС

Предыдущие материалы по теме:

Рок-кладовая Александра Галина | Рок на БиС | Дзен

Авторы дзен-канала "Рок на БиС" читают книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress

Обложки изданий
Обложки изданий